Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
разрабатывают «теорию культивирования», согласно которой постоянный просмотр телесообщений
приводит к выработке у
Подводя итог обзору некоторых направлений и концепций в зарубежных исследованиях массовой
коммуникации, следует отметить, что в процессе анализа сферы деятельности массовой коммуникации
различными зарубежными
сторонах и проблемных моментах данного социального процесса, чему, вероятно, способствовала
более разработанная (по сравнению с исследованиями отечественных ученых) собственно
социологическая теория, дающая возможность наиболее эффективного развития социологии массовой
коммуникации.
Отечественная социология коммуникации развивалась в основном в рамках психологии и лингвистики, изучающей языковую коммуникацию. Социология массовой коммуникации развивалась в двух направлениях:
1) в направлении социометрии,
т.е. велись исследования
общностей как сфер, на которые
непосредственно оказывает
коммуникаций (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов, Т.М. Дридзе и др.);
2) в направлении разработки
Представители первого направления исследовали массовую аудиторию. Это направление является достаточно разработанным и по методам исследований, и с точки зрения значимости результатов для анализа социальных процессов. Второе направление в развитии социологии массовой коммуникации осуществлялось в основном в рамках наук, изучающих журналистику. Это предопределило содержание, формы, уровни и категориальное наполнение данного научного направления социологического знания. В настоящее время проблема информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает все более масштабный характер. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сделан акцент на роли информационного воздействия массовой коммуникации на регулирование общественных отношений и, как следствие, на массовую аудиторию, и, таким образом, последняя выступает в качестве объекта воздействия. Такой подход реализован не только в политических документах, но и в ряде научных исследований.
Существует и другой подход в научных исследованиях массовой коммуникации, акцентирующий основное внимание на информационных потребностях массовой аудитории и на необходимости выработки мнения последней на страницах прессы.
Эти подходы указывают на существующие на сегодняшний день два основания для дифференциации в изучении деятельности массовой коммуникации: медиацентристское и социоцентристское.
Медиацентристский подход. Массовая коммуникация представляет собой некую замкнутую
целостную систему, функционирующую
по собственным законам и
формирование общественного
Социоцентристский подход. Деятельность массовой коммуникации детерминирована непосредственно аудиторией, мнения и взгляды которой она и призвана выражать через каналы своих средств.
Аудитория в данном случае выступает
субъектом, определяющим информационную
политику массовокоммуникативного
процесса. Со стороны представителей
данного подхода в адрес
Оригинальная модель коммуникации,
названная
все виды коммуникативной деятельности,
была предложена Т.М. Дридзе. В качестве
основы социальных процессов (в том
числе и массово-
всех составляющих ее сторон проводилась в исследованиях по журналистике и называлась термином
«СМИ» (СМИП) или «журналистика».
Термин «массовая коммуникация»
Впервые в отечественной научной литературе «официальное» определение массовой коммуникации
появилось в 1983 г. в «Философском энциклопедическом словаре» в статье Ю.А. Шерковина.
Массовая коммуникация определялась как «систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
Социология и теория массовой коммуникации развивались в рамках теории журналистики.
Поэтому часто в исследованиях термин «массовая коммуникация» (МК) используется как синоним понятий «средства массовой информации» (СМИ), «журналистика». Научная активность социологов указывает на возрастание интереса к проблемам массовой коммуникации, обусловленного возрастающей ролью самой массовой коммуникации в обществе.
Множественность представлений о массовой коммуникации в рамках как социологии, так и теории журналистики свидетельствует о значимости самого объекта исследования.
Увеличение числа исследований данной проблематики будет способствовать развитию социологии массовой коммуникации и выполнению ею не только описательной, но и объяснительной роли в исследовании как самой МК, так и различных общественных процессов.
Теоретический уровень социологии массовой коммуникации, разрабатываемый отечественными учеными, находится в стадии становления. Необходимость дифференциации кажущихся синонимичными понятий, так или иначе обозначающих исследуемый объект, становится очевидной, ибо отсутствие согласованной системы категорий снижает методологическую значимость теоретического уровня социологии МК, что может повлечь за собой снижение уровня конкретных социологических исследований и сведение их на уровень прикладных.
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно стали использоваться в конце XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Немецкий социолог М. Вебер утверждал, что основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новое (новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него) и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его
участников.
Рассмотрим составляющие термина «средства массовой коммуникации» (СМК).
Коммуникация (лат. связываю, делаю общим) – процесс обмена информацией между системами.
Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений между численно большими рассредоточенными аудиториями с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания политического экономического и морального воздействия на оценку, мнение, поведение людей; систематическое распространение информации с помощью средств массовой информации; исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его
между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Средства массовой коммуникации – это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.), с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.
Существует несколько вариантов классификации СМК: простые МК (газета, фотография, грамзапись, кино, телефон, радио); сложные МК (магнитная запись, телевидение, факс); современные МК (лазерная запись информации, Интернет, сотовая связь); перспективные МК (симбиозная связь, сотовая плюс Интернет, вживляемые (биоэлектронные) массовые коммуникации); прогнозные МК (информационный океан, телепатическая связь).
Типы средств коммуникации: 1) естественно возникший (язык, мимика, жесты); 2) искусственно
созданный (технический): а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность); б) типично
современный (радио, телевидение, кинематограф, Интернет).
Рассмотрим вклад каждой исторической
фазы в совершенствование
обмена.1. Устная фаза – появление устной речи. Развитие речи, языка является объективным процессом
в развитии общества.
2. Письменная фаза – изобретение письменности, позволившей человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте. Письменность помогла решить проблему хранения информации, реализовала возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранить преемственность в развитии).
3. Книжная фаза – появление и распространение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым расширить свое приобщение к культуре. Ее начало знаменуется изобретением Иоанном Гуттенбергом печатного станка (1440–1450 гг.). Появилась возможность обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности, обмен информацией стал более существенным и массовым.
4. Эпоха телевидения – возникновение электронных СМК, которые предоставили возможность каждому стать непосредственным свидетелем и участником историко-культурного процесса, происходящего во всем мире. На сегодняшний день телевидение занимает господствующее положение среди средств массовой коммуникации. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий (цифровое телевидение, телетекст, компьютерные технологии, спутниковое телевидение). Телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.
5. Компьютерная фаза – возникновение и развитие сети Интернет как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также в осуществлении множества других функций. Компьютерная фаза означает новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Отличие
электронного диалога от межличностной устной коммуникации состоит в общении не с человеком,
а с электронной памятью.
В общественных процессах современного коммуникационного общества все более значительную роль играет социальная коммуникация. Каждое техническое обновление средств передачи информации выводило общественную
коммуникацию на новый уровень.
Письменность, гонцы, регулярная почта,
книгопечатание, периодическая пресса,
телеграф, телефон, радио, телевидение,
факсимильная и спутниковая связь
– все это вызывало новый коммуникационный
скачок, обусловливая еще большую
зависимость общественной жизни
от динамики коммуникационных процессов.
Процессы формирования коммуникационного
общества не являются абсолютно новыми.
По сравнению с прежними инновациями
в коммуникационных технологиях
современные события
уровне, с более широкомасштабными и глубокими последствиями для общественной жизни.
Достигнутый уровень позволяет
говорить о формировании современного
информационного общества. Современную
цивилизацию формирует
Теория «третьей волны» изложена в
одноименной книге всемирно известного
американского социолога и
сознание людей. «Третья волна»
создает новый тип экономики,
основанный на использовании компьютерной
техники в электронных