Работа социального педагога с противопроавным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.

     С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой работе, укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.

     Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с учащимися во многих общеобразовательных школах, где учебный материал по основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками правоохранительных органов.

     Положительно  зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей. [5, 56-58]

     По  справедливому мнению многих педагогов  и психологов, дети в семье выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания.

     Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяя естественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождении со сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же время осуществляют неофициальный контроль за поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими социальных ролей, ценностных ориентации и в целом на процесс адаптации личности.

     Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. [5,85-86] Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающем влиянии малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей, особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. [3, 29] Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почве неформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и ликвидации.

     Изучение  структуры групп и характера  внутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков и юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себя роль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные группы, не объединенные общностью школьных, производственных или иных интересов, меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.

    1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями – в России 

     Совершенно  очевидно, что социальная работа с  детьми – правонарушителями на уровне отношений специалист – ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.

     Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий  момент общегосударственная технология работы в России существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

     Как и всякая технология (определенным образом спланированная последовательность действий), общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению  ожидаемого результата.

     В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного их поведения.

     Ст. 2 Федерального Закона «Об основах  системы профилактики…» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

     -социально-педагогическая  реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении;

     - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

     При этом в законе уточнены принципы организации  профилактической работы, что имеет  важное значение при соотнесении  социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики…» к ним отнесены:

  • законность;
  • демократизм;
  • гуманное обращение с несовершеннолетними;
  • поддержка семьи и взаимодействие с ней;
  • индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением  конфиденциальности  полученной информации;
  • государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

     Анализ  закона позволяет заключить, что  общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики – социальное воспитание.

     Социальное  воспитание, педагогически ориентированная  и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» [7, с. 182].

     Таким образом, мы можем говорить о том, что к настоящему моменту в  российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной  общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно  и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.

     В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.

     Необходимо  принять во внимание и тот факт, что указанные выше три важнейших  закона по сути оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

     Несомненно, позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная  или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как  единое основание для организации  специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

     Трудной жизненной ситуацией  считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

     При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети –жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

     Именно  по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и  учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые  действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.

     В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта  – потенциального клиента.

     Закон «Об основах социального обслуживания населения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России – социальные услуги.

     Закон «Об основных гарантиях прав ребенка  в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего или учащегося какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.

     Закон «Об основах системы профилактики…», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики…»специфические признаки групп детей – объектов профилактической работы, а именно:

  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

     - семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением