Методологические принципы теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:12, доклад

Описание работы

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим принципам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук.

Работа содержит 1 файл

методологичнские принципы теории СР.docx

— 20.77 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Российский  Государственный  Социальный Университет

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Направление – социальная работа

Дисциплина: Теория социальной работы 
 
 

Доклад  на тему:

«Методологические принципы теории социальной работы» 
 

Выполнила:

Студент СРБ-ВБ-3

Ширин-оол  А.В.

Проверила: к.п.н.

Копнина О.О. 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011-12 уч. год

Методологические  принципы теории социальной работы

   Методология — это система принципов и  способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим принципам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки — реально существующая действительность (природная социальная). Он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т. д. Выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной работы.

   Следующий методологический принцип — это анализ закономерностей конкретного социального знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Причина этого — не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений. Теория социальной работы относится к общественным дисциплинам со всеми присущими этим дисциплинам сильными и слабыми сторонами.

Закономерности  теории социальной работы наиболее полно  выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих  отношение к социальной ситуации. В специальной литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы:

  1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;
  2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

    Бесспорно, что к числу основных закономерностей  следует отнести взаимосвязь  социальной политики государства и  содержания социальной работы в обществе, а также взаимосвязь между  целями социального развития и уровнем  развития социальной работы. Закономерности социальной работы носят объективный  характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей. Проблематизированный, повседневный мир людей — вот что находится в фокусе теории социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. А раз так, то количество социальных переменных, влияющих на социальные процессы и самочувствие клиента, позволяет вести речь лишь о вероятностных, интерпретативных, феноменологических моделях и результатах в деятельности субъектов и объектов социальных взаимодействий. 
    Нерешенность и дискуссионность методологических принципов теории социальной работы — вот основная особенность современной научной ситуации. Это обстоятельство прямо влияет на поиск роли и места теории социальной работы среди других наук. С одной стороны, теория социальной работы имеет все структурно-родовые признаки научного знания: налицо специфический предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования. С другой стороны, она скорее относится к группе прикладных наук и характеризуется междисциплинарной направленностью. В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода. Сторонники одного исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют смежные науки о человеке и обществе (социальная философия, социология, антропология, психология и др.); сторонники другого предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

      Важной  особенностью методологии теории социальной работы является использование ряда общенаучных принципов. Основными  принципами социальной работы выступают  интегрированные принципы философии  и социальной психологии. Перечислим их:

    1. Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическими факторами, которые определяют состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления 
      Принцип гносеологического подхода ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности.
    2. Принцип личностного подхода требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценностными ориентациями, чувствами и мыслями.
    3. Принцип единства сознания и деятельности вооружает социальную работу правильным пониманием того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, и учитывает влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее форм и результаты.

     Принципы  социальной работы выступают важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими  правилами эмпирической деятельности. Принято выделять следующие группы принципов теории социальной работы: общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды. 
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника. Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений (социально-технологическая компетентность кадров, принцип единства прав и обязанностей и др.). Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность работы социальной работы. Специфические принципы, социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся: принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности. Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки. 
Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.

   В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов, составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации  первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень  второго порядка и относятся  к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления и  процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с  другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального  знания, что особенно актуально для теории социальной работы. Среди специфических категорий социальной работы выделяют:

  • категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются так же другими науками («социальные отношения», «социальная деятельность», «личность», «социализация» и т. д.);
  • категории, служащие прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками («психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «социальное благополучие» и т. д.);
  • категории, относящиеся собственно к социальной работы («социальное страхование», «социальная биография», «социальный работник» и др.).

   Разработка  научно-категориального аппарата —  это одна из приоритетных задач теории социальной работы. Категории социальной работы могут быть проанализированы по признаку принадлежности к различным  организациям социальной работы в различных  сферах социальной практики. Понятийный аппарат социальной работы в образовании  будет отличаться от системы понятий, описывающих социальную работу в  армии или медицинских учреждениях. Целесообразно выявить кластеры понятий, относящихся к социальной работе с различными категориями  клиентов или к различным особым ситуациям (например, в зонах военных  конфликтов). Данные классификации  отражают специфику содержания практической социальной работы. Особенности организации  профессиональной и добровольческой  социальной работы, технологические  аспекты управления системой социальной работы отражены в специфической  группе понятий — «менеджмент  социальной работы», «экономика социальной работы». По мере дальнейшего развития теории и практики социальной работы система ее категорий будет расширяться и уточняться.

   Таким образом, теория социальной работы —  самостоятельная отрасль социально-гуманитарного  знания в системе общественных наук; ей присущи все структурные элементы научного знания и характерны интегративность  и прикладная направленность.

Информация о работе Методологические принципы теории социальной работы