Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:28, контрольная работа
Отношение к детству, равно как и к сексуальному насилию над детьми в разные исторические эпохи было неоднозначным и отличалось от современного восприятия. В зависимости от этнических и религиозных взглядов, а также других определяющих факторов рознилась культура общения с детьми, их воспитание, восприятие взрослыми. Более того такая дифференциация существует и по сей день, также в зависимости от этнических и религиозных установок в том или ином обществе.
В книге «Психоистория» Ллойд де Моз изучает историю детства, пытаясь раскопать социальные условия прошлого. Изучив детство многих поколений, автор предлагает три способа реагирования взрослого на ребенка:
1) он может использовать ребенка как сосуд для проекции
содержания своего собственного бессознательного (проективная реакция);
1) любовь к мальчикам, не достигшим 16 лет – педофилия;
2) любовь к юношам, достигшим 16 лет – эфебофилия;
3) любовь к девочкам моложе 16 лет – корефилия;
4) любовь к девушкам, достигшим 16 лет – партенофилия.
Педофилия –
явление вечное, в биологическом
смысле – изначально конструктивное,
так как любовь к детям, с явной сексуальной
окраской или без нее, обеспечивает выживание
вида, социализацию опекаемого. Современное
же понятие педофилии как общественно
опасного сексуального извращения и медицинской
патологии, достаточно молодое [Дерягин Г.Б. Педофилия
/ Некоммерческий сетевой журнал о детях
и подростках - [Электронный ресурс] – режим
доступа: http://www.malchishki.ru/5/
В психологии и психиатрии педофил – это человек, испытывающий извращенное половое влечение к детям допубертатного возраста [Педофилия в современном обществе - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.pedoisteria.ru/].
Случай, когда сексуальный контакт происходит между родителями и их детьми, братьями и сестрами, ребенком и его дядей, тетей, бабушкой или дедушкой называется инцестом. Подобный контакт возможен и между взрослыми родственниками, но в большинстве случаев его участником становится ребенок.
Во многих источниках, в
том числе периодических
По мнению К. Юнга, инцест – извращенный инстинкт достижения самости, основанный на феномене переноса. Э. Фромм считает инцест патологическим способом удовлетворения потребности в близости и безопасности. Психодинамически ориентированные концепции семейной психотерапии рассматривают инцест как следствие бессознательного стремления принадлежать своей семье или быть лояльным семейной системе. [Семейные кризисы: обзор и техники преодоления - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.familycrisis.ru/]
Крукс отмечает,
что инцестуальные отношения
между отцом (или отчимом) и дочерью
зачастую начинаются раньше,
чем ребенок понимает их реальное значение.
Подобные действия воспринимаются как
игра с элементами щекотки, борьбы, прикосновениями
и поцелуями. В дальнейшем прикосновения
переходят на область груди и гениталий,
а затем могут перерасти в оральную или
мануальную стимуляцию и половой акт.
В большинстве случаев при удовлетворении
своих желаний отец больше полагается
на свой авторитет или эмоциональную близость,
чем на физическую силу. Иногда он подталкивает
дочь к действиям сексуального характера,
объясняя ей, что таким образом он «обучает»
ее чему-нибудь, обещая подарки или эксплуатируя
ее потребность в любви [Крукс Р., Баур К. Сексуальность
/Р. Крукс, К. Баур [Электронный ресурс]
– режим доступа: http://www.koob.ru/crooks_
Потенциальные
последствия выявления
Даже при наличии явных
доказательств людям очень
В статье «Синдром аккомодации при сексуальном насилии над ребенком» американский ученый Роланд Саммит выделяет пять «стадий» инцестуозного насилия, описание которых позволяет понять, с какими трудностями сталкивается ребенок в ситуации, когда над ним совершается сексуальное насилие:
1. Секретность - ни один ребенок не готов к возможным сексуальным домогательствам со стороны взрослого, которому он доверяет. Вероятность подобного остается секретом даже среди взрослых. В результате, ребенок вынужден полагаться на насильника в определении происходящего. Именно насильник говорит ребенку, как нужно понимать и интерпретировать его действия, он определяет для него реальность.
