Работа социального педагога с противопроавным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 

     2.1 Диагностика девиации  среди подростков  в условиях школы 

     Психолого-педагогическая диагностика – это анализ личности ребенка: выявление его положительных сторон, недостатков поведения, их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышения эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, семейного воспитания в формировании правильного поведения подростка.

     Целью диагностики является раннее выявление  признаков и причин проявления девиантного  поведения с тем, чтобы осуществить  профилактику и коррекцию своевременно.

     Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме очень  разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетание в виде батареи тестов. В диагностической работе с подростками информация о видах девиантного поведения может быть получена с помощью следующих методик: Карта учета подростка с девиантным поведением, Карта Стотта, опросник Басса-Дарки, Личностный 16-факторный опросник Кеттелля и многие другие.

     Работая над проблемой девиантного поведения  подростков, мы провели ряд исследований, базой для которых был 8 "А" класс средней общеобразовательной школы № 5 г. Махачкалы. При работе мы использовали методики, направленные на выявление форм девиантного поведения и предрасположенности к этим формам тех или иных подростков:

     - Методика диагностики склонности  к отклоняющемуся поведению;

     - Карта учета подростка с девиантным  поведением;

     - Опросник Баса-Дарки;

     - Социометрия;

     - Тест-опросник РО (родительское отношение  к детям) Варга, Столина;

     - Карта Стотта. А также методы  наблюдения, беседы, анкетирования,  опроса.

     Универсальной методикой выявления предрасположенности подростков к тем или иным отклонениям в поведении является "Методика" диагностики склонности к отклоняющемуся поведению", разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования "Развитие" в 1992 году. Опросник включает в себя 98 неповторяющихся пунктов утверждений, определяющих предрасположенность подростка к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению.

     Карта учета подростка с девиантным поведением показывает состояние семьи ребенка, его учебные способности, позитивное и негативное в его поведении.

     Опросник  Баса-Дарки дифференцирует проявление агрессии и враждебности. Опросник содержит 75 утверждений, которые оцениваются  по восьми шкалам.

     Социометрия помогает выявить симпатии и антипатии в классе, определить статус подростка в коллективе, наличие группировок и отверженных.

     Тест-опросник родительского отношения ориентирован на выявление родительского отношения,поведенческих  стереотипов, практикуемых в отношении  с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка.

     Карта Стотта показывает реальную картину  поведенческих реакций ребенка, его эмоционального состояния.

     Взяв  за основу "Методику диагностики склонности к отклоняющемуся "поведению", мы провели исследование в 8 "А" классе. Выборка составила 16 человек, из них 7девушек и 9юношей. В результате исследования мы выявили, что из 16 обследованных, 9 подростков имеют высокие показатели по той или иной шкале, но двое из них дают высокие показатели по всем (Мустафаев М., Алиева С..). В частности по шкалам склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Это обстоятельство и стало причиной дальнейшего их обследования, результаты которого мы представляем.

     Мустафаев Мурад

     Карта учета подростка  с девиантным поведением

     1. Мустафаев Мурад Гамидович

     2. 1989 года рождения

     3. 8"А" класс.

     4. Адрес: ул. Николаева 21.

     5. Социально-бытовые условия жизни:

     - семья неполная, детей воспитывает  мать;

     - двое детей;

     - у матери высшее образование;

     - в семье ровные отношения без  эмоциональной близости.

     6. Состояние здоровья: здоров.

     7. Испытывает трудности в учебе,  нарушает правила поведения в  школе.

     8. В классе отношение к нему  ровное, внимание со стороны противоположного  пола.

     9. Отклонения в поведении: нарушение дисциплины, эпизодическое употребление алкоголя.

     10. Позитивное в поведении: при  соответствующем настроении выполняет  поручения учителя, помнит добро.

     11. Принимаемые меры: беседы классного  руководителя с подростком о  правилах поведения, вреде алкоголя; беседы с материю по поводу правильного воспитания сына. 

     Карта Стотта

     Недоверия к новым людям, вещам, ситуациям  Мурад не испытывает. Депрессивное состояние проявляется в резких сменах настроения, внезапных спадах и подъемах энергии. Симптомов самоустранения нет, общения, контактов с другими людьми не избегает. Старается убедиться, принимают ли и любят ли его взрослые, проявляет по этому поводу беспокойство. Временами проявляет различные формы неприятия взрослых, что может стать началом враждебности или депрессии.

     Подросток испытывает тревогу за принятие себя другими детьми: подражает хулиганским  проделкам сверстников и т.п. Временами  очень недоброжелателен по отношению  к тем детям, которые не принадлежат  к тесному кругу его общения. Асоциальность не проявляется, признаков неугомонности нет, однако присутствует невротический симптом: мальчик грызет ногти. Раннее развитие, чувствительность к противоположному полу. Симптомов умственной отсталости нет. Болезни и органические нарушения: частые головные боли. Физических дефектов нет.

     Опросник  Баса-Дарки

     Индекс  враждебности подростка составил 14 баллов, а индекс агрессивности 16 баллов. Из чего мы делаем вывод о том, что  мальчику присуща враждебность по отношению  к окружающим, обида и подозрительность к ним.

