Теории сексуального насилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:30, реферат

Описание работы

Насильственные процессы протекают в социальной системе на разных уровнях. В зависимости от уровня социальных систем субъектами насилия выступают различные по своему качеству субъекты социального процесса, для которых характерно использование различных способов разрешения конфликта в целях установления социального баланса.

Работа содержит 1 файл

Теории сексуального насилия.docx

— 30.86 Кб (Скачать)

Теории сексуального насилия.

1.1. Феномен сексуального  насилия и основные теории  возникновения насилия.

Насильственные процессы протекают в социальной системе  на разных уровнях. В зависимости  от уровня социальных систем субъектами насилия выступают различные  по своему качеству субъекты социального  процесса, для которых характерно использование различных способов разрешения конфликта в целях  установления социального баланса.

Для обоснования насилия  субъекты различных уровней используют различные мифологемы, находящиеся  между собой в относительной  корреляции, что позволяет вовлекать  ресурсы более широкой системы, как для расширения конфликта, так  и для его ликвидации.

Наиболее обобщенным объектом насилия в современном мире предстают  этнические общности. Морфология этнического  насилия не предполагает существенных этнических вариаций, и этническое насилие включает в себя все виды насилия, известные антропологии и  психологии насилия, и использует их для своей основной цели – вытеснения (устранения) иноэтнической общности (ее носителей) из социальной среды или отдельных общественных подсистем.

Понятие насилие в русском  языке не тождественно понятию, выражаемому словом violence в правопослушном английском понимании. Там более четко разведены такие понятия, как коллективное или индивидуальное отклонение от существующих общепринятых норм социального поведения с применением физической или иной силы (violence), и насилие индивида над другим индивидом, часто выражается в таких терминах, как, например, сексуальное насилие – rape (изнасилование) и другие так называемые особые формы насилия (special violence).

Отдельного внимания заслуживает  феномен сексуального насилия.

Сексуальное насилие - понятие, отягченное эмоциями, мифами и разночтениями. Поскольку его определяют как  половой акт, прежде всего оно  подразумевает проявление насилия, гнева и власти, а также физического  воздействия на личность. Существует много определений изнасилования, но, как правило, в большинстве  сводов законов оно трактуется как  введение полового члена во влагалище  без обоюдного согласия. Строго говоря, введение полового члена в рот  или в анус без обоюдного согласия - это также изнасилование, т.к. оно подпадает под действие основных законов против сексуального нападения.

Следует оговориться, что  жертвой сексуального насилия может  быть человек любого возраста и пола.

Феминистская теория.

Ее можно считать наиболее распространенной (и, пожалуй, наиболее популярной у нас  сейчас) (Brownmiller, Gordon, Riger, Schwendinger T.&H. и др.). Этот подход рассматривает изнасилование как результат давних и глубоко укоренившихся социальных традиций, согласно которым мужчины доминируют практически во всех социополитических и экономических сферах (отражением и усилением этого мужского доминирования и эксплуатации женщин, по мнению феминистов, служат явления порнографии и проституции). Феминисты утверждают, что в патриархальном обществе существует тенденция не расценивать женщину как равноправного участника межличностных взаимодействий. Крайним выражением этой тенденции является взгляд на женщину как на собственность. Изнасилование по этой теории - "псевдосексуальный акт", мотивируемый желанием власти и контроля, а не сексуальным влечением, а сексуальная интимность и эксплуатация в данном случае лишь используются мужчинами для поддержания их первенства. Страх возможного изнасилования и других форм сексуального посягательства сужает круг активности женщины до относительно "безопасного" поведения.

