Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60
Принципиально с точки зрения закона выделение и более частных параметров возможного объекта профилактической работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики…», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:
При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с ними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.
Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным нововведением, является представленная в законе индивидуальная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с детьми группы риска.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Введение института индивидуальной профилактической работы – явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.
Впервые
в российской практике взаимодействия
с детьми группы риска предусмотрена
и определена мера ответственности
лиц за нераспространение
Впервые за многие годы профилактической работы приоритеты наказания и ответственного воздействия на ребенка, несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.
Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться полноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.
Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две задачи:
Выделенные особенности и противоречия характеризуют особенности выбора объекта общегосударственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно.
В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ведомственная разобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.
В
современной психолого-
Перед специалистом в сфере профилактики и социальной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государственного подхода в решении проблем несовершеннолетних, поиск таких форм работы, которые обеспечивали бы успешность социального развития ребенка.
Определенная противоречивость общегосударственного подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.
Это
аксиома социального
Коль скоро социальное законодательство по целям совпадаете ведущей категорией социальной педагогики – социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько перечень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представленным в законодательстве.
В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики…» к субъектам системы отнесены:
В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб названных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов системы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершеннолетними. С другой стороны, в составе субъектов не просматриваются семья и организации, представляющие ее интересы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реализующих целевые программы работы с детьми, в том числе с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.
Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.
В
то же время официального признания
социальной работы в качестве самостоятельного
направления и инструмента
В то же время только в рамках профессионально организованной социальной работы можно максимально эффективно провести адресную диагностику проблем клиента –ребенка – и предложить необходимый в каждом конкретном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов системы (читай: список носителей профессиональных инструментов решения детских проблем) и носителей технологии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.
При этом управленцам хорошо известно, что именно носители профессиональных технологий определяют содержание идеологии, воспроизводимой в результате их деятельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодателем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опасных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики применительно не к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.
При
этом законодатель по сути противопоставил
выстроенную систему профилактики и Комиссию
по делам несовершеннолетних в этой системе.
Комиссия, с одной сто_рот, призвана защищать
права несовершеннолетних, а с другой
– выполнять специфическую профессиональную
функцию – социальную работу. Таким образом,
по замыслу создателей государственной
технологии профилактики, именно Комиссия
по делам несовершеннолетних обязана
выполнить роль координатора, «конкретизатора»,
организатора и контролера эффективного
сопровождения ребенка.
Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением