Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60
Необходимое время: 1 час.
В
ходе тренинга решаются следующие задачи:
осознание собственных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое общество имеет свою определенную систему норм, систему ценностей, включающую требования к поведению и обязанности членов каждого общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных, общественных отношений. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.
Человек должен уметь применять усвоенное в каждой конкретной ситуации. Нежелание или пренебрежение социальными нормами, как правило, приводит человека к социальным отклонениями, конфликтам, противоправному поведению.
Рассмотрев социально-педагогические аспекты противоправного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной и ей уделяется достаточно внимания в социально-педагогической, психологической, педагогической литературе. Существуют различные подходы к определению понятия "противоправное поведение", но все они отражают одну сущность: противоправное поведение – отклонение от принятых в обществе норм.
Ряд исследователей имеет свою точку зрения на определение понятия "противоправное поведение".
Однако мы считаем, что противоправное поведение – это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
В ходе нашего исследования нами было изучено достаточно много литературы по данной проблеме. Мы рассмотрели причины возникновения противоправного поведения, такие как: дефекты общественного, семейного и школьного воспитания, социальное неравенство, низкие моральные устои общества и т.д.
Мы
провели исследовательскую
В ходе проведенных нами исследований, мы выяснили, что ведущей причиной возникновения противоправного поведения у подростков является дефекты семейного воспитания, такие как недостаток внимания к ребенку и его проблемам, неправильный стиль воспитания в семье, а также особенности характера подростка.
Опираясь на проблемы обследованных подростков, мы определили комплекс методов для корректировки девиаций у подростков.
Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
На
наш взгляд, к несовершеннолетнему,
имеющему проблемы в жизни, следует
применять, прежде всего, меры воспитательного
воздействия или нацелить на самообразование.
Должна быть изменена оценка отклонений
от норм поведения ребенка. В ее основу
должен быть положен, прежде всего, психолого-педагогический
аспект поступка. Необходимо отказаться
от принципа неотвратимости наказания
в отношении несовершеннолетних, признать
важность не столько карательных функций,
сколько деятельности по устранению причин,
в результате которых совершен поступок,
и в выработке мер по ресоциализации с
помощью психолого-педагогических мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М., 1979.
2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М., 2008.
3. Баженов В.Г.
Воспитание педагогически
4. Байбородова Л.В., Рожкова М.И.Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. – Ярославль, 1997.
5. Березина В.,
Ермоленко Г. Социальный
6. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., 2008.
7. Вершинина
Г.В., Михайловская Т.В. – Трудные
ступени: профилактика
8. Воспитание
трудного ребенка. Дети с
9. Гернет М.И.
Социальные факторы
10. Голоднюк М.Н.,
Зубкова В.И. Предупреждение
11. Гуров В.Н.
Опыт организации социально-
12. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе – М., 1996.
13. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
14. Защити меня! – Издательство "Про-Пресс", 2009.
15. Змановская
Е.В. Девиантология (
16. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод.пособие – М., 2007.
17. Идеи и творческое
А.С.Макаренко в борьбе с
18. Иовчук Н.М.,
Северный А.А. Социум как
19. Кащенко В.П.
Педагогическая коррекция:
20. Кесельман
Л., Мацкевич М. Социальное
21. Колесов Д.В..
Предупреждение вредных
22. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986.
23. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М., 1989.
24. Краткий словарь
современных понятий и
25. Кудрявцев
В.Н. Современные проблемы
26. Личко А.Е.
Психопатии и акцентуации
27. Личко А.Е.
Битенский В.С. Подростковая
28. Мальковская
Т.Н. Социальная активность
29. Махов Ф.С.
Жить без проступков и
30. Махов Ф.С. Подросток и свободное время – Л., 1982.
31. Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. Галагузовой М.А. – М., 2008.
32. Мир детства. Подросток – М., 2007.
33. Мудрик А.В.Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
34. Натанзон Э.Ш.
Индивидуальный подход к
35. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2009.
36. Профилактика правонарушений среди учащихся / Под ред. Ф.А.Лопушанского. Киев, 1985.
37. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б.Фоминой – М., 2003.
38. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 2007.
39. Социальная педагогика / Под ред. Галагузовой М.А.- М., 2008.
40. Фурманов И.А.
Детская агрессивность:
41. Энциклопедический
словарь социальной работы / Под
ред. Л.Э.Кунельского и М.С.
Размещено на
Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением