Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка
Шпаргалки по социологии
Перечислим основные типы причин социальных изменений.
1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.
2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.
3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.
4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.
5. Социально-психологические
причины - привыкание, насыщение,
жажда новизны, рост
Факторами,
причиной социальных изменений выступают
многообразные обстоятельства, такие,
как изменение среды обитания, динамика
численности и социальной структуры населения,
уровень напряженности и борьбы за ресурсы
(особенно в современных условиях), открытия
и изобретения, аккультурация (усвоение
элементов других культур при взаимодействии).
33. Глобализация социокультурных процессов в современном мире.
Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.
Глобализация связана,
прежде всего, с интернационализацией
всей общественной деятельности на Земле.
Эта интернационализация
Можно рассматривать глобализацию как интеграцию на макроуровне, то есть как сближение стран во всех сферах: экономической, политической, социальной, культурной, технологической и др.
Глобализация имеет
и положительные и
Вызовы и угрозы, обусловленные глобализацией:
Следует отметить, что
в последнее время в
Глобализация затронула
и социальную сферу, хотя интенсивность
этих процессов во многом зависит
от экономических возможностей интегрируемых
составных частей. Социальные права,
доступные ранее населению
Весьма заметным явлением за последние 100 лет стала глобализация культуры на базе колоссального роста культурного обмена между странами, развития индустрии массовой культуры, нивелировки вкусов и пристрастий публики. Этот процесс сопровождается стиранием национальных особенностей литературы и искусства, интеграцией элементов национальных культур в формируемую общечеловеческую культурную сферу. Глобализация культуры явилась также отражением космополитизации бытия, языковой ассимиляции, распространения по планете английского языка как глобального средства общения и других процессов.
Как у всякого
сложного явления, у глобализации появились
как положительные, так и отрицательные
стороны. Ее последствия связаны
с очевидными успехами: интеграция
мирового хозяйства содействует
интенсификации и росту производства,
освоению технических достижений отсталыми
странами, улучшению экономического
состояния развивающихся стран
и т.д. Политическая интеграция помогает
предотвращать военные
Однако имеется и большое количество негативных последствий. Они проявились в виде так называемых глобальных проблем человечества.
Глобальные проблемы человечества:
• социального характера
- демографический императив с
его многочисленными
• социально-биологические - проблемы возникновения новых болезней, генетической безопасности, наркомании;
• социально-политические - проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, информационной безопасности, терроризма;
• социально-экономического характера - проблемы устойчивости мировой экономики, истощения невозобновляемых ресурсов, энергетики, бедности, занятости, нехватки продовольствия;
• духовно-нравственной сферы - проблемы падения общего уровня культуры населения, распространения культа насилия и порнографии, невостребованности высоких образцов искусства, отсутствие гармонии в отношениях между поколениями и многие другие.
Характерной чертой
положения дел с глобальными
проблемами является рост их числа, усугубление
или проявление новых, совсем недавно
неизвестных угроз.
34. Подготовка социологического исследования (формулирование проблемы, исходной гипотезы, предмета, цели и задач исследования).
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап - сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.
ПОДГОТОВКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ -- процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности.
Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования.
Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых.
В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.
Выделение этапов программы -- это не только проблема исследовательской практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.
Сложность обоснованного
выделения научно-
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является документом, содержащим методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.
Виды социологических исследований
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования:
разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи.
Описательное исследование
- более сложный вид
Самый серьезный вид социологического исследования - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования - поиск причинно-следственных связей.
Под объемом исследования, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта.
Под предметом социологического исследования мы понимаем существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.
Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих, например, такое явление, как преступность. Итак, в предмете исследования обозначаются границы, в пределах которых изучается объект исследования.
Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования -- это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению.
В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие второстепенное или опосредующее влияние на состояние проблемы.
Гипотеза в социологическом исследовании
Процедура разработки
гипотез начинается с формулировки
частных познавательных задач исследования.
Они фиксируются в форме
Закончив процедуру
формулировки частных познавательных
задач исследования, нужно описать
сами гипотезы. Гипотеза определяется
как обоснованное научное предположение
о непосредственно
Гипотеза определяется как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть".
Роль гипотез в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь к ученым, указывал, что лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой. В чем же заключается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.
Описательные гипотезы -- предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации (в органах МВД) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.