Автор: U*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования.
Задачи:
характеристика сущности и содержания системы социального управления.
изучение законов и принципов социального управления.
исследование социального управления как системы.
характеристика понятия и сущности организационной деятельности.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
1.1. Сущность и содержание системы социального управления………………5
1.2. Законы и принципы социального управления…………………………….11
1.3. Социальное управление как система……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24
2.1. Понятие и сущность организационной деятельности……………………24
2.2. Пути совершенствования системы социального управления в сфере образования посредством законодательной базы……………………………..30
2.3. Социальные взаимодействия как базовый элемент организационной деятельности в развитии российского образования………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Система
социального управления:
пути совершенствования
СОДЕРДАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………
1.1. Сущность
и содержание системы
1.2. Законы
и принципы социального
1.3. Социальное
управление как система……………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24
2.1. Понятие
и сущность организационной
2.2. Пути
совершенствования системы
2.3. Социальные
взаимодействия как базовый
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения системы социального управления и путей ее совершенствования в связи с тем, что это имеет непосредственное воздействие на более эффективного функционирования систем социального управления. Качество этого воздействия, прежде всего, зависит от управленческих и организационных отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих, которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата.
Объектом:
являются теоретические аспекты
системы социального
Предметом исследования является управление системой социального управления в сфере образования.
Целью данной работы является изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования.
Задачи:
Данная проблема отмечена в работе следующих авторов: Стефанова Н. в работе «Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика»; Иванова В.Н. в работе «Основы социального управления».
Данная
курсовая работа состоит из введения,
двух глав включающих 6 параграфов, заключения
и списка литературы. Во введении обозначены
основные цели и задачи, актуальность
данной темы. Первая глава включает 3 параграфа,
она посвящена теоретическому анализу
системы социального управления. Во второй
главе, включающей 3 параграфа, дается
характеристика организационной деятельности
как пути совершенствования системы социального
управления. В заключении сформулированы
выводы по теме.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность
и содержание системы социального
управления
Система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.
Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.
В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.
Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.[1]
В социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.
Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. В самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.
Техническая
система представляет собой пропорциональное
сочетание отдельных
Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.
Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.
Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.[2]
Все системы - техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная - взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия.
Деятельность и развитие системы в целом подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование.[1]
Характерными чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование общественных законов, закономерностей управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий, моделирование управляемых объектов и субъектов управления с учетом количественных и качественных измерений как объектов, так и субъектов управления.
Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы развития социальных процессов и явлений, а также построения самих управленческих систем. При этом необходимо учитывать принцип самоорганизации социальных систем.
Для процессов самоорганизации в пространстве и времени необходимы следующие условия:
1)
относительная открытость
2) нелинейность закона взаимодействия различных частей социальной системы;
3)
наличие элемента случайности
(например, случайности природного
происхождения, случайности в
научно-технических
4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров.
Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самоорганизующего поведения будет каждый раз иным, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных «потоков» социальной информации. Взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы - его объекта и субъекта - главный вопрос управления, создания и совершенствования его системы.
Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:
— конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;
— комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
— аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т. д.);
— системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
Состояние управленческих отношений, целостность сложной социальной системы прежде всего зависят от сбалансированности двух его подсистем: объекта и субъекта социального управления.[2]
Объектом управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия. В центре такого воздействия находятся не люди, как принято считать, а отношения, которые пребывают в постоянном изменении, где происходят различные события и явления во времени и пространстве. Именно процессы и являются главным объектом социального управления, воздействие на которые в соответствии с их внутренней логикой развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.
Еще одним компонентом объекта управления являются ресурсы. Понятие ресурсы имеет два значения: запасы, средства, используемые при необходимости; предельное значение какого-то средства.
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.
Информация о работе Система социального управления: пути совершенствования