Отношение к детству и сексуальному насилию над детьми в историческом и современном аспектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Отношение к детству, равно как и к сексуальному насилию над детьми в разные исторические эпохи было неоднозначным и отличалось от современного восприятия. В зависимости от этнических и религиозных взглядов, а также других определяющих факторов рознилась культура общения с детьми, их воспитание, восприятие взрослыми. Более того такая дифференциация существует и по сей день, также в зависимости от этнических и религиозных установок в том или ином обществе.
В книге «Психоистория» Ллойд де Моз изучает историю детства, пытаясь раскопать социальные условия прошлого. Изучив детство многих поколений, автор предлагает три способа реагирования взрослого на ребенка:
1) он может использовать ребенка как сосуд для проекции
содержания своего собственного бессознательного (проективная реакция);

Работа содержит 1 файл

диплоум30.03.2012.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Из сказанного выше следует, что нормы семейного  права могут применяться во всех случаях жестокого обращения с детьми или пренебрежения их основными нуждами. Уголовное право, призванное наказать совершившего насилие взрослого, применяется реже, только в случаях преступных посягательств на детей. Относясь к разным областям законодательства, нормы семейного и уголовного права могут использоваться одновременно, обеспечивая более полную защиту интересов ребенка. Так, родитель, осужденный за сексуальное насилие над своим ребенком, может быть лишен родительских прав, что защитит ребенка от контактов с ним в будущем. В этом случае после возбуждения уголовного дела подозреваемый может быть ограничен в родительских правах еще до вынесения приговора, что позволит обеспечить ребенку безопасность уже на этапе предварительного следствия, даже если подозреваемый не арестован.

Гражданско-правовая защита детей  от жестокого обращения и пренебрежения[1]

Статья 6 Закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации  закрепляет за ребенком все права  человека и гражданина, в том числе  право на неприкосновенность частной жизни, право на охрану государством достоинства личности, помимо общеизвестных прав на жизнь, образование и охрану здоровья. Семейный кодекс особо выделяет ряд прав ребенка, такие как, право жить и воспитываться в семье, право на обеспечение родителями интересов ребенка, уважение его человеческого достоинства, право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. При решении су-Дом некоторых вопросов, имеющих существенное значение для ребенка, обязательно учитывается мнение детей старше 10 лет.

Очевидно, что права ребенка не могут быть реализованы, если они не будут подкрепляться соответствующими обязанностями родителей. Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровом физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии (статья 63 СК). Защита прав и законных интересов детей возлагается на их родителей