Система социального управления: пути совершенствования

Автор: U*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования.
Задачи:
характеристика сущности и содержания системы социального управления.
изучение законов и принципов социального управления.
исследование социального управления как системы.
характеристика понятия и сущности организационной деятельности.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
1.1. Сущность и содержание системы социального управления………………5
1.2. Законы и принципы социального управления…………………………….11
1.3. Социальное управление как система……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24
2.1. Понятие и сущность организационной деятельности……………………24
2.2. Пути совершенствования системы социального управления в сфере образования посредством законодательной базы……………………………..30
2.3. Социальные взаимодействия как базовый элемент организационной деятельности в развитии российского образования………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Система социального управления пути совершенствования.docx

— 81.92 Кб (Скачать)

     С научной точки зрения управление - это направленная координация и  организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью  человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

     Управление  многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три  компонента - неживую природу, живую  природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную  классификацию процессов управления по его основным классам:

  • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
  • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
  • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

     Социальное  управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью  человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.[4]

     Люди  как главная производительная сила познают и используют законы природы  и общества  в процессе производства, распределения, обмена и потребления  материальных и духовных благ. Объектами  изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями  организации социальной жизни. Например, управление общественным производством  включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической  системы. Это - уровни управления.

     В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее  включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и  др. Это - подвиды социального управления.[3]

     Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки  выступают социальные системы и  системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся  трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

     Иными словами, классификация видов социального  управления соответствует классификации  основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.[4]

     Каждый  вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и  управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие  подвиды управления.

     Понятия менеджмент, администрирование, руководство  относятся только к классу социального  управления и в этом смысле понятие  менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

     Понятие администрирование наиболее полно  соответствует понятию власть, поскольку  их основная функция состоит в  определении политики той или  иной социальной системы, а понятия  руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному  управлению людьми, практической организации  объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и  руководство могут рассматриваться  как в широком, так и в узком  смысле.

     В наиболее общем виде процесс социального  управления можно разделить на две  составные, взаимообусловленные и  взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы  целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно  на технологическую и техническую  организацию объекта управления).

     Связующее звено между двумя частями  единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.[4]

     В соотношении понятий власть и  управление второе занимает подчиненное  положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.

     Таким образом, менеджмент является процессом  планирования, организации, мотивации  и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы  через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное  и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.

     Каждый  класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем.

     Все эти особенности оказывают влияние  на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует  централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность.

     Содержание  науки социального управления - выявление  законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов  целенаправленной деятельности людей  в процессе управления обществом, его  главными сферами и звеньями. Поэтому  основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная  система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия  на людей в социальных процессах  на основе установления законов и  закономерностей управления обществом.

     Социальное  управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости  организации совместной деятельности людей и порождается, с одной  стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими  условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс  общественной жизни, - политическую, экономическую  и духовную сферы.

     Сущность  социального управления определяет формирование и функционирование этого  класса управления как системы.

     Система социального управления включает следующие  компоненты: механизм управления, структуру  управления, объекты управления, функции  управления, кадры управления, процесс  управления. Система управления - это  форма реализации взаимодействия и  развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

     Механизм  управления создается и целенаправленно  изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь  наибольшей его эффективности в  данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы  механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем  и решение стоящих перед ним  задач. С эти позиций в общем  механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы  объективных законов социального развития и управления.

     Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного  воздействия на связи и отношения  людей в процессе жизнедеятельности  общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся  планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.[4]

     Структура отражает состав и соподчиненность  различных элементов, звеньев и  ступеней управления, функционирующих  для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого  целого - организации системы социального  управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

     Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное «женское» начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием «мужского» начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

     В настоящее время управляющими высшего  ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового  менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по персоналу, каждый управляющий - это управляющий персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК  ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

2.1. Понятие и сущность организационной деятельности 

     Организационные отношения вообще и организационные отношения в системе управленческих отношений в частности сегодня приобретают особую значимость. В современном управлении очень важно не только правильно сформулировать цели, но и добиться их осуществления при наименьших издержках. Это во многом функция организации, организационной культуры.[5]

     Термин  организация употребляется в трех значениях:

  1. под организацией понимается какой-то объект, система, обладающая сложной внутренней структурой (государственная организация, общественный институт, предприятие и т. п.),
  2. состояние упорядоченности, порядка той или иной совокупности предметов, явлений: внутренняя форма, структура системы.
  3. деятельность органа, человека (организационная работа) по созданию состояния упорядоченности или целостной системы.

Информация о работе Система социального управления: пути совершенствования