Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60
Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой работе, укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с учащимися во многих общеобразовательных школах, где учебный материал по основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками правоохранительных органов.
Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей. [5, 56-58]
По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в семье выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяя естественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождении со сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же время осуществляют неофициальный контроль за поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими социальных ролей, ценностных ориентации и в целом на процесс адаптации личности.
Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. [5,85-86] Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающем влиянии малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей, особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. [3, 29] Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почве неформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и ликвидации.
Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков и юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себя роль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные группы, не объединенные общностью школьных, производственных или иных интересов, меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.
1.3
Нормативно – правовая
база в организации
социальной работы с
детьми правонарушителями
– в России
Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми – правонарушителями на уровне отношений специалист – ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы в России существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
Как и всякая технология (определенным образом спланированная последовательность действий), общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.
В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного их поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики…» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:
-социально-
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики…» к ним отнесены:
Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики – социальное воспитание.
Социальное воспитание, педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» [7, с. 182].
Таким
образом, мы можем говорить о том,
что к настоящему моменту в
российском законодательстве подготовлены
предпосылки для появления
В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.
Необходимо
принять во внимание и тот факт,
что указанные выше три важнейших
закона по сути оформляют контур современного
российского социального
Несомненно, позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.
Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети –жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта – потенциального клиента.
Закон
«Об основах социального
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего или учащегося какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.
Закон «Об основах системы профилактики…», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики…»специфические признаки групп детей – объектов профилактической работы, а именно:
- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением