Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Формирование информационного общества сопровождается утверждением новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, образа жизни и принципов управления обществом. Информационное общество отличает, с одной стороны, возрастающее управленческое значение СМК, являющихся элементом общественных связей, с другой – возрастающая информированность населения, свободный доступ к информации, беспрепятственная работа всех СМК, наличие массовых технических средств, делающих информацию доступной для большинства граждан. Движущей силой
социальных изменений
слушателей. Сообщения не только сегментированы
по рынкам, следуя стратегиям отправителей,
но также все больше диверсифицируются
пользователями, выбирающими их сообразно
своим интересам. Усиливается социальная
стратификация пользователей
информации осуществляются в основном посредством государства и СМК, возникновение личной зависимости не является широко распространенным явлением. Она характерна для тоталитарных и авторитарных систем управления и существует достаточно долго. В современных демократических обществах, где высока рассредоточенность источников социальной информации и государство не является определяющим ее источником, личная зависимость может возникать на короткое время под воздействием одного индивида. Так, распространение искаженной информации отдельными
людьми через СМК, особенно Интернет, происходит регулярно.
Многообразие и дешевизна в производстве самой разнообразной информации позволяет:
а) воздействовать на небольшие группы людей, подстраиваясь под их особенности; б) скрывать в
большом массиве информации собственно пропагандистские сообщения. Изменения, которые несет
с собой информационное общество,
не только усложняют процесс
создают новые возможности для повышения ее эффективности.
Процессы глобализации обусловливают
качественно новую
финансовой системы; расширение активности
транснациональных корпораций; появление
глобальных коммуникационных сетей; небывалый
ранее масштаб преодоления
коммуникации. В племенном обществе доминирующим средством была речь, это было общество «уха». Появление печати трансформирует закрытый до этого «племенной мир». Это оказывается сопряженным с распространением рациональности, а также с пространственным расширением социальных отношений. Неотъемлемой чертой периода является многообразие социальных иерархий, возникновение национального государства. Распространение электронных средств приводит к доминированию устной коммуникации, подобно тому как это было в «племенных» деревнях прошлого. Качественно отличным при этом является глобальный уровень происходящего. Электричество дало возможность установить глобальную коммуникационную сеть. Такая сеть выступает некоторым аналогом центральной нервной системы человека. Это позволяет индивиду соучаствовать и ощущать последствия как каждого своего действия,
так и действий других. За счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте индивид может одновременно «переживать» состояние отдаленных объектов. Таким образом, происходит снятие координат «центра» и «периферии», причем члены деревни не могут существовать без осознания некоторой глобальной целостности. В условиях современного мира, все области которого в основном структурированы глобальным
капитализмом, каждая из транснациональных практик – экономическая, политическая и культурноидеологическая
– характеризуется своим базовым
институтом. При этом транснациональная
корпорация является важнейшим компонентом
транснациональных
Глобализация в сфере массовых коммуникаций происходит главным образом за счет активности и укрепления позиций мировых коммуникационных конгломератов. По существу, сейчас происходит формирование нового глобального медиапорядка, в «пространство» которого включено относительно небольшое число экономических субъектов. В новом глобальном медиаконтексте зрителей рассматривают в первую очередь не как граждан национальных государств, а как некоторую экономическую общность, как «сегмент» конкретного потребительского рынка.
Все больше информационного пространства на телевидении, радио, в печатных изданиях самых разных стран отводится реализации глобальных маркетинговых стратегий. Это осуществляется как за счет собственно рекламных материалов, так и в опосредованной форме – с помощью самой различной художественной продукции. В задачу подобных практик входит не только продвижение на рынок товаров и услуг, но и трансляция и формирование новых жизненных стилей, что, в свою очередь, способствует нарождению новых политических отношений, социокультурных изменений в
направлении глобальной культуры потребления.
В рамках глобальных процессов формирование
нового мирового медиапорядка является
одной из значимых составляющих. В
этой связи основной для общенациональных
государственных каналов
При анализе тенденций в сфере мировых информационных процессов выделяются три подхода: «коммуникации и развития», «культурного империализма» и «плюрализма коммуникаций». Массовая коммуникация и развитие. Сторонники подхода следующим образом характеризуют значение массовой коммуникации в процессах модернизации.
СМК способствуют национальной
интеграции; обеспечивают связь внутреннего
и международного рынков; стимулируют
потребности в современных
СМК в условиях зависимого развития. Концепции «зависимого развития» содержат положение о том, что отсталость и слаборазвитость отдельных стран есть особый тип развития, который является результатом исторической эволюции мирового капитализма, спецификой отношений между его центром и периферией. Сторонниками концепции
отмечалось, что функционирование
западных средств массовой коммуникации
(прежде всего в США) в информационном
пространстве развивающихся стран
неизбежно оказывается
1) укреплением сложившихся
условий социальной, экономической,
политической и культурной
2) разрушением национальной
идентичности и
3) формированием
4) за счет международной
рекламы в обществе создается
психологическая атмосфера,
Идея «плюрализма мировых коммуникаций». В последней четверти XX в. в области мирового развития наблюдались тенденции, повлиявшие на ситуацию в области мирового информационного обмена. Сместился акцент в политической активности. Политические вопросы в области культуры, идеологии, социальных проблем отошли на второй план, в центре внимания оказалась экономика по причине известных геополитических изменений. Наблюдались трудности в экономике развитых стран, рост производства в анклавах третьего мира. В этой ситуации многие развивающиеся страны видели свое будущее в экономической интеграции с мощными торгово-экономическими объединениями или блоками. «Новый мировой информационный порядок». Различие в мощности и возможностях средств массовой коммуникации развитых и развивающихся стран привело к напряженности, причем не только «концептуальной», но и политической. Наиболее известное проявление этого связано с идеей «нового мирового информационного порядка». Суть ее состоит в следующем. Мировая система массовых коммуникаций контролируется развитыми странами Запада. В этих условиях новости из развивающихся стран оказываются ограниченными и отражают происходящее под углом зрения,
невыгодным для развивающихся
стран. Кроме того, западные страны
контролируют технологию производства
и распространения теле- и радиопрограмм
и в этом плане также оказывают
непосредственное влияние на состояние
массовой коммуникации в развивающихся
странах.Поэтому такие западные
культурные ценности (зачастую понимаемые
как ценности «американского образа
жизни»), как потребление и
существу, речь идет об одностороннем «экспорте» всего того, что связано с массовой коммуникацией в развивающиеся страны со стороны развитых, прежде всего западных, стран. Понятие «нового мирового информационного порядка» получило международно-правовое признание в конце 1978 г., когда оно было включено в официально принятые документы Генеральной Ассамблеи ООН и Генеральной конференции ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры). В Декларации ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой коммуникации в укрепления мира и взаимопонимания между народами, содержится призыв к ликвидации
неравномерности в распространении
информации для развивающихся стран
и исходящей от них. В 1980 г. ЮНЕСКО
была принята резолюция, поддерживающая
определенные меры по регулированию (например
лицензированию) потоков новостей и
различной культурной продукции, распространяющихся
через национальные границы. В этом
же году по инициативе ЮНЕСКО была создана
новая организация
империализма».
Понятие коммуникации имеет много различных определений, которые можно сгруппировать по следующим трем основаниям. Коммуникация рассматривается: 1) как связь между различными объектами; 2) как аналог общения; 3) как аналог воздействия. Коммуникация – 1) одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности; 2) способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; 3) передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов; 4) социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений. Коммуникация невозможна без отправителя (коммуникатора, передатчика сообщений), канала передачи, собственно сообщения, приемника, отношений между передающей и принимающей сторонами.