Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:12, доклад
Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим принципам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук.
Министерство образования и науки РФ
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Направление – социальная работа
Дисциплина:
Теория социальной работы
Доклад на тему:
«Методологические
принципы теории социальной
работы»
Выполнила:
Студент СРБ-ВБ-3
Ширин-оол А.В.
Проверила: к.п.н.
Копнина
О.О.
Москва – 2011-12 уч. год
Методологические принципы теории социальной работы
Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим принципам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки — реально существующая действительность (природная социальная). Он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т. д. Выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной работы.
Следующий методологический принцип — это анализ закономерностей конкретного социального знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Причина этого — не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений. Теория социальной работы относится к общественным дисциплинам со всеми присущими этим дисциплинам сильными и слабыми сторонами.
Закономерности теории социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации. В специальной литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы:
Бесспорно,
что к числу основных закономерностей
следует отнести взаимосвязь
социальной политики государства и
содержания социальной работы в обществе,
а также взаимосвязь между
целями социального развития и уровнем
развития социальной работы. Закономерности
социальной работы носят объективный
характер и проявляют себя независимо
от желания, знания и воли людей. Проблематизированный,
повседневный мир людей — вот что находится
в фокусе теории социальной работы. Социальная
практика, по своей сути, многогранна и
интегративна, а потому закономерности
социальной работы представляются как
идеально усредненное отражение основных
тенденций функционирования системы социальной
помощи. А раз так, то количество социальных
переменных, влияющих на социальные процессы
и самочувствие клиента, позволяет вести
речь лишь о вероятностных, интерпретативных,
феноменологических моделях и результатах
в деятельности субъектов и объектов социальных
взаимодействий.
Нерешенность и дискуссионность методологических
принципов теории социальной работы —
вот основная особенность современной
научной ситуации. Это обстоятельство
прямо влияет на поиск роли и места теории
социальной работы среди других наук.
С одной стороны, теория социальной работы
имеет все структурно-родовые признаки
научного знания: налицо специфический
предмет и объект исследования, закономерности,
специфические понятия, категории, принципы
и методы исследования. С другой стороны,
она скорее относится к группе прикладных
наук и характеризуется междисциплинарной
направленностью. В оценке научного статуса
социальной работы как научной дисциплины
в России доминируют два подхода. Сторонники
одного исходят из того, что теоретическую
основу социальной работы составляют
смежные науки о человеке и обществе (социальная
философия, социология, антропология,
психология и др.); сторонники другого
предпринимают попытки доказать самостоятельность
социальной работы как научной дисциплины,
в рамках которой выделяются теоретический
и прикладной аспекты.
Важной особенностью методологии теории социальной работы является использование ряда общенаучных принципов. Основными принципами социальной работы выступают интегрированные принципы философии и социальной психологии. Перечислим их:
Принципы
социальной работы выступают важнейшими
структурными элементами логических форм
научной теории и основополагающими
правилами эмпирической деятельности.
Принято выделять следующие группы
принципов теории социальной работы: общефилософские
принципы, лежащие в основе всех наук об
обществе, человеке и механизмах их взаимодействия:
принцип детерминизма, принцип отражения,
принцип развития, принцип единства сознания
и деятельности, принцип историзма, принцип
неразрывной связи индивида и его социальной
среды.
Социально-политические принципы выражают
требования, обусловленные зависимостью
содержания и направленности социальной
работы от социальной политики государства:
единство государственного подхода в
сочетании с региональными особенностями
социальной работы, демократизм ее содержания
и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности
личности или социальной группы при выборе
содержания, форм и методов социальной
работы с ними, законность и справедливость
деятельности социального работника.
Организационные принципы отражают сложность
и многообразие организационных, функционально-иерархических
связей и отношений (социально-технологическая
компетентность кадров, принцип единства
прав и обязанностей и др.). Психолого-педагогические
принципы выражают требования к выбору
средств психолого-педагогического воздействия
и взаимодействия с клиентом: комплексный
анализ оценки условий жизнедеятельности
клиентов и выбора форм и методов работы
с ними; индивидуальный подход; целенаправленность
и адресность работы социальной работы.
Специфические принципы, социальной работы
определяют основные правила деятельности
в сфере оказания социальных услуг. К таковым
относятся: принципы универсальности,
охраны социальных прав, социального реагирования,
профилактической направленности, клиентоцентризма,
опоры на собственные силы, максимизации
социальных ресурсов, конфиденциальности,
толерантности. Понятийно-категориальный
аппарат служит важнейшим компонентом
системы логически упорядоченного знания
— это совокупность понятий, категорий
и терминов, которые позволяют в обобщенной
форме отразить явления, изучаемые данной
наукой, а также связи между ними путем
фиксации их существенных свойств, признаков
и закономерностей. Понятийный аппарат
формируется в процессе обобщения результатов
эмпирического наблюдения и эксперимента
путем применения логических операций
и образует структуру науки.
Понятие является важнейшей логической
формой, позволяющей выявить существенные,
наиболее устойчивые и повторяющиеся
связи между явлениями и процессами. Именно
посредством понятий в любой науке, и социальная
работа здесь не является исключением,
представляется возможным добиться единообразия
в понимании сущности явлений, выразить
закономерности и тенденции развития
социальной действительности.
В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов, составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории социальной работы. Среди специфических категорий социальной работы выделяют:
Разработка
научно-категориального
Таким
образом, теория социальной работы —
самостоятельная отрасль
Информация о работе Методологические принципы теории социальной работы