Работа социального педагога с противопроавным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Анализируя  все сказанное, мы приходим к выводу, что поведение Саида является ответом на чрезмерную опеку родителей. Из-за неправильного стиля воспитания у подростка завышена самооценка, что ярко наблюдается в поведении девушки. Негативизм и агрессия являются и свойством характера Саида и проявлением возрастного кризиса.

     Для преодоления девиаций у девочки  необходимо формировать у нее  адекватную самооценку, прививать уважение к окружающим. Родителям необходимо несколько изменить свою точку зрения на воспитание дочери, иначе это может привести к неуважению и неприятию их дочерью. В классе должна быть адекватная оценка ее знаний и способностей, как учителями, так и детьми.

     Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, мы видим, что в работе с ребятами нужны разнообразные формы и методы коррекции поведения, такие как: беседы, тренинги и т.д. 

     2.2 Методы и формы  коррекционно-профилактической  работы с девиантными подростками 

     Традиционно официальной задачей школы в  нашей стране признается обучение ребенка, т.е. формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Причем, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся на "основные" и "неосновные". К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и др., хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлеченные, не имеющие проблем, характеризующихся психолого-педагогической наукой как девиантное поведение, должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективно работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.  Лучшая профилактика девиантного поведения – целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем, предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания.

     Для того, чтобы сработали правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыты, что можно  достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

     Выделяя в общей системе предупреждения девиантного поведения меры педагогического  сдерживания, необходимо отметить, что  в любом общественном институте  должно присутствовать воспитание и  включать целенаправленное воздействие на нравственное сознание подростка и его поведение. Воспитание, решая задачи по формированию заданных качеств и свойств, направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, т.к.изначально уже предполагает предупреждение отклонений в поведении личности. Поэтому правомерно говорить о том, что воспитание в значительной мере выполняет общую, индивидуальную и профилактическую функцию.

     Оказывая  психолого-педагогическую помощь трудным  подросткам, необходимо учитывать ряд требований.

     Требование  возрастной целесообразности, проявляющееся  в том, что в настоящее время  вся профилактическая и коррекционная  работа начинается главным образом  в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Но нельзя отрицать очевидность того факта, что причина этого явления закладывается значительно раньше, в детском возрасте, поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.

     Требование  дифференцированности и индивидуализации работы, которое заключается в дифференцированном в плане пола и возраста подхода и учете индивидуальных особенностей каждого конкретного подростка в процессе воспитательно-профилактической работы с ним.

     Вариативность работы. В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.

     Гуманный  подход. Проявление внимательного и  доброго отношения ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверие к ребенку и соблюдение его интересов в любой ситуации.

     Требование  учета региональных особенностей. Организуя  воспитательно-профилактическую работу, необходимо учитывать особенности  региона, где она организуется, складывающуюся в нем социально-культурную и экономическую ситуацию.

     Социально-педагогическая помощь подросткам с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой проблемы.

     Если  взять за основание средства, то можно выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую, словесно-практическую.

     По  признаку субъекта формы работы можно  подразделить на государственные и  общественные, индивидуальные и групповые. В соответствие с целевым признаком  формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные, позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

     Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с подростками и их родителями.

     Общая профилактика представляет собой выявление и установление причин, порождающих отклоняющееся от нормы поведения, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

     Индивидуальная  профилактика и коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к  девиациям, и оказание коррекционно-профилактического  воздействия с целью устранить  отрицательное влияние неблагоприятных  для формирования личности подростка условий.

     Задачи  индивидуально-профилактической работы с подростками:

     - выявление подростков, склонных  к девиациям или имеющих факты  девиантного поведения;

     - постоянный и всесторонний контроль  за их поведением и образом  жизни;

     - глубокое изучение личности и индивидуальности подростков и источников положительного и отрицательного влияния на ребенка;

     - определение путей и выработка  мер по созданию обстановки, предотвращающей  или исключающей возможность  появления девиаций;

     - воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на подростков.

     Индивидуальная  работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с подростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка и вовлечение их в коррекционную и профилактическую работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на подростков, и нейтрализация их негативного воздействия.

     Важным  этапом повышения эффективности  как общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление различных воспитательно-профилактических программ, имеющих общую цель – управление процессом социализации подростков, создание условий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление подростка в статусе и дееспособности.

     Девиантное  поведение подростков городской  и сельской местностей сопровождается обычно деформацией социальных связей, отчуждением ребят от основных институтов социализации, прежде всего семьи  и школы, которые, в свою очередь, могли послужить причиной девиаций.

     Поэтому важным направлением совершенствования  работы с подростками в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды.

     Следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. В понятие "досуг" входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил ребенка, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для подростка людьми. Отличительная особенность сферы досуга – добровольный, в зависимости от интересов и потребностей подростка, выбор форм досуговой деятельности.

     Большую роль в организации досуга подростков на сегодняшний день могут сыграть  учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку  широкие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного подростка. Подростки обычно легко адаптируются в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки. Этот комфорт подкрепляется возможностью свободной смены вида деятельности: всегда можно найти ту нишу, в которой ребенок ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоинство.

     Решению проблемы занятости подростков и  профилактики девиантного поведения  способствует расширение и создание школ-комплексов. Именно в школе ребенок может выбрать себе занятие по душе после основной учебной деятельности.

     На  базе школ возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики и коррекции, которые  должны быть рассчитаны как на взрослых – воспитателей, родителей, учителей, так и на подростков. Для родителей и педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении. Для подростков, наряду с групповыми социотренингами, эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослых и сверстниками.

     При построении коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками, следует опираться на такие правила:

     - опора на положительные качества  личности подростка. Необходимо  создавать для него ситуации успеха, уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность соц.педагога;

     - включение подростка в значимую  для него деятельность;

     - глубокая доверительность и уважение  во взаимоотношениях с подростком. Зачастую у таких подростков отсутствует опыт доброжелательного общения, поэтому любое воспитательное действие встречает активное сопротивление. (В этом социальному педагогу может помочь "Методика контрактного взаимодействия с подростками" (см. Приложение 3)).

     В результате проведенных нами исследований (2.1.), в работе социального педагога с выявленными видами девиации можно  применить следующие методы:

     - релаксационный тренинг "Зигфрид"

     1. Фаза напряжения. Сядьте прямо,  как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.

     2. Фаза расслабления. Как только  вы почувствуете боль, два раза  вдохните и выдохните, затем  расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и протяните руки и плечи. Для расслабления плечей и затылка рекомендуется в заключении сделать упражнение "Квазимодо".

Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением