Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
2. Модель пониженной (нулевой)
информационной
3. Модель обратной (протестной,
отрицательной)
Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой.
Классически слухи передаются устным путём в виде сплетен. С удешевлением почты и появлением телеграфа, телефона и средств массовой информации темп и масштабы распространения слухов значительно увеличились. С появлением интернета для распространения слухов используют также электронную почту и блоги.
Скандальная или скрываемая по тем или иным причинам информация часто распространяется в виде слухов, так как её сложно (или невозможно) подтвердить, а автор желает остаться неизвестным.
Люди, распространяя слух, осознанно
или нет стремятся таким
Также многие люди склонны с доверием относиться к слухам, и от уважаемого ими собеседника могут принять на веру даже очень сомнительную информацию.
Иногда темпы и масштабы распространения слухов оказываются неожиданно большими. В таких случаях в шутку говорят, что слухи распространяются быстрее скорости звука, или даже скорости света — теоретического предела скорости распространения информации.
Намеренное распространение и поддержание слухов широко используется в политике и маркетинге как очень мощный инструмент влияния на мнение людей. Такая профессия называется слухмейкер, то есть человек, который создаёт и распространяет слух или несколько слухов одновременно.
44.Традиции изучения общественного мнения: отечественный и зарубежный опыт.
Г. Тард, считал, что общественное мнение порождается публикой, которая возникает, как социальная общность, при капитализме. Это общность, с весьма подвижными и неясными границами, произрастает из особенностей массовых духовно-психологических процессов. Существуют различные виды публики, имеющие некоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. Связь поддерживается через средства массовой информации. Взаимодействуя, публика формирует общественное мнение.
Ф. Гольцендорф в работе «Общественное мнение», поддерживая идею безличности общественного мнения, отмечал что его рождение связано с определенными сословиями населения.
В.М. Хвостов «Общественное мнение и политические партии» зарождение общественного мнения связывается с интересами определенных социальных, в первую очередь политических, групп.
Ю. Хабермас Общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы. Противоположную точку зрения, отрицающую наличие субъектов общественного мнения, выразил Н. Луманн, связывающий выделение последнего с объектами отражения, в качестве которых он называет актуализированные в обществе темы, по поводу которых складывается то или иное мнение.
У. Липпман за основание выделения общественного мнения взял способ его функционирования и формирования как кристаллизацию представлений, знаний и мнений, существующих в виде эмоционально окращенных стереотипов, представляющих своего рода механизм «селективного восприятия».
Э. Ноэль-Нойман, Функционирующее общественное мнение имеет особенность подчинять и изменять мнения отдельных индивидов, на основе склонности людей к конформизму и боязни одиночества.
После некоторого перерыва в нашей стране работы по изучению общественного мнения работы появились в 20-е годы. В середине 60-х годов начинается всестороннее изучение этого явления. Наиболее значительными являются работы А.К. Уледова «Общественное мнение советского общества»; Б.А. Грушина «Мир мнений и мнения о мире»; В.С. Коробейникова «Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции»; Д.П. Гавры «Формирование общественного мнения: ценностный аспект», «Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт» и др. Отличительной особенностью разработок отечественных социологов является факт отнесения общественного мнения к сфере сознания и определение его как одного из состояний массового сознания.
Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.
Общественное мнение формируется посредством взаимодействия нескольких элементов.
1. Потребности. 2. Социальные установки, ориентирующие человека на отношение к событиям, явлениям, фактам, выгодной какой-либо определенной группе. 3. Социальные оценки как определение соответствия какого-либо события (явления, факта) тем критериям, которые выдвигает сам человек. Оценка может быть положительной, отрицательной или нейтральной. Основанием оценки выступают те ценности, которые уже сложились у человека (группы). Одной из форм выражения социальной оценки является общественное мнение.
Объектом общественного мнения может быть только то явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта и имеет высокую степень актуальности.
В качестве источника формирования общественного мнения могут выступать:
Субъект общественного мнения – общности различного уровня – от населения государства или всего человечества до отдельных поселенческих общностей.
Общественное мнение может рассматриваться через категории «деятельность» и «социальный институт». В первом случае, общественное мнение – это коллективная заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности. Во втором – общественное мнение рассматривается как социальная сила, которая через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений.