     Социометрия

     На  основе проведенной методики выяснилось, что Сергей не является отверженным  в классе, о чем свидетельствует  наличие трех его взаимных выборов (Мустафаев – Магомедов, Пахрудинов, Амиров). Таким образом, обстановка в классе по отношению к Сергею благоприятная, что подтверждают наши наблюдения и беседы с классным руководителем.

     Тест-опросник ОРО

     Тест  выполняла мать Мурада – Мадина Ахмедовна. Наибольший балл по шкале "Принятие – отвержение": с одной стороны ей нравится мальчик таким, какой он есть, она ему симпатизирует, уважает его, стремится проводить с ним больше времени. С другой стороны, она воспринимает его как неудачника, считает, что из-за низких способностей он мало чего добьется в жизни; считает, что полностью отдохнуть невозможно, если отпуск проводить с детьми.

     Итак, опираясь на наши исследования, мы пришли к выводу, что предрасположенность  Мурада к девиантному поведению происходит отнюдь не из-за его склада характера или в силу возрастного кризиса. Немаловажное значение здесь играют и отношения в семье. Некоторые показатели теста ОРО указывают на отсутствие понимания между ним и матерью. В результате проведенных бесед с мальчиком, мы выяснили, что причиной конфликтов, возможно, является мамин друг (Евгений Алексеевич), которого Сережа не любит, и из-за которого возникают частые ссоры с матерью. У подростка повышенная тревожность к взрослым, которая начинает перерастать во враждебность (симптомы карты Стотта).

     Тем не менее, мальчик стремится к  любви, принятию себя взрослыми и сверстниками, хочет в их глазах выглядеть лучше, о чем ярко свидетельствует показатели карты Стотта. Наверняка его резкие вспышки агрессивности и враждебности – своего рода защитная реакция, стремление обратить внимание окружающих (прежде всего, матери). Его попытки высказать свою точку зрения превращаются в ссоры с матерью. Проконтролировать или предупредить эти вспышки мать не может, и в этом Сергей чувствует свою силу и использует ее в своих целях.

     Для устранения недостатков в поведении  подростка необходимы беседы и работа с ним для снятия агрессивности, негативизма. В этом большую помощь могут оказать тренинговые занятия, индивидуальная и групповая работа. Хорошо помогут поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний. Нужно обучать мальчика контролировать свое поведение и состояние, относиться философски к трудностям.

     Необходима  и работа с семьей мальчика, так  как многие его проблемы возникают  именно из-за неправильных отношений  в семье. Мама Сережи должна проявлять  больше заботы о сыне, в которой он очень нуждается. Необходимо наладить отношения между сыном и отчимом, так как вся его агрессия возникает, в основном, из-за неприятия отчима.

     Алиева  Саида Магомедовна 

     Карта учета подростка  с девиантным поведением

     1. Алиева Саида Магомедовна

     2. 1989 года рождения

     3. 8 "А" класс

     4. Адрес: ул.Батырая, 6.

     5. Социально-бытовые условия жизни:  полная семья, один ребенок,  в семье атмосфера дружбы и  взаимопонимания, здоровый образ  жизни.

     6. Состояние здоровья: здорова.

     7. Интерес к учебной деятельности: испытывает трудности в учебе.

     8. Положение в классе: внимание  со стороны противоположного  пола.

     9. Отклонения в поведении: нарушение  дисциплины, опоздания, один раз  стала инициатором драки между  девушкам, агрессивность.

     10. Позитивное в поведении: участие в коллективных делах школы и класса.

     11. Принимаемые меры: беседы с девочкой  и ее родителями.

     Карта Стотта

     Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям  нет. Симптомы легкой формы депрессии, невысокая степень ухода в  себя. Проявляется большое беспокойство о том, принимают ли ее взрослые. Враждебность к взрослым проявляется в негативном отношении к замечаниям, считает, что ее всегда несправедливо наказывают.

     Тревожится  за принятие себя сверстниками идет на все для этого. Недостаток социальной активности выражается в эгоизме, интригах, списывании домашнего задания и т.п. Враждебность к детям проявляется в ревнивом соперничестве, пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей. Симптомов неугомонности, эмоционального напряжения нет. Не отмечено невротических симптомов и неблагоприятных условий среды.

     Методика  Баса-Дарки

     Индекс  враждебности составил 5баллов, что  соответствует норме, а индекс агрессивности 26 баллов. Показатель агрессивности  превышает норму, агрессия выражается в основном в косвенной агрессии и раздражении.

     Социометрия

     Саида является одной из тех людей, на мнение которых ориентируется большинство детей в классе. Она принадлежит к числу лидеров, о чем свидетельствуют 8 выборов, 4 из которых взаимны (Алиева – Мусаева, Билалова, Шарипова, Магомедалиева).Таким образом, атмосфера в классе по отношению к Наташе благоприятна.

     Тест  ОРО

     Одинаковое  количество баллов по шкалам "Кооперация" и "Симбиоз". Родители всегда стараются помочь своей дочери, при принятии решений всегда учитывают ее мнение. Интересуются увлечениями девочки, планами. Могут признать свою ошибку и правоту дочери. Однако, считают, что ребенка нужно как можно дольше держать в стороне от реальных жизненных проблем, ограждать от трудностей, всегда выполнять просьбы ребенка.

Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением