Работа социального педагога с противопроавным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..7
1.1 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением …………………………………………………19
1.3 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России ………………………………………………..24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиации среди подростков в условиях школы……………37
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с противоправным поведением …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     "Квазимодо"

     1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в лечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот "валик" между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!

     2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое – на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.

     Другой  метод – "беседа с собой" учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

     Итак, метод предполагает следующие шаги:

     1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: "Он говорит глупости, а я злюсь".

     2. Затем обдумывает несколько альтернативных  вариантов реагирования. Педагог  задает вопросы типа "Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?", "А как можно было поступить в этой ситуации?"

     3. Разбираются варианты поведения  и их последствия ("А что будет, если…?").

     4. Затем принимается решение –  что надо делать и как надо  поступить.

     И.А.Фурманов предлагает такие корректирующие психологические  упражнения. Вот некоторые из них.

     Суть этих упражнений состоит в направляемой стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой сферах.

     Упражнение  № 1

     Цель: ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта.

     Материалы: заранее заготовленные карточки с названием чувств. Это могут быть - радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

     Процедура: вам будут розданы карточки с названиями чувств. Ознакомьтесь с ними, но не показывайте окружающим. Вот этот стул (стол) будет постаментом, каждому из вас необходимо будет взобраться на него и изобразить "памятник" тому чувству, которое написано у вас на карточке. Задача группы – отгадать, "памятник", какому чувству они видят. "Памятник" "разрушается" только по команде тренера (здесь нужно стремиться, чтобы высказался каждый член группы). После завершения этой части группа рассаживается в круг.

     Объясните, как вы понимаете слова, указанные у вас на карточке. Попытайтесь описать, что значат эти качества, в каких жизненных ситуациях они могут возникать.

     Вспомните какие-нибудь ситуации из вашей жизни, когда у вас возникали эти  чувства. Расскажите об этом.

     При обсуждении эмоционального опыта желательного добиться получения информации от каждого  участника упражнения. Вместе с тем, если чей-нибудь рассказ о собственных  чувствах вызвал отклик и желание  рассказать о своей жизненной  ситуации, в которой возникло это же чувство, у других членов группы – не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, связанных с ними, тем лучше.

     Необходимое время: 1-1,5 часа.

     Упражнение  № 2

     Цель: сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.

     Процедура: Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако разные люди используют ее по-разному. Одни –  чтобы созидать, и тогда агрессивную  энергию можно назвать конструктивной. Другие – чтобы уничтожать или разрушать, и тогда их агрессия- деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение, упрямство, самообвинение. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.

     Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:

     В какой форме (деструктивной или  конструктивной) чаще всего проявляется  ваша агрессивная энергия?

     Подумайте, каким способом, как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете  ей ход, или, наоборот, стараетесь сдерживать?

     Как вы относитесь к собственной агрессивной  энергии: боитесь ее, наслаждаетесь  ею, получаете от нее удовольствие?

     Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?

     В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

     Необходимое время: 1-2 часа.

 

      Упражнение № 3

     Цель: выбор наиболее приемлемого способа  разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

     Процедура: Послушайте притчу: Жила – была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца  и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: "Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их".

     Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зло в ответ.

     В процессе нашей работы вы познакомитесь  с различными "безвредными" способами разрядки собственного гнева и агрессивности.

     Сядьте  поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите один из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите.

     Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте  все, что вам хочется сделать  этому человеку.

     Если  вы закончили упражнение, дайте знак – кивните головой. 3-4 раза вдохните и откройте глаза.

     Поделитесь  с группой своим опытом. Что  легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что  не понравилось? Кто из окружающих вошел  в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?

     Необходимое время: 1 час.

     Упражнение  № 4

     Цель: выбор наиболее приемлемого способа  разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

     Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко  вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Зачитывается инструкция упражнения 3 о небольшой выставке. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте на вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация? Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3-4 раза глубоко вдохните и откройте глаза.

     Поделитесь  с группой своим опытом. Что  легко, что трудно было сделать в  этом упражнении? Что понравилось, что  не понравилось? На ком из галереи  вы остановились в этот раз? Какую  ситуацию вы представили? Расскажите о  ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

     Упражнение  № 5

     Цель: выбор наиболее приемлемого способа  разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

     Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко  вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 3 о небольшой выставке.

     Постарайтесь  посмотреть этот сюжет от начала до конца. А теперь вернитесь к началу сюжета, но теперь переверните картинку, чтобы все было вверх ногами, и досмотрите сюжет до конца.

     А теперь снова вернитесь в его  начало и сделайте то же самое, но представьте, что все участники ситуации, в  том числе и вы, говорят голосами героев мультфильмов.

     Если  вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3-4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.

     Поделитесь  с группой своим опытом. Что  легко, легко, что трудно было сделать  в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

     Необходимое время: 1 час.

     Упражнение  № 6

     Цель: Выбор наиболее приемлемого способа  разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций.

     Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко  вздохните 3-4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой  выставке. Далее зачитывается стандартная  инструкция упражнения 3 о небольшой  выставке.

     Просмотрите этот сюжет от начала до конца как черно-белое кино.

     Постарайтесь  просмотреть этот же сюжет как  негативное кино: поменяйте белый  цвет на черный и наоборот. И когда  подойдете к самому напряженному моменту и самой неприятной ситуации – остановите кадр.

     Представьте этот кадр в качестве фотографии, сделанной на стеклянной пластике. Возьмите эту фотографию в руки и выйдите на улицу. Подойдите к высотному дому, сядьте в лифт и поднимитесь на последний этаж. Выйдите из лифта и поднимитесь на крышу. Подойдите к самому краю, посмотрите на фотографию и бросьте ее вниз. Постарайтесь проследить за ее полетом до самой земли, до того момента, когда она ударится о землю и разлетится на мелкие кусочки. Затем проделайте обратный путь: сойдите с крыши, спуститесь на лифте и вернитесь в эту комнату.

     А теперь снова постарайтесь посмотреть этот же сюжет. Обратите внимание: что  изменилось в ситуации, как поменялось ваше и других поведение.

     И когда закончите упражнение, 3-4 раза вздохните и откройте глаза.

     Поделитесь  с группой своим опытом. Что  легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней, как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

Информация о работе Работа социального педагога с противопроавным поведением