Феминисты считают, что изнасилование - преступление, связанное с властью  и помогающее удерживать женщину  на более низком социальном уровне. Но если это предположение верно, возникает вопрос - почему насильники не просто бьют и унижают женщин, используя свое превосходство в физической силе? Много споров ведется и о том, является ли изнасилование актом политической доминантности или актом сексуального влечения. Однако не вызывает сомнений тот факт, что изнасилование несет в себе гораздо больше унижения и позора, чем любое другое преступление против личности; и этот урок как женщины, так и мужчины с детства усваивают из установок общества, примеров истории, постулатов религии. Наличие сексуально аспекта в преступлении прибавляет к физическим повреждениям ряд долговременных эмоциональных последствий.

Исследования, проведенные на заключенных-насильниках (Gordon, Riger, 1989), показывают, что около 1/3 из них были женаты и жили активной половой жизнью со своими женами на момент совершения насилия. Из тех, кто не был женат, большинство имели регулярные добровольные сексуальные отношения. Психологический профиль заключенного-насильника похож на профиль любого другого преступника, значимое отличие состоит лишь в том, что 70~80% осужденных за изнасилование в детстве сами подвергались сексуальному насилию (для всей популяции заключенных эти цифры составляют 30-40%). Такие люди обычно характеризуются особой эмоциональной незрелостью, тенденцией выражать гнев и фрустрацию через агрессию.

Американский психолог Николас Грот (Groth, Birnbaum, 1979) исследовал 348 осужденных насильников (мужчин) с целью выяснения преобладающих мотивов преступления. 55% отметили желание контроля и власти над жертвой, 40% - ярость, желание унижения, избиения жертвы. 5% изнасилований были расценены исследователями как садистские; в них присутствовали как гнев, ярость, так и желание власти. Эти данные подтверждают феминистскую гипотезу о том, что с точки зрения преступника изнасилование не является лишь актом сексуального влечения. Однако с позиции жертвы это преступление редко воспринимается как акт политического доминирования. Необходимо отметить, что изучение мотивов поведения насильников представляет значительную трудность и отделить сексуальные мотивы от мотивов доминирования в этой ситуации очень сложно. Подобные исследования проводятся чаще всего на заключенных в тюрьме, а эта выборка дает представление только о некоторых типах лиц, совершающих изнасилование. Латентность сексуальных преступлений очень велика: далеко не все жертвы заявляют о случившемся в милицию, не все зарегистрированные преступления бывают раскрыты, не все преступники пойманы и осуждены.

Считая изнасилование результатом  социального неравенства полов, феминистская теория, к сожалению, не дает ясного направления улучшения  ситуации. Приверженцы этого подхода  разделились в ответе на вопрос, как уменьшить процент изнасилований. Часть из них акцентирует необходимость  более строгого наказания насильников (Brownmiller), другая часть утверждает, что фокус внимания должен быть смещен на достижение равноправия в социоэкономической сфере (Schwendinger).

Эмпирические исследования показывают, что изнасилование действительно  имеет отношение к половым  различиям в социальной, политической и экономической сферах, однако не в том смысле, что уменьшение этих различий ведет к снижению насилия, а, скорее, наоборот. Существуют данные, подтверждающие "версию фрустрации", а именно: чем больше в обществе различия в статусе мужчины и  женщины, тем меньше показатель сексуального насилия, и наоборот (Ellis, 1989). Тем не менее, эти факты не наносят существенного ущерба феминистской теории, так как могут иметь следующее объяснение: тенденция продвижения к социальному равноправию сопровождается расширением юридического понятия изнасилования и увеличением вероятности заявления жертвы о преступлении.

Согласно феминистской теории, большую  роль играют факторы установок и "мифов", существующих в обществе относительно сексуального насилия. Исследования подтверждают, что насильники имеют  более агрессивные по отношению к женщинам и более оправдывающие изнасилования установки, чем другие мужчины (Burt, 1980).

