Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Коммуникация может пониматься как информационное воздействие субъекта коммуникации на объект, преследующее цели, заданные субъектом. Субъектами коммуникации могут преследоваться три цели: реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы;
коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;
и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.
Выделяются три формы коммуникативного действия:
1) подражание – уподобление чему-нибудь или кому-нибудь;
2) диалог – форма взаимодействия
равноправных субъектов
3) управление – форма
воздействия субъекта на
Понятия «информация» и «коммуникация»
характеризуют коммуникативный
процесс с разных сторон. Информация
существует практически везде –
как в природе, так и в социуме.
Социальная информация предполагает совокупность
сведений, предназначенных для передачи
с целью реализации основной функции
массовой коммуникации. Коммуникация
является социальным явлением и осуществляется
посредством различного рода информации.
Информация есть средство осуществления
коммуникации. Функция воздействия
на аудиторию принадлежит не информации,
а коммуникации, которая реализует
ее при помощи информации. Необходимо
разграничивать понятия «средства
массовой информации (СМИ)» и «средства
массовой коммуникации (СМК)». Корректно
при описании массово-коммуникативных
процессов использование
периода. Массовая коммуникация
выступает как определенный вид
социальной деятельности, имеющей свой
субъект, объект воздействия, а также
условия и средства осуществления.
Отличия массовой коммуникации от межличностного
общения проявляются
Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно
больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей; включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям; представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.
К особенностям массовой коммуникации
относятся следующие характерис
передающей и принимающей сторон; множество реципиентов; влияние институциональных, предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.
11. Структура массовой коммуникации
Различные подходы к
12.Массовая коммуникация как система деятельности и как социальная система
Массовая коммуникация является
подсистемой в системе
представляет собой систему транслирования в массовое сознание социальных оценок текущей действительности, т.е. оценок актуальных событий, попадающих в поле зрения массового сознания.
Сфера деятельности массовой коммуникации – сфера актуального. Ее задача (функция) – внесение в массовое сознание оценок на материале конкретных актуальных событий. Оценки, транслируемые массовой коммуникацией, создаются той или иной идеологией и преобразуются и адаптируются для восприятия общественным мнением.
Массовая коммуникация –
разновидность духовно-
СМК – это самоуправляющаяся
и самокорректирующаяся подсистема,
действующая в конкретных политических
и институциональных условиях. Массовую
коммуникацию изучают и как одно
из средств поддержания
Совокупность СМК, представляя собой определенную систему, отвечает таким требованиям, как:
1) сохранение целостного
характера, несмотря на
2) обладание совокупностью
компонентов, каждый из
3) наличие необходимого
набора функций и их
4) определенные организационные
отношения между участниками
массовой информационной
5) наличие соответствующих
административно-
СМК функционируют в некоторой внешней системе, совокупности социальных, культурных и экономических условий общества как такового. Социальная система массовой коммуникации состоит из ролевых подсистем. К основным составляющим при этом относят: аудиторию, дифференцированную по вкусам, образовательному уровню, возрасту и т.д.; организации исследования аудитории; организации, создающие и распространяющие содержание массовой коммуникации; спонсоров или рекламодателей; рекламные агентства. Также выделяется подсистема контроля, включающая в себя: совокупность законодательных органов различного уровня; агентства по контролю за соблюдением нормативных актов; самодеятельные ассоциации, способствующие контролю.
13.Функции средств массовой
коммуникации на
Функцией массовой коммуникации
как деятельности является перенос,
трансляция в массовое сознание теми
или иными социальными группами
оценок определенного вида явлений
и фактов, актуальных с общественной
и временной точек зрения. При
рассмотрении СМК как института
гражданского общества главными принимаются
функции, связанные с задачами интеграции
общества. Для аудитории наиболее
важными выступают
как деятельности по творческой
реализации системы ценностей субъекта
функцией является производство, творческое
оформление оценок актуальных событий.
У СМК функцией является передача
информации, т.е. информационная функция.
Именно СМК обладают характеристиками
регулярности и периодичности
Основные функции массовой коммуникации в обществе.
1. Информационная: информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
информационное обеспечение инновационных процессов.
2. Социальной связи:
социальной активности, формирование общественного согласия.
3. Обеспечение преемственности:
выражение образцов
4. Рекреативная: создание
возможностей для отдыха и
развлечения; снижение
напряженности.
5. Мобилизации: организация
кампаний в связи с
Основные функции массовой
коммуникации на индивидуальном уровне
связаны с удовлетворением
1. Информационная функция:
нахождение информации о
непосредственного окружения,
общества, мира в целом; удовлетворение
общих интересов и
2. Функция личностной
3. Функция интеграции и
социального общения:
формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
4. Функция развлечения:
эмоциональная разрядка; заполнение
свободного времени; эскапизм, уход
от проблем; получение
Индивидуальные функции и дисфункции в деятельности СМК рассматриваются в контексте их аудитории. Основное внимание уделяется коммуникативному поведению индивида. Мотивы индивидуальной активности в отношении массовой коммуникации связаны с социальным контекстом и, в той или иной мере, со структурой общества в целом. Дисфункции массовой коммуникации отражают ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. При этом дисфункциональность деятельности СМК может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в
функцию «контроля сознания»;
функция мобилизации при
14.Структура системы СМК. Печать как средство массовой коммуникации
Со стороны внешней
формы, массовая коммуникация представляет
собой совокупность всех каналов
передачи информации (печать, радио, телевидение),
рассмотренная со стороны внутренней
формы, – совокупность всех жанров,
посредством которых