В последнее десятилетие
Значительную роль в формировании общественного мнения играют качество и количество информационных потоков, попадающих в поле зрения массового сознания.
В эпоху информационных технологий основным институтом по формированию общественного мнения являются массовые коммуникации. В исторические периоды, характеризующиеся отсутствием развитой системы массовых коммуникаций, эту роль выполняли различные модели мифотворческой коммуникации: слухи, сплетни, пересуды. В Новое время это печать, а затем и электронные средства массовой коммуникации. Особенно выделяется телевидение. Оно имеет несколько информационных рядов (звукоряд и, особенно, видеоряд), возросшую, по сравнению с бумажными носителями, оперативность подачи информации, позволяющую вести репортажи непосредственно во время события. С появлением массовых коммуникаций мифотворческие способы формирования общественного мнения, в том числе слухи и сплетни, не исчезли, существуют параллельно с последними и в ряде случаев используются ими.
Общественное мнение имеет направленный характер, в его фокусе всегда находится некий объект. Массовая коммуникация, реализуя цели субъектов социальной деятельности, влияют и на выбор объекта, и на оценки, направленные на него. В зависимости от социальной значимости объекта, массовыми коммуникациями формируется интенсивность общественного мнения, степень интереса его к объекту. Достигается это путем повышения информационного воздействия, как количественного (увеличение объема транслируемой информации), так и качественного (например, путем поддержки общественного мнения в средствах массовой коммуникации).
С появлением новых, все более совершенных каналов передачи и распространения информации возможности массовой коммуникации по формированию массовых настроений и мнений, по манипулированию действиями больших масс людей постоянно возрастают.
К функциям общественного мнения как социального института относятся следующие.
1. Адаптирующая (включая функции
социализации и воспитательную)
2. Регулятивная. Обеспечивает реализацию
определенных норм
3. Консультативная. Общественное мнение может давать советы, рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или иных проблем.
4. Контрольная. Контролирует
5. Защитная. Общественное мнение
«берет под опеку» либо
6. Директивная. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах.
7. Номенклатурная. Возможность общественного
мнения участвовать в
Структура общественного мнения включает три компонента – рациональный, эмоциональный и волевой.
Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент – это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта.
Эмоциональный компонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения.
Волевой компонент – это определенные действия субъектов общественного мнения.
В динамической структуре общественного мнения выделяют несколько стадий.
1. Зарождение. Проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации.
2. Формирование. В ходе обмена
мнениями, словами между группами
с различными оценками
3. Функционирование. Доминирующее
мнение узаконивается и
4. Спад. Это снижение массового
интереса к проблеме (она становится
для большинства людей не
5. Отмирание. Мнение теряет
Общественное мнение имеет свои каналы выражения: - поведение во время выборов (всех уровней); - участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.; - посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи); - митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения); - через лоббистские структуры и группы давления; - социологический.
В эмпирических исследованиях массовой коммуникации выделяются два основных направления - социометрия и медиаметрия, объектами которых являются массовая аудитория и средства массовой коммуникации. Социометрия и медиаметрия охватывают в своих исследованиях все звенья коммуникативного акта и представляют собой исследования коммуникатора, каналов СМК, информационного сообщения и массовой аудитории.
К направлениям исследований СМК относятся следующие.
1. Медиаизмерения, то есть получение информации о контактах аудитории с конкретным СМК. После обработки данных, полученных в ходе медиаизмерений, можно получить показатели, используемые для медиапланирования и оптимизации затрат на рекламу.
2. Мониторинги: мониторинг рекламы (для оценки объёмов расходов на рекламу), аудит тиражей печатных изданий (для проверки объявленных тиражей), мониторинг эфира.
3. Качественное изучение аудитории СМК. Такие исследования позволяют определить отношение телезрителей к телепередаче, оценить дизайн программы, программную сетку канала. Сюда же можно отнести исследование стиля жизни целевых аудиторий, выявление ценностных ориентаций, сегментирование аудитории СМК.
За последние четверть века социологический анализ был связан с изучением эффективности средств массовой коммуникации, комплексным рассмотрением основных составляющих массовой информационной деятельности.