Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа отношений между США и КНР и их эволюции в начале XXI в. установить основные области сотрудничества и выявить узлы противоречий в двусторонних отношениях, попытаться определить перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Трансформация системы международных отношений и позиции США и КНР .....................................................................................................................10
1.2 Вызовы международной безопасности и политика Китая и Соединенных Штатов ..........................................................................................18
РАЗДЕЛ 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................................................................................................24
2.1 Торгово-экономические отношения между КНР и США ................25
2.2 Финансовый фактор в двусторонних отношениях и инвестиционная политика ................................................................................................................30
РАЗДЕЛ 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ КНР И США
3.1 Ключевые проблемы политической составляющей китайско-американских отношений ....................................................................................36
3.2 Военная составляющая отношений Китая и Соединенных Штатов Америки .................................................................................................................47
3.3 Перспективы развития двусторонних отношений в XXI веке .........57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................70
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
..............................
РАЗДЕЛ 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1
Трансформация системы
1.2
Вызовы международной
РАЗДЕЛ
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ ..............................
2.1 Торгово-экономические отношения между КНР и США ................25
2.2
Финансовый фактор в
РАЗДЕЛ 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ КНР И США
3.1
Ключевые проблемы
3.2
Военная составляющая
3.3
Перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..............................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подъем Китая, превращение его в региональную державу является одной из преобразующих тенденций нашего времени. Это обстоятельство все больше и больше влияет на политику единственной сверхдержавы ― Соединенных Штатов.
Китайско-американские отношения сложны и полны противоречий, которых становится все больше по мере того, как усиливается взаимовлияние двух держав. Китай остается третьим по значимости торговым партнером США и занимает второе место среди стран, экспортирующих в США, отправляя туда восьмую часть всего, что США закупают за рубежом. Эти средства возвращаются в Соединенные Штаты для покупки обязательств, что вызывает крупный дефицит в США. Сегодня Китай являются вторым по величине иностранным официальным кредитором Соединенных Штатов. В свою очередь, США – самый крупный для Китая торговый партнер и рынок сбыта, а также весьма значительный источник инвестиций, технологий и экспертных знаний. На международной политической арене американские и китайские интересы также тесно переплетены, несмотря на расхождение взглядов по некоторым важным вопросам международных отношений и международного права.
Направление, в котором будут развиваться китайско-американские отношения, определит будущее всего мира на много лет вперед. Межгосударственные взаимоотношения Китая и США имеют во многом определяющее влияние на решение основных проблем нашего времени, таких, как поддержание стабильности, сохранение глобального экономического роста, предотвращение распространения различных видов ОМУ, противостояние терроризму и борьба с новыми транснациональными угрозами (демографические проблемы, инфекционные заболевания, деградация окружающей среды, международная преступность и др.)
Тема работы представляет большой интерес с точки зрения международной политики, мировой экономики, и будет иметь актуальность еще не одно десятилетие. Китайско-американские отношения слишком важны, чтобы на них не обращать внимания, и от этих отношений слишком многое зависит, чтобы их неправильно истолковать. В изучении двусторонних отношений великих держав заинтересованы и другие державы, так как это влияет на геополитический расклад в мире [1, С. 3]. Для Казахстана, с многовекторной направленностью его внешней политики, очень важно правильно оценить эволюцию отношений между этими странами, и выстроить свою внешнюю политику, учитывая эти взаимоотношения. Ведь Китай ― держава, которая очень быстро набирает силу и имеет высокий уровень экономического роста. К тому же Казахстан имеет протяженную границу с КНР. А США – мировая держава, имеющая непосредственный интерес во всех уголках земного шара. Каждая из этих стран занимает особое место во внешней политике Республики Казахстан.
Президент
РК Нурсултан Назарбаев в своем
послании 2008 года о роли Китая и
США во внешней политике Казахстана
отметил: «Мы должны и дальше укреплять
наше экономическое и политическое сотрудничество
с Россией, Китаем и государствами Центральной
Азии. Создавать прочную основу для
стабильности, открытого диалога и взаимодействия
в регионе.
В целях укрепления
безопасности в Центрально-Азиатском
регионе мы расширяем также конструктивное
взаимодействие
с США, ЕС и НАТО» [2].
Цель работы – на основе анализа отношений между США и КНР и их эволюции в начале XXI в. установить основные области сотрудничества и выявить узлы противоречий в двусторонних отношениях, попытаться определить перспективы их развития.
Для достижения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по 2007гг.
Методологическая и теоретическая основа. При изучении различных аспектов взаимоотношений КНР и США были использованы научные теории зарубежных школ, изучающих международные отношения, дипломатию, экономику и право. В ходе изучения данной темы были использованы теории реализма, неореализма, либерализма, неолиберализма.
Новый
мировой порядок требует
При написании работы были использованы различные методы, такие как метод системного анализа, уровневый и факторный анализ, метод анализа и синтеза, сравнительный, описательный, прогностический методы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика китайско-американских отношений в описываемый период широко исследуется в американских и российских научных кругах. Среди казахстанских исследователей также есть немало авторов, занимающихся этой темой. Отношения между Китаем и США являются довольно противоречивыми, и динамика взаимоотношений все время меняется, поэтому они продолжают оставаться в сфере внимания ученых-международников.
