Работа социального педагога с противопроавным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

       Факультет___________________________

       Кафедра ____________________________

       Специальность_______________________

       ___________________________________

       Курс____________ 
 
 

       Абдурахманова Ранета Абдурахмановна  

     РАБОТА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ 
 

       ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 
 

                                                                          Научный руководитель:

       к.п.н., доцент Асильдерова М.М.  
 
 

       Работа  допущена к защите______________

       Заведующий  кафедрой_________________

       Дата  представления ___________________

       Дата  защиты__________________________

       Оценка ______________________________ 
 
 

       Махачкала 2011

 

     

      

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7

1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7

1.2 Психолого–педагогическая  характеристика несовершеннолетних  с противоправным поведением  …………………………………………………19

1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика  девиации среди подростков в  условиях школы……………37

2.2 Методы и  формы коррекционно-профилактической  работы с противоправным поведением …………………………………………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Социально-экономические  преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

     Реальная  ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденция: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, проституция и суицид среди несовершеннолетних.

     Эти тревожные тенденции свидетельствуют  о необходимости усиления и совершенствования  социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики противоправного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, воспитателей, руководителей. Понимание этого происходит на всех уровнях официального сознания России.

     Выявление источников негативных тенденций, факторов, их усиливающих, устранение причин их проявления – задачи государственной  важности, от решения которых зависит  судьба общества в целом.

     В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ. Являясь основными социальными институтами государства по ранней профилактике и коррекции противоправного поведения подростков, общеобразовательные учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Однако в сложившейся массовой практике педагогические коллективы не в полной мере владеют информацией о конкретной ситуации развития подростка и его проблемах, особенностях его ближайшего окружения, недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания, слабо поддерживают связь с семьей.

     Нередко отношения государства и педагогов  с противоправными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы,. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизни, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.

     Вопросами выявления, коррекции и профилактики противоправного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.

     В настоящее время значительное внимание проблемам противоправного поведения подростков уделяют С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие.

    В этом плане большую роль играет социальный педагог. Основная его деятельность основывается по привлечению ребят к общественной деятельности и отвлечение от уличного образа жизни, правовое воспитание Просвещение: ликвидировать правовую безграмотность. Незнание своих прав и обязанностей, потеря нравственных ценностей, поток противоречивой информации дезориентирует поведение подростка. Только просвещение, уяснение границ между нельзя и можно позволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных действий.

    Цель данного исследования: показать работу социального педагога с детьми с противоправным поведением.

    Задачи нашего исследования :

    - проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам  противоправного поведения школьников,

    - установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального педагога с несовершеннолетними с противоправным поведением;

    - определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.

    Предмет исследования – подростки с противоправным поведением.

    Объект  – методы работы социального педагога с несовершеннолетними с противоправным поведением.

    Гипотеза  нашего  исследования  состоит в   том,  что   профилактику

противоправного  поведения  несовершеннолетних  целесообразно  начинать  с младшего школьного возраста,  направляя  воспитательную  работу  школы,  на  формирование высоконравственных и  этических  ценностей  у  трудновоспитуемых  учащихся.

        Методы  исследования:  изучение  и анализ  научной и   периодической литературы по данному вопросу, проведение диагностических  исследований  и коррекционных занятий.

    Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции: социально-педагогическая проблема становления правовой культуры проанализирована в работах Антонян Ю.М., Арсеньева М.И.,  Ермакова  В.Д., Панкратова  В.В.,         Баженова В. ,Башкатов И.П. Башкатов И.П. Беличевой  С.А.  Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогического процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, содержащиеся в работах Белкина А.С., Бестужева-Лада И.В., Ветрова Н.И., Жигарева Е.С. Калмыковой З.

     Научная новизна исследования заключается в следующем:

     - систематизированы и обобщены  концепции отечественных ученых по проблеме делинквентности школьников;

     - определены и охарактеризованы задачи, содержание формирования адекватного поведения у старшеклассников.

     Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ воспитательной работы с делинквентными подростками.

     Практическая  значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в целях воспитательной работы с делинквентными детьми.

     Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 

Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Девиантное и делинквентное  поведение 

     На  основании анализа современной  научно-педагогической литературы можно  выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

     Для характеристики отклоняющегося поведения  используют специальные термины  – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

     Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём  этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

     Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

     Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются  в индивидуальном подходе со стороны  воспитателей и внимании коллектива сверстников.

     Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет  оно хорошо организованным, и тогда  человек вырастет хорошим; плохо  направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

     В начале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

     Трудно  самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением