Система социального управления: пути совершенствования

Автор: U*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования.
Задачи:
характеристика сущности и содержания системы социального управления.
изучение законов и принципов социального управления.
исследование социального управления как системы.
характеристика понятия и сущности организационной деятельности.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
1.1. Сущность и содержание системы социального управления………………5
1.2. Законы и принципы социального управления…………………………….11
1.3. Социальное управление как система……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24
2.1. Понятие и сущность организационной деятельности……………………24
2.2. Пути совершенствования системы социального управления в сфере образования посредством законодательной базы……………………………..30
2.3. Социальные взаимодействия как базовый элемент организационной деятельности в развитии российского образования………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Система социального управления пути совершенствования.docx

— 81.92 Кб (Скачать)

Система социального управления: пути совершенствования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРДАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ  СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5

1.1. Сущность  и содержание системы социального  управления………………5

1.2. Законы  и принципы социального управления…………………………….11

1.3. Социальное  управление как система……………………………………....17

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК  ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ  СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24

2.1. Понятие  и сущность организационной деятельности……………………24

2.2. Пути  совершенствования системы социального  управления в сфере образования  посредством законодательной базы……………………………..30

2.3. Социальные  взаимодействия как базовый элемент  организационной деятельности в  развитии российского образования………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  данной темы обусловлена необходимостью изучения системы социального управления и путей ее совершенствования  в связи с тем, что это имеет непосредственное воздействие на более эффективного функционирования систем социального управления. Качество этого воздействия, прежде всего, зависит от управленческих и организационных отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих, которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата.

     Объектом: являются теоретические аспекты  системы социального управления.

     Предметом исследования является управление системой социального управления в сфере  образования.

     Целью данной работы является изучение системы  социального управления и путей  ее совершенствования в сфере  образования.

     Задачи:

  1. характеристика сущности и содержания системы социального управления.
  2. изучение законов и принципов социального управления.
  3. исследование социального управления как системы.
  4. характеристика понятия и сущности организационной деятельности.
  5. выявление путей совершенствования системы социального управления в сфере образования посредством законодательной базы
  6. анализ социального взаимодействия как базового элемента организационной деятельности в развитии российского образования

     Данная  проблема отмечена в работе следующих  авторов: Стефанова Н. в работе «Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика»; Иванова В.Н. в работе «Основы социального управления».

     Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Во введении обозначены основные цели и задачи, актуальность данной темы. Первая глава включает 3 параграфа, она посвящена теоретическому анализу системы социального управления. Во второй главе, включающей 3 параграфа, дается характеристика организационной деятельности как пути совершенствования системы социального управления. В заключении сформулированы выводы по теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

1.1. Сущность  и содержание системы социального управления 

     Система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.

     Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней  средой.

В зависимости  от степени взаимодействия с внешней  средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы  делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.

     Системы состоят из подсистем, каждая из которых  может быть рассмотрена как в  отдельности, так и в их неразрывной целостности.[1]

     В социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

     Каждая  из названных подсистем имеет  свои особенности. В самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.

     Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических  средств из множества отдельных  видов различного оборудования. Технологическая система основана на делении деятельности, материального и духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процедуры. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.

     Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих  положений и инструкций позволяет  рационально использовать технические  средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

     Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

     Социальная  система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.[2]

     Все системы - техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная - взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

     Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия.

     Деятельность  и развитие системы в целом  подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные  задачи, решению которых подчинено их существование.[1]

     Характерными  чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование общественных законов, закономерностей управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий, моделирование управляемых объектов и субъектов управления с учетом количественных и качественных измерений как объектов, так и субъектов управления.

     Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы развития социальных процессов  и явлений, а также построения самих управленческих систем. При  этом необходимо учитывать принцип  самоорганизации социальных систем.

     Для процессов самоорганизации в  пространстве и времени необходимы следующие условия:

     1) относительная открытость системы,  которая предполагает наличие  определенных потоков в нее  и из нее (ресурсов и энергии, капитала, товаров, человеческих ресурсов в их связи с другими социумами и т. д.);

     2) нелинейность закона взаимодействия различных частей социальной системы;

     3) наличие элемента случайности  (например, случайности природного  происхождения, случайности в  научно-технических изобретениях  и последствиях их применения  и т. д.);

     4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров.

     Идея  самоорганизации никоим образом  не противоречит идее управления, поскольку  качество, путь и результат самоорганизующего поведения будет каждый раз иным, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных «потоков» социальной информации. Взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы - его объекта и субъекта - главный вопрос управления, создания и совершенствования его системы.

     Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:

— конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;

— комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;

— аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т. д.);

— системный, позволяющий рассматривать и  управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.

     Состояние управленческих отношений, целостность  сложной социальной системы прежде всего зависят от сбалансированности двух его подсистем: объекта и субъекта социального управления.[2]

     Объектом управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия. В центре такого воздействия находятся не люди, как принято считать, а отношения, которые пребывают в постоянном изменении, где происходят различные события и явления во времени и пространстве. Именно процессы и являются главным объектом социального управления, воздействие на которые в соответствии с их внутренней логикой развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.

     Еще одним компонентом объекта управления являются ресурсы. Понятие ресурсы имеет два значения: запасы, средства, используемые при необходимости; предельное значение какого-то средства.

Социальные  ресурсы можно определить как  запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.

Информация о работе Система социального управления: пути совершенствования