Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:28, контрольная работа
Отношение к детству, равно как и к сексуальному насилию над детьми в разные исторические эпохи было неоднозначным и отличалось от современного восприятия. В зависимости от этнических и религиозных взглядов, а также других определяющих факторов рознилась культура общения с детьми, их воспитание, восприятие взрослыми. Более того такая дифференциация существует и по сей день, также в зависимости от этнических и религиозных установок в том или ином обществе.
В книге «Психоистория» Ллойд де Моз изучает историю детства, пытаясь раскопать социальные условия прошлого. Изучив детство многих поколений, автор предлагает три способа реагирования взрослого на ребенка:
1) он может использовать ребенка как сосуд для проекции
содержания своего собственного бессознательного (проективная реакция);
Отношение к детству, равно как и к сексуальному насилию над детьми в разные исторические эпохи было неоднозначным и отличалось от современного восприятия. В зависимости от этнических и религиозных взглядов, а также других определяющих факторов рознилась культура общения с детьми, их воспитание, восприятие взрослыми. Более того такая дифференциация существует и по сей день, также в зависимости от этнических и религиозных установок в том или ином обществе.
В книге «Психоистория» Ллойд де Моз изучает историю детства, пытаясь раскопать социальные условия прошлого. Изучив детство многих поколений, автор предлагает три способа реагирования взрослого на ребенка:
1) он может использовать ребенка как сосуд для проекции
содержания своего собственного бессознательного (проективная реакция);
2) он может
использовать ребенка как
3) он может
сопереживать потребностям
Проективная и
возвратная реакция родителей представляет
ребенка настолько
Такая реакция на детей повсеместно имела место быть в эпоху Античности и Средневековья. Ребенок воспринимался как изначально грешное существо, находящееся под властью дьявола. Именно поэтому дети подвергались жестоким запугиваниям, физическим истязаниям, жертвоприношениям и просто убийствам, что должно было привести в конечном итоге к изгнанию дьявола.
Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство только в 374 г. н. э. «Даже отцы церкви противодействовали детоубийству, похоже, не из тревоги за жизни детей, а заботясь о душах их родителей» [психоистория]. Реакция сопереживания срабатывала иногда у родителей в тех случаях, когда ребенок умирал.
В книге Филлипа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» детство в средневековье описывается как некий критический возраст, который многим людям не удавалось пережить. Вследствие сложной демографической ситуации, а именно очень высокой детской смертности отношение к этому явлению было совершенно спокойным – так как детей слишком часто теряли, незачем было к ним и привыкать. Само же детство не удостаивалось чести, чтобы его запоминали или заостряли на нем внимание. Подобное отношение к детству продолжалось вплоть до конца XVII века.
Одним из видов проявления возвратной реакции де Моз называет сексуальные действия взрослых по отношению к детям.
В античности ребенок первые годы жизни рос в окружении использовавших его в сексуальном отношении людей. Публичные дома, где проститутками были мальчики, процветали во всех городах, а в Афинах можно было даже взять мальчика напрокат [психоистория]. Многие античные авторы утверждали, что сексуальному насилию подвергались как дети 11-12 лет, так и дети младшего возраста. Иудеи также довольно снисходительно относились к гомосексуализму по отношению к маленьким мальчикам, а совокупление с детьми младше 9 лет не считалось половым актом и наказывалось всего лишь поркой «для поддержания общественного порядка». В книге де Моз приводятся яркие примеры того, как эротизированные ласки, половые сношения, изнасилования применялись в отношении детей в качестве разновидности сексуального воспитания вплоть до эпохи возрождения.
В средневековой Европе согласно описаниям Филиппа Арьеса практически не придавалось значения отличиям детей от взрослых – это выражалось даже в одежде. Как только ребенок вырастал из пеленок, его одевали как женщину или мужчину его сословия [Филипп арьес]. Выходит, что до XVII века ребенка в Европе воспринимали как взрослого небольших размеров. Свидетельства того, что «половое воспитание» в Европе начиналось с пеленок встречаются у Арьеса также как и у де Моз. Детей ласкают с эротическим уклоном как прислуга, так и родители и родственники, поощряются ранние половые сношения со сверстниками, при детях обсуждаются любые непристойные темы и в этих обсуждениях они могут принимать самое активное участие. Естественно поощрялись и ранние браки, в особенности, когда невеста не достигала еще возраста половой зрелости или пубертатного возраста, если говорить современным языком.
Открываются свидетельства того, что запрет на инцест, обнаруженный во всех известных культурах, не исключил его присутствия в «формах семейного воспитания». Так, например, в индийской культуре широко распространена практика регулярной мастурбации со стороны матери, которой подвергается маленький ребенок, девочки - «чтобы хорошо спали», мальчики - «чтобы росли мужественными...». Как фактически в любой не западной культуре, ребенок в течение нескольких лет спит в супружеской постели и постоянно наблюдает половые сношения между родителями. В некоторых индийских группах дети становились участниками половых отношений родителей.
Секс между близкими родственниками в Индии настолько общепринят, что в некоторых индийских группах предпочитают устраивать браки между дядями и племянницами, двоюродными сестрами и братьями. Как гласит одна старая индийская пословица, «если девочка девственница в десять лет, значит, у нее нет ни братьев, ни кузенов, ни отца». Инцест в Индии скорее правило, чем исключение [психоистория].
Еще в начале XX в. привлекательных мальчиков в Индии, в том числе хорошей касты забирали из семьи для использования в качестве проституток при храмах.
В Китае молодых мужчин специально обучали сексу с маленькими девочками, а мальчиков часто усыновляли для использования в сексуальных целях.