Секретность становится для ребенка источником страха и обещанием безопасности одновременно. Если взрослые никогда не говорили с ребенком о насилии и никогда не обсуждали с ним возможность подобной ситуации, то ничего другого ребенку и не остается. Помимо бремени сохранения тайны, ребенок может убедить себя в том, что он обязан «сохранять семью», и это теперь его ответственность.
2. Беспомощность - детям могут разрешить никогда не разговаривать и избегать знаков внимания незнакомцев. Однако от них требуют повиноваться и проявлять привязанность к любому взрослому, которому доверили присматривать за ними. Ребенок может жаловаться на взрослого, не называя причины негативного отношения к нему. Отсутствие реакции матери приведет его к выводу, что раз его мать так реагирует на его жалобы, то она знает о насилии и одобряет его.
Может казаться, что в случае насилия ребенок будет активно сопротивляться, звать на помощь, однако это большая редкость. Более распространенная и типичная реакция – притворяться спящим, попытаться представить, что ты где-то еще, страдать молча. Дети не кричат и не применяют силу, когда испытывают сильнейшее замешательство и страх в своей жизни. Доверенные взрослые определяют реальность ребенка, и если бежать некуда, то остается только попытаться спрятаться.
3. Загнанность в ловушку и аккомодация - по причинам указанным выше раннее вмешательство крайне маловероятно, а потому ребенок продолжает страдать от сексуального насилия и адаптируется к новой реальности своей жизни. Перед ребенком стоит задача придать насилию хоть какой-то смысл, и ребенок может убедить себя, что это он сам каким-то образом спровоцировал взрослого или заслужил насилие.
Тем не менее, гнев и ярость в ответ на насилие требуют выхода, и, как правило, таким выходом становится саморазрушительное поведение, включая самоповреждения. Такое поведение, в свою очередь, еще больше усиливает ненависть к себе.
4. Отложенное, противоречивое
и неубедительное раскрытие
Если ребенок любого возраста жалуется на продолжающееся сексуальное насилие, то он сталкивается с неверием окружающих. Однако если речь идет о подростке, которого уже заклеймили «трудным» и «проблемным» ребенком, то его ждет не просто недоверие, а унижение и наказание.
5. Отречение - что бы ребенок ни говорил о сексуальном насилии, скорее всего, через какое-то время он отречется от своих слов. Семья разрушается, ребенка бесконечно допрашивают, а насильник может оставаться в доме все это время.
На ребенка
ложится тяжелое бремя –
Помимо инцеста на детскую психику оказывает влияние и легкие формы физического насилия, содержащие в себе действия, которые на первый взгляд не могут быть истолкованы как физическое насилие. Например, порка за непослушание.
В случае прямого физического насилия ребенок независимо от пола выступает в качестве сексуального партнера, а в качестве насильника может быть не только взрослый человек, но и сверстник.
Скрытое насилие над детьми практикуется в местах, где ярко выражены такие зависимости как главный и подчиненный. Ребенка целенаправленно, но исподтишка подводят к той черте, за которой его ожидает пассивный секс.
Существуют случаи, в которых насильственные действия над детьми совершаются сверстниками в качестве демонстрации силы, наказания и полного подчинения.
Большое количество
изнасилований в подростковой среде
приходится на так называемое состояние
беспомощности. К таким состояниям
относится алкогольное и
Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия [Зиновьева, Михайлова 2003].
1. Отсутствие
в общественном сознании
2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.
3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.
4. Отсутствие
эффективной превентивной
5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.
6. Низкая правовая грамотность населения.
7. Плохая осведомленность детей о своих правах.