Среди американских исследователей прослеживаются два подхода к оценке китайско-американских отношений – жесткий и мягкий. И это понятно, ведь политика Китая весьма сложна и порой бывает очень трудно выявить его истинные намерения. К тому же роль Китая в мировой экономике, в мировой политике возрастает. Это явление беспокоит американских политиков, и, естественно, ученых.
Некоторые американские исследователи считают, что размеры Китая, его мощная экономика, растущая военная мощь станут источником новой стратегической угрозы США и их союзникам. Другие наблюдатели видят в сильном и более уверенном в себе Китае возможного гаранта стабильности в регионе и мире. Некоторые аналитики указывают на значительное улучшение качества и образа жизни населения, тогда как внимание других сосредоточено на авторитарном политическом режиме и продолжающихся нарушениях прав человека.
Коллектив авторов, опубликовавших книгу под редакцией Ф.Бергстена «Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве», отмечают, что не существует одного «Китая», равно как и одних «Соединенных Штатов». «Почти невозможно предугадать, в каком направлении будет развиваться Китай. В то же время, непредсказуемость развития в Соединенных Штатах и других странах, как и непредсказуемость их отношения к Китаю, еще больше затрудняет возможность оценить, какое влияние окажет выбранный Китаем курс на его взаимоотношения с остальным миром» [3, С. 40].
Немецкий ученый китайского происхождения Суеву Гу говорит, что государства с различными системами господства, как правило, неспособны организовать эффективное партнерство, если их взаимоотношения не основываются на стратегическом фундаменте. Если им удается найти общий внешнеполитический знаменатель, они могут избежать конфликтов, но если усилия по достижению стратегического понимания не увенчаются успехом, то и сами отношения остаются критичными [4, С. 12]. После окончания холодной войны этот опыт получил подтверждение в резких поворотах в отношениях между однопартийным государством Китаем и США, страной с либеральной конституцией.
При
этом очевидно, отмечает ученый, что
Пекин испытывал большее
Китайский ученый Ван Цзисы указывает, что, как и все другие страны, Соединенные Штаты и Китай строят двустороннюю политику, основываясь на собственных интересах. Но в данном случае, в отличие от других двусторонних отношений, замешаны более сильные, противоречивые интересы. Позитивные и негативные факторы китайско-американских отношений тесно переплетены и часто трансформируются один в другой. Столь сложная динамика означает, что рассматривать эти отношения в традиционных категориях игры с нулевой суммой ошибочно и чревато неэффективной политикой; на самом деле подобный упрощенный подход может навредить национальным интересам обеих стран. Анализ по принципу «черное-белое» никогда не передаст всех особенностей ситуации [5].
«Предсказание
Дэн Сяопина о том, что «все
наладится, когда в конце концов
улучшатся китайско-
С. Труш, российский ученый, об отношениях между Китаем и Америкой в исследуемый период пишет следующее: «Китайское региональное направление не стало центральным во внешнеполитической деятельности обеих администраций Буша. Сосредоточившись на таких проблемах, как стратегия выхода из Ирака, дискуссии о соотношении военных и «невоенных» инструментов доминирования Америки в современном мире, стремясь не расширять и без того протяженный фронт противоборства с исламским фундаментализмом, добавляя к нему обширный китайский «фланг», администрация Буша не придерживалась наступательной линии в отношении Пекина. Сложившаяся после сентября 2001 г. «низкопрофильная», «непровоцирующая», хотя и не закрепленная в качестве таковой на долгосрочную перспективу, линия Вашингтона в отношении КНР в основном продолжалась и в первой половине деятельности второй администрации. В рамках такого подхода в США происходило некоторое смягчение акцентов в оценке остроты «китайской угрозы», наблюдалась более гибкая линия поведения в тайваньском вопросе с учетом эволюций всех сторон тайваньского «треугольника», смещение центра тяжести в экономическую, финансовую и торговую зону двусторонних отношений» [6, С. 25].
По мнению Олега Литвинова, в области китайско-американских отношений Пекин должен осознать три стратегических момента [7].
Во-первых,
эти отношения затрагивают
Во-вторых, Америка выступает важным поставщиком требующихся Китаю капиталов, технологий, управленческого персонала, информационных ресурсов, а также опыта управления.
В-третьих, китайско-американские отношения прямо затрагивают интересы Китая в области национального единства и национальной безопасности. Неслучайно, все китайские руководители, начиная с Мао Цзэдуна, уделяли первостепенное внимание установлению нормальных отношений с США.
Казахстанские авторы Лаумулин М. и Сыроежкин К. указывают, что основой двусторонних отношений между КНР и США является «симбиоз «взаимных опасений» и «взаимной выгоды». Китай усматривает угрозу своим интересам в американском военном присутствии в АТР и Центральной Азии, осуществляемом согласно представлениям Вашингтона о Китае как о главном в перспективе американском противнике в регионе. США видят в Китае своего нового, а в скором будущем и глобального конкурента, наращивающего собственную военную и экономическую мощь в интересах, как считают ряд американских аналитиков и политиков, ослабления мировых позиций США. Вместе с тем ни Китай, ни США не рассматривают в настоящее время друг друга в качестве прямой военной угрозы» [8, С. 22].