Существуют эмпирические данные, которые  иногда трактуют как подтверждение  мифов. Например, значительное количество женщин в анонимных опросниках отмечают, что они, по крайней мере, иногда, фантазируют в сексуальном контакте с элементами насилия, атаки. Однако неправомерно делать из этого вывод, что "большинство женщин мечтает быть изнасилованными". Около 1/3 женщин признали, что в их жизни бывали ситуации, когда они, сказав "нет", на самом деле желали сексуального контакта (там же). Это якобы подтверждает миф о том, что "нет" часто означает "да". Тем не менее, подобные данные скорее служат поддержкой феминистской теории, чем подтверждают мифы. Каковы бы ни были фантазии здорового человека, их развитие и последствия он(а) всегда контролирует. В реальной жизни человек также стремится сохранять контроль над ситуацией. Значит потеря этого контроля, невозможность действий согласно собственным желаниям является экстремально стрессогенным фактором в ситуации сексуального насилия.

Недостатком феминистской теории ее критики считают взгляд на изнасилование, как на "псевдосексуальный" акт, в котором сексуальное влечение играет незначительную роль. Те исследования, в которых предпринимались попытки изучения мотивации изнасилования, не подтверждают эту точку зрения (Quinsey, 1984). "Жестокие" изнасилования часто включают девиантные сексуальные фантазии, реализовать которые принуждает жертву насильник. В случаях "изнасилования на свидании" мужчины часто используют различные "тактики", чтобы добиться сексуального контакта: совместное распитие алкоголя с целью "опоить" женщину, ложные заверения в любви, угроза разрыва отношений. Таким образом, можно заключить, что феминистская теория недооценивает степень сексуальной мотивации изнасилования и несколько переоценивает роль "сексистских" установок.

Теория сексуального научения

(Bandura, Donnerstein, Linz и др.).

Толчком к созданию этой теории послужил следующий факт. В 1973 году президентская  комиссия по порнографии заключила, что распространение порнографии  не имеет тенденции усиливать  агрессию или другие формы асоциального поведения. Этот вывод был подвергнут сомнению: было проведено исследование A.Bandura (Bandura, 1973), которое показало, что многократное предъявление любых стимулов имеет тенденцию образовывать положительное отношение к этим стимулам. Bandura предполагает, что агрессивному поведению научаются большей частью через имитацию моделей, которые исходят в основном из трех источников:

1) ранние ассоциации с членами  семьи и/или сверстниками;

2) культура и субкультура;

3) в настоящее время - средства  массовой информации.

Bandura рассматривает телевидение и другие визуальные средства массовой информации, как имеющие особое влияние, так как они:

а) "учат" актуальным методам  агрессии;

б) очень редко дают примеры нормального  социального подавления агрессии;

в) уменьшают восприимчивость к  насилию путем многократного  предъявления;

г) "учат" методам рационализации и оправдания агрессии.

Теория социального научения рассматривает изнасилование как часть агрессивного поведения по отношению к женщинам, усвоенного через четыре взаимозависимых процесса:

1) "эффект модели" - имитация  сцен изнасилования и других  видов насилия над женщиной, которые  можно увидеть в реальной жизни  и в средствах массовой информации;

2) "эффект связи секса и  насилия" - образование ассоциаций  между сексуальностью и насилием (в результате многократного предъявления  порнографии);

3) "эффект мифов" - вера в  многочисленные мифы, касающиеся  сексуального насилия ("нет"  означает "да", "женщина втайне  мечтает быть изнасилованной" и т. п.);

4) "эффект нечувствительности" - снижение восприимчивости к  чужой боли,страху и унижению, сопровождающим сексуальное насилие.

В некоторых аспектах объяснения изнасилований  теория социального научения похожа на феминистскую теорию. Во-первых, обе теории рассматривают социальное и культурное научение, как имеющее важное влияние на число изнасилований. Во-вторых, обе они выделяют черты современного западного общества, позволяющие мужчинам сексуально эксплуатировать женщин. В-третьих, обе теории отвергают предположения о внекультурных переменных, которые могли бы влиять на индивидуальную изменчивость склонности к совершению изнасилования.

