Работа социального педагога с противопроавным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Необходимое время: 1 час.

     В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и  обучение приемам регулирования  своего эмоционального состояния; формирования адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Каждое  общество имеет свою определенную систему  норм, систему ценностей, включающую требования к поведению и обязанности членов каждого общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных, общественных отношений. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

     Человек должен уметь применять усвоенное  в каждой конкретной ситуации. Нежелание  или пренебрежение социальными  нормами, как правило, приводит человека к социальным отклонениями, конфликтам, противоправному поведению.

     Рассмотрев  социально-педагогические аспекты  противоправного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной и ей уделяется достаточно внимания в социально-педагогической, психологической, педагогической литературе. Существуют различные подходы к определению понятия "противоправное поведение", но все они отражают одну сущность: противоправное поведение – отклонение от принятых в обществе норм.

     Ряд исследователей имеет свою точку зрения на определение понятия "противоправное поведение".

     Однако  мы считаем, что противоправное поведение – это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

     В ходе нашего исследования нами было изучено  достаточно много литературы по данной проблеме. Мы рассмотрели причины  возникновения противоправного поведения, такие как: дефекты общественного, семейного и школьного воспитания, социальное неравенство, низкие моральные устои общества и т.д.

     Мы  провели исследовательскую работу по выявлению подростков, предрасположенных  к девиациям, исследовали причины  возникновения противоправного поведения в подростковом возрасте.

     В ходе проведенных нами исследований, мы выяснили, что ведущей причиной возникновения противоправного поведения у подростков является дефекты семейного воспитания, такие как недостаток внимания к ребенку и его проблемам, неправильный стиль воспитания в семье, а также особенности характера подростка.

     Опираясь  на проблемы обследованных подростков, мы определили комплекс методов для  корректировки девиаций у подростков.

     Профилактическая  деятельность государственных органов  социальной защиты населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

     На  наш взгляд, к несовершеннолетнему, имеющему проблемы в жизни, следует  применять, прежде всего, меры воспитательного воздействия или нацелить на самообразование. Должна быть изменена оценка отклонений от норм поведения ребенка. В ее основу должен быть положен, прежде всего, психолого-педагогический аспект поступка. Необходимо отказаться от принципа неотвратимости наказания в отношении несовершеннолетних, признать важность не столько карательных функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых совершен поступок, и в выработке мер по ресоциализации с помощью психолого-педагогических мероприятий. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Алемаскин  М.А. Воспитательная работа с  подростками. – М., 1979.

2. Анисимов Л.Н.  Профилактика пьянства, алкоголизма  и наркомании среди молодежи. – М., 2008.

3. Баженов В.Г.  Воспитание педагогически запущенных  подростков. – Киев, 1986.

4. Байбородова  Л.В., Рожкова М.И.Воспитательный  процесс в современной школе:  Учебное пособие. – Ярославль, 1997.

5. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог  в школе. // Воспитание школьников. – 2006, № 2.

6. Василькова  Т.А., Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., 2008.

7. Вершинина  Г.В., Михайловская Т.В. – Трудные  ступени: профилактика антиобщественного  поведения. – М., 2009.

8. Воспитание  трудного ребенка. Дети с девиантным  поведением. // Под ред. М.И. Рожкова.  – М., 2001.

9. Гернет М.И.  Социальные факторы преступности. – М., 1905.

10. Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности. – М., 1990.

11. Гуров В.Н.  Опыт организации социально-педагогической  работы. // Педагогика, 2007, №3.

12. Закатова И.Н.  Социальная педагогика в школе – М., 1996.

13. Захарова А.И.  Как предупредить отклонения  в поведении ребенка. – М., 1986.

14. Защити меня! – Издательство "Про-Пресс", 2009.

15. Змановская  Е.В. Девиантология (психология  отклоняющегося поведения) –  М., 2003.

16. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод.пособие – М., 2007.

17. Идеи и творческое  А.С.Макаренко в борьбе с преступностью  / Под ред. О.Я.Боева и Н.И.Корецкого.  – Воронеж, 1989.

18. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой  фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. М., 2006.

19. Кащенко В.П.  Педагогическая коррекция: Исправление  недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя – 2-е изд. – М., 1994.

20. Кесельман  Л., Мацкевич М. Социальное пространство  наркотизма. – СПб., 2008.

21. Колесов Д.В.. Предупреждение вредных привычек  у школьников. – М., 1982.

22. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986.

23. Кон И.С.  Психология ранней юности: Книга  для учителя. – М., 1989.

24. Краткий словарь  современных понятий и терминов. М., 2008.

25. Кудрявцев  В.Н. Современные проблемы борьбы  с преступностью в России // Вестник РАН.- 1999 – Т.69, №9.

26. Личко А.Е.  Психопатии и акцентуации характера  у подростков. – Л., 1983.

27. Личко А.Е.  Битенский В.С. Подростковая наркология  – Л., 1991.

28. Мальковская  Т.Н. Социальная активность старшеклассников  – М., 1988.

29. Махов Ф.С.  Жить без проступков и правонарушений  – М., 2009.

30. Махов Ф.С.  Подросток и свободное время  – Л., 1982.

31. Методика и  технология работы социального  педагога. / Под ред. Галагузовой  М.А. – М., 2008.

32. Мир детства.  Подросток – М., 2007.

33. Мудрик А.В.Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

34. Натанзон Э.Ш.  Индивидуальный подход к трудным  учащимся: Пособие для учителей. – Кишинев, 1980.

35. Овчарова Р.В.  Справочная книга социального  педагога. – М., 2009.

36. Профилактика правонарушений среди учащихся / Под ред. Ф.А.Лопушанского. Киев, 1985.

37. Ранняя профилактика  девиантного поведения детей  и подростков / Под ред. А.Б.Фоминой  – М., 2003.

38. Раттер М.  Помощь трудным детям. – М., 2007.

39. Социальная  педагогика / Под ред. Галагузовой М.А.- М., 2008.

40. Фурманов И.А.  Детская агрессивность: психодиагностика  и коррекция. – Минск, 1996.

41. Энциклопедический  словарь социальной работы / Под  ред. Л.Э.Кунельского и М.С.Мацковской  – М., 1993, Т.2. 

     Размещено на

Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением