Ответы на экзаменационные вопросы по теории соц.работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:39, шпаргалка

Описание работы

60 ответов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на СР.docx

— 92.72 Кб (Скачать)

29. Характеристика биографического  метода.

Биографические  данные в социологических  исследованиях - это основной источник детальных и мотивированных "историй" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение " с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.д.), либо материалы интервью и бесед. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события. Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т.п. Метод жизненной истории чаще всего оказывается своеобразной разновидностью глубинного интервью и потому несет в себе все недостатки подобного социологического исследования. Выделяют следующие виды биографического интервью: -лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии; -нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий; -открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытного знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу повседневного разговора. -интенциональные - это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое; -институциональные - это посещение школы, последовательность образовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера. Основная особенность метода - ведущая роль исследователя в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы.

Одной из разновидностей биографического  метода является реконструкция истории  семьи на протяжении нескольких поколений  в рамках меняющегося социального  контекста.

30. Педагогические методы  в социальной работе.

Педагогика  в СР выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах СР. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов СР.  СР может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная СР делает его целенаправленным. Важным педагогическим элементом СР является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Педагогика дает направление социальной активности. При этом СР ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности. Необходимым педагогическим элементом СР является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. СР в итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь проективного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

31.Содержаие  социально-психологических  методов.

(+см.28) Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

32.Социально-экономические  методы в социальной  работе.

В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

33.Проблемы  эффективности в  социальной работе.

34.Сущность  и содержание социальной  работы.

СР вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых. Подобная деятельность основывалась на морально-религиозных воззрениях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждое конкретное время. На смену "раздаточно-дележным отношениям" первобытного общества пришли милостыня, благотворительность (конфессиональная, государственная и индивидуальная), общинно-традиционное и государственно-регламентированное призрение слабых, увечных и нищих.

35.Нормативно-правовые  акты, регламентирующие  организацию социальной  работы.

Регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

36. Особенности социального  государства.

Социальное  государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом соц-ой справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания соц-ых различий и помощи нуждающимся. Этапы развития соц-ых ф-ий гос-ва: 1.Первичные соц-ые ф-ии – регулирование трудовой деят-ти, регулирование отношений среди членов об-ва, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п. 2.Экономические ф-ии, направленные на достижение соц-ых целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др. 3.Общие соц-ые ф-ии – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т. п. 4.Соц-ные ф-ции соц-ого гос-ва – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр. Атрибутами соц-ого гос-ва являются: *доступность социальной поддержки для всех; *правовая природа соц-ой политики; *наличие системы социальных бюджетных выплат; *наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости; *принятие гос-ом ответственности за достойный уровень благосостояния граждан; *наличие гражданского об-ва. Иерархия становления ф-ий соц-ого гос-ва: 1. Соц-ое обеспечение. 2.Обеспечение доступного здравоохранения и образования; 3.Соц-ая защита; 4.Сглаживание соц-ого неравенства; 5.Обеспечение занятости; 6.Предоставление соц-ых услуг; 7.Проведение гос-ой соц-ой политики.

37. Государственная социальная политика и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

Социальная  политика — это составная часть внутренней политики гос-ва, воплощенная в его соц-ых программах и практике, и регулирующая отношения в об-ве в интересах и посредством интересов основных соц-ых групп населения. Соц-ая политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: гуманизм, социальная справедливость; системность, непрерывность; сбалансированность целей и возможностей реализации соц-ой политики (как по времени, так, и по необходимым ресурсам); открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики); действенный контроль об-ва над реализацией социальной политики; адресность мер по соц-ой защите населения, усиление соц-ой помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения. При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является СР. Научный анализ и изучение реально существующей соц-ой ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий. Научно-познавательный компонент соц-ой политики - результат анализа и осмысления потребностей, тенденций развития соц-ых процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса соц-ой политики государства. Он отражает уровень об-ого мнения и настроения, степень соц-ой устойчивости различных слоев населения. Практически организационный компонент соц-ой политики гос-ва — это непосредственное осуществление положений, ее стратегических задач. Организаторская деятельность — это распорядительная деятельность управленческих органов, цель которой — рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания.

38. Функции социальной работы в обществе.

Ф-ция СР как профессии в об-ве - предотвращать и исправлять негативные соц-ые условия и способствовать смягчению трудных жизненных ситуаций. Ее ф-ция также заключается в предоставлении возможностей гражданам категориям населения, уровень доходов которых ниже установленного прожиточного минимума путем создания условий для их функциональной дееспособности, поощряя их участие в общественной жизни и поддерживая их рост к повышению контроля над своей жизнью и поступками. Ф-ции СР в отношении клиента/пациента основывается на всестороннем видении человеческого существа. Ф-ции СР в отношении организации, в которой он работает заключается в отслеживании и анализе работы организации с точки зрения пациента. Ф-ции СР в отношении его собственной профессии (Этика социальной работы основана на принципе ценности /достоинства/ каждого человека независимо от его соц-ого статуса, расы, религии, экономических ресурсов.) Ф-ции СР в отношении об-ва в целом - соц. работники функционируют в тех ситуациях, когда люди предпочитают не признаваться в своих проблемах. Это работа с людьми, которые не могут защитить себя сами - например, с детьми или умственно отсталыми людьми - или которые не способны приспособиться к любого рода переменам в своем социальном и экономическом окружении. Обязанность социальных работников - информировать обо всех подобных вопросах не только свои собственные организации, но и общество в целом.