Отличия двух теорий состоят в следующем. Феминистская концентрируется скорее на социологической (и даже политической) эксплуатации женщины мужчиной как причине, лежащей в основе изнасилований. Теория социального научения рассматривает культурные традиции в связи с интерперсональной агрессией как причиной сексуального насилия. Теория социального научения не настаивает на рассмотрении изнасилования как исключительно несексуального акта, но, тем не менее, соглашается с феминистской теорией в том, что основная мотивация изнасилования - не сексуальное влечение. Обе теории признают порнографию фактором, провоцирующим рост изнасилований, но феминистская теория объясняет это в терминах тенденции унизить женщину и лишить ее социоэкономической власти, а теория социального научения - в терминах модели связи сексуальности и насилия, мифов об изнасиловании и эффекта нечувствительности. Теория социального научения рассматривает изнасилование как результат совместного влияния культурных и средовых факторов, опосредованных установками, половыми ролевыми стереотипами и другими процессами, связывающими физическую агрессию и сексуальность.

Исследования подтверждают гипотезу теории социального научения о том, что предъявление порнографии увеличивает склонность к совершению сексуального насилия (Ellis, 1989). Однако теория не объясняет индивидуальных различий среди мужчин в интересе к порнографии, особенно жестокой, а также того факта, что многие мужчины, имевшие дело с порнографией, не совершают сексуального насилия и не выказывают к этому намерений. Сторонники теории расходятся во мнениях, любая ли порнография увеличивает тенденции к насилию, или только жестокая. Поскольку изнасилование не может служить зависимой переменной в лабораторном эксперименте, эти противоречия представляются трудными для разрешения.

Эволюционная теория

(Deutch, 1944).

Здесь, вероятно, впервые было выделено предположение о том, что склонность к сексуальному насилию может  иметь эволюционный базис. В этой теории утверждается, что потеря на определенный период сексуальной восприимчивости  у женщин означает начало ее подчинения сексуальному желанию мужчины; что  изнасилование может быть одним  из последствий этого. Современными представителями эволюционной (или  социобиологической) теории являются Barash, Symons, Shields, Quinsey и другие. Наиболее общими для них являются следующие аргументы: мужские и женские особи, особенно среди млекопитающих, склонны к разным типам распределения времени и энергии на задачи репродукции. Среди практически всех видов млекопитающих для самок особенно важна забота о потомстве, в то время как самцы стремятся к наличию наибольшего возможного количества сексуальных партнеров. Чтобы объяснить, почему возникают такие половые различия, следует заметить, что самкам, в отличие от самцов, приходится посвящать большое количество репродуктивного времени и энергии вынашиванию и выращиванию потомства. Кроме того, самцы находятся в более "невыгодном", по сравнению с самками, положении по способности идентифицировать собственного детеныша после рождения. Таким образом, по двум причинам - меньшему участию самца в воспитании потомства и меньшей родительской уверенности - можно заключить, что время и энергию, которые самец не тратит (и не может тратить) на вынашивание потомства, он отдает другим видам репродуктивной активности. Поэтому, как считают сторонники эволюционной теории, мужские особи более склонны к образованию поведенческих черт, увеличивающих их шансы на осеменение большего числа женских особей, чем черт, благоприятствующих постоянной заботе о нескольких детенышах. Если это верно, то насильственная копулятивная тактика (изнасилование) может быть результатом естественного отбора. В то время как естественный отбор отдает предпочтение мужчинам, использующим насильственную тактику для оплодотворения женщины, он будет благоприятствовать женщинам, которые этой тактике сопротивляются. Насильственная копуляция не оставляет женщине возможноаи выбора отца для будущего ребенка, а ее выбор должен быть сделан в сторону уменьшения различий во вкладе сил в выращивание потомства (эта селекция особенно сильна среди таких видов, где срок вынашивания потомства относительно велик). Самка остается невосприимчивой к любовным увертюрам партнера до тех пор, пока он не продемонстрирует ясное намерение долговременных отношений с ней и возможным потомством; тем самым она увеличивает свой репродуктивный потенциал.

Информация о работе Теории сексуального насилия