8. Несовершенство
Орлов предлагает
несколько современных теорий для
объяснения причины насилия над детьми. Социологическая
модель рассматривает влияние социокультурных
факторов на риск возникновения насилия
над детьми. К таким факторам обычно относят:
стереотип семейных отношений, усвоенный
еще в детстве и принятый в данной социальной
группе, а также жилищные и материальные
условия семьи. С психиатрической, медицинской
точки зрения жестокое обращение и пренебрежение
ребенком – следствие патологических
изменений в психике родителей, деградации,
алкоголизации. Социально-психологический
подход объясняет проявления насилия
личным жизненным опытом родителей, их
«травмированным» детством. Психологическая
теория основывается на представлении,
согласно которому ребенок сам «участвует»
в создании предпосылок для жестокого
обращения, что автоматически выливается
в концепцию: плохое обращение как конечный
результат деструктивных детско-родительских
отношений. Интегрируя все эти подходы
в комплексную модель, насилие можно трактовать
как многомерный феномен, порождаемый
взаимодействием сразу нескольких элементов,
как то: личностные особенности родителей
и ребенка, внутрисемейные процессы, стрессы,
вызываемые социально-экономическими
условиями, обстоятельствами общественного
характера [Малкина-Пых И. Психологическая
помощь в кризисных ситуациях [Электронный
ресурс] – режим доступа: http://www.syntone.ru/library/
В противовес вышесказанному
Рич Сноудон в своей работе
«Работа с насильниками, совершающими
инцест: оправдания, оправдания, оправдания»
отказывается от утверждения, что мужчины,
насилующие своих собственных детей, сами
являются жертвами собственных психических
отклонений. Он вел психотерапевтическую
группу для таких мужчин и был обескуражен
тем, что они не соответствуют общепринятым
стереотипам о маньяках – насильниках
детей. «Когда я впервые вошел в комнату
для психотерапии, я не мог даже открыть
рот, чтобы поздороваться. Я занял свое
место в их круге и сел. Когда они начали
говорить, то я невольно был поражен тем,
что они все были обычными парнями, обыкновенными
работающими мужчинами, ничем не примечательными
гражданами. Они напоминали мне тех мужчин,
среди которых я вырос. У Боба была такая
же манера шутить, как и у моего капитана
скаутов; Питер казался таким же сдержанным
и авторитетным, как и мой священник; Джордж
был банкиром, членом пресвитерианской
церкви и отличался такой же щепетильной
вежливостью, как и мой отец; и наконец,
хуже всех был Дейв, к которому я потеплел
с самого начала – неожиданно он напомнил
мне меня самого» [Сноудон Р. Работа с насильниками,
совершающими инцест: оправдания, оправдания,
оправдания/ Дорога к свободе//портал о
проблеме насилия - [Электронный ресурс]
– режим доступа: http://www.dorogaksvobode.ru/
Выходит, что мужчина, совершающий подобные преступления, как правило, соответствует портрету среднестатистического гражданина – полноправного члена общества с положительным социальным портретом.
Зигмунд Фрейд
в статье «Три главы к теории полового
влечения» говорит о том, что случаи истинного
влечения к детям, как объектам полового
влечения являются единичными – в основном
дети становятся таковыми объектами в
случае «когда импульсивное (неотложное)
влечение индивида не может в данную минуту
овладеть подходящим объектом.» [Фрейд З. Три главы к теории
полового влечения /Очерки по психологии
сексуальности – З. Фрейд – М.: Молодежный
центр "Система" при МК ВЛКСМ, 1989
- [Электронный ресурс] – режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/21_
Точно оценить уровень инцестов и педофилии достаточно сложно по изложенным выше причинам. Многие дети, ставшие жертвами инцеста, своевременно не сообщают о случившемся. Иногда они никому не говорят ни слова, пока не станут взрослыми, если вообще когда-либо говорят. Действия педофилов редко становятся достоянием гласности, и тому есть несколько причин. Например, ребенку может быть сложно отличить незаконное сексуальное поведение от проявлений любви. Нередко, узнав от ребенка о том, что с ним совершали непристойные действия, родители ему просто не верят или опасаются подвергать ребенка или супруга судебному разбирательству, так как это может неблагоприятно сказаться на обстановке в семье. Тот факт, что преступник зачастую оказывается другом или знакомым, еще больше усугубляет ситуацию.