39. Системный характер теории и практики социальной работы в обществе.

Системный подход, направление методологии научного познания и соц-ой практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исс-ие на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Понятие система обозначает совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определённую целостность. Любой сложный объект обладает интегральными св-ми, которые проявляются на уровне целого и которыми не обладают его отдельные элементы. В соответствии с различными критериями различают системы неорганические и органические, естественные (природные) и искусственные, открытые и закрытые рефлектирующие и нерефлектирующие. Системный подход стал необходим вследствие развития НТР, появления сложных технических и социальных систем. Системный характер самой СР обусловлен двумя аспектами: её комплексно-интегративным характером и вытекающей отсюда внутренней системной организацией.  Основными компонентами системы СР являются: деятельностный;  институциональный;  нормативный; исследовательский (научно-теоретический);  культурно-образовательный. Задачами системного подхода в СР являются: обеспечить интегративный подход на этапе научного исследования проблем; обеспечить интегративный подход на уровне практической деятельности; обеспечить слаженное функционирование всех компонентов социальной работы. Для этого необходимо отчётливо понимать и точно реализовывать функции каждого компонента и обеспечивать его связь с другими компонентами.  Нормативная база создаёт правовое поле деятельности социальных работников, закрепляет правовой статус социальных служб и их клиентов. Законодательно закрепляется существование органов и учреждений социальной помощи как постоянно функционирующей институциональной системы. Методология системного подхода: требует согласования целей, задач, средств деятельности всех компонентов института социальной работы; предполагает обеспечение их взаимосвязи, взаимодействия в процессе предоставления помощи; ориентирует на поиск, законодательное закрепление и внедрение новых организационных форм постоянного эффективного взаимодействия всех компонентов института социальной работы. Игнорирование этих требований неизбежно ведет к рассогласованности в деятельности её компонентов и к снижению эффективности результатов.

40. Теория СР в структуре социальных наук. (№46)

41. Социальная сфера как пространство социальной работы.

Соц сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и др. соц групп, которые включают условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень мат благосостояния, образования, воспитания, здравоохранения. Соц.сфера – пространство воспроизводства повседневной жизни, развития и самосущестования человека, как личности. Соц.стр-ра- это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных друг относительно друга соц групп, а также отношений между ними, которые: *занимают разные места в системе соц неравенств данного общества, *связаны между собой политической, экономической, культурной и иными отношениями, *являются субъектами функционирования всех соц институтов данного общества. 1)Социальная структура общества - соц.группы, общности различные по (доход, образование, возраст, национальность, пол, профессия, власть, администр. должность). 2)Соц потребности– отражают объективно обусловленные запросы личности или группы в необходимых для их существования материальных, духовных, социальных благах. 3)Соц инфраструктура– группа обслуживания отраслей и видов деятельности, призванных удовлетворять потребностей людей, гарантировать необходимый уровень и качество жизни, обеспечивать гос.производство человеческих ресурсов. 4)соц.справедливость– обобщённая нравственная оценка общественных, характеризующая как сами отношения эти в целом, так и отнош общ-ва к индивиду; это один из общечеловеч. соц идеалов, принцип, конкретное содержание которого менялись на протяжении истории и отличались в разных соц. системах. Функции соц. среды: 1.Соц.воспроизводство различных слоев и групп населения. 2.Социорегулятивная ф-ия - регламентирует основные показатели соц деятельности и отношений субъектов (нормы, ценности). 3.Социопродуктивная-дает возможность удовлетворить потребности людей для их соц воспроизводства. 4.Социодинамическая-связана с повышением качества уровня жизни. 5.Социоадаптивная- способствует достижению согласованности действий людей в обществе. 6.Социокультурная. – регулирует процессы приобщения человека и различных социокультурных групп к духовной стороне воспроизводимого процесса

42. Человек как объект и субъект социальной работы.

Теория  СР проблему целостного постижения человека как объекта познания обосновывает в разных моделях практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей имеющих проблемы. Но это не значит, что в ТСР вовсе не учитываются требования целостного видения человека как явления общественной жизни, субъекта жизне осуществления (психосоциальный подход). Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем. Объектом познания для социального работника в данном случае выступает клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, проблемы, на противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов (бихевиористский подход). С другой стороны, человек как субъект СР также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, представляющих тот или иной опыт ее осуществления, реализации какой-либо модели оказания помощи нуждающимся. При этом социальный работник обязан учитывать психологию поведения, реакцию своих клиентов на стимулы. Целостность видения человека в социально-психологических моделях теории СР чаще связывается с особенностями психологического объекта, обыденного сознания представителей различных социальных групп. Еще одним вариантом рассмотрения человека в его целостности является виталистский подход, При этом жизненные силы человека характеризуются как единство индивидуальной и социальной субъективности личности во всех сферах. Эта деятельность ориентируется не только на поддержку, реабилитацию жизненных сил человека, но и на «благоустройство» жизненного пространства его бытия.

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по теории соц.работы