В японских публичных домах
девочек начинали использовать в
возрасте 5-7 лет. По меньшей мере с 14-го
века подробно документировано
Сексуальное использование
детей в остальной части
Кампании против сексуального использования детей продолжались в течение всего семнадцатого столетия, а в восемнадцатом веке приняли совершенно новый оборот: наказание маленьких мальчиков и девочек за прикосновение к собственным гениталиям. После восемнадцатого века дети подвергались сексуальным домогательствам гораздо чаще со стороны слуг, других взрослых и подростков, чем со стороны родителей. Однако условия для этого создавались родителями. В 1900 г. еще находились люди, верящие, что венерические болезни можно вылечить «посредством половых актов с детьми» [психоистория].
В девятнадцатом веке в России еще были широко распространены детоубийство и детские свадьбы. Мало того, что большинство девочек выходило замуж и имело сексуальный опыт до половой зрелости - отцы часто вступали в половые сношения с новобрачными сыновей [психоистория].
Подобное отношение к детству и сексуальным действиям с детьми до XVII века, а в некоторых странах и до начала XX века, возможно, стало следствием того, что детство не воспринималось столь серьезно, как это происходит сейчас. Сейчас подобные действия в отношении детей выглядят дико и болезненно, а на тот момент воспринимались совершенно нормально. Ну а если не нормально, то этому ни в коем случае не относились как к разврату, так как «отношение к половой жизни и сама половая жизнь меняются сообразно эпохе и образу мыслей» [психоистория].
Позднее к детям приписали такое качество как невинность и любые вопросы, связанные с сексом рассматривались как нечто непристойное и развратное, более того – греховное. О сексуальных ласках в отношении детей больше не говорилось в открытую, однако это не значит, что подобное явление исчерпало себя.
Первым психоаналитиком,
который заговорил о широком
распространении сексуальных до
При этом, большинство коллег не разделило его убеждений, более того, они отказались от обсуждений данного вопроса. На своих сеансах психоанализа Фрейд побуждал пациенток вспоминать акты насилия в детстве, происходившие скорее всего между двумя и пятью годами, никак не позже восьми, память о котором подавлена. Большинство других ученых, кто отмечал, насколько часто у пациентов бывают отчетливые воспоминания об инцестуальном изнасиловании, обвиняли самих жертв.
Хотя высказывания Фрейда на начало XX века не воспринимались тогдашними учеными с должным вниманием, он положил начало тому, что произошло привлечение внимания общественности к вопросам сексуального насилия над детьми. Вскоре пришло понимание того, что изнасилования детей, инцесты, принудительные гомосексуальные акты распространены гораздо шире, чем предполагалось ранее.
На настоящий момент сексуальное насилие над детьми признано общемировой проблемой, на решение которой направлены огромные силы политиков, СМИ, правоохранительных органов. Конец XX века и начало XXI – это время, когда факты насилия над детьми не замалчиваются, а напротив активно обсуждаются с целью поиска путей решения проблемы.
Переходя к теоретической
части данного вопроса
Итак, согласно определению,
представленному в книге Роберта Крукса,
сексуальное насилие над ребенком — это вовлечение
ребенка в сексуальный контакт со взрослым
в любой форме [Крукс Р., Баур К. Сексуальность
/Р. Крукс, К. Баур [Электронный ресурс]
– режим доступа: http://www.koob.ru/crooks_
В Методических материалах
центра социально-психологической
помощи семье сексуальное насилие над
детьми трактуется как любой контакт или
взаимодействие между ребенком и человеком,
старше его по возрасту, в котором ребенок
сексуально стимулируется или используется
для сексуальной стимуляции [За безопасность семьи. Методические
материалы из опты работы центра социально-психологической
помощи семье г.Арзамаса – [Электронный
ресурс] – режим доступа: http://www.psyonline.ru/books/
В классификации
насилия, предложенной Асановой, сексуальное
насилие – использование
Даже при отсутствии угрозы
или явного насилия такой контакт
все равно признается принудительным
и незаконным, поскольку считается,
что ребенок недостаточно зрел, чтобы
предоставить информированное согласие
на участие в сексуальном взаимодействии.
Информированное согласие предполагает
достаточную степень интеллектуальной
и эмоциональной зрелости, позволяющую
в полной мере осознать смысл и возможные
последствия совершаемого действия жертв
[Крукс Р., Баур К. Сексуальность
/Р. Крукс, К. Баур [Электронный ресурс]
– режим доступа: http://www.koob.ru/crooks_
Существует понятие возраст сексуального согласия, которое предполагает достижение возраста, когда человек может адекватно оценить значение сексуальных действий и их последствия. В различных странах возраст сексуального согласия варьируется и может отличаться довольно значительно. В большинстве государств этот возраст совпадает с поздним пубертатным периодом.
Возраст сексуального согласия в правовой литературе - это возраст, начиная с которого человек считается способным дать информированное согласие на секс с другим лицом. В Российской Федерации возраст сексуального согласия наступает в 16 лет, что подтверждается ст. 134 Уголовного кодекса РФ.
Исследователи данной проблемы
разделяют сексуальное насилие
над детьми, которое совершают
посторонние лица и лица, находящиеся
в близком родстве с жертвой.
Сексуальное насилие детей
Понятие «педофилия» в
узком смысле – это любовь к
мальчикам, но в обычном широком
понимании – расстройство сексуального
предпочтения, выражающееся в сексуальной
тяге к детям обычно препубертатного
или раннего пубертатного возраста
[Дерягин Г.Б. Педофилия
/ Некоммерческий сетевой журнал о детях
и подростках - [Электронный ресурс] – режим
доступа: http://www.malchishki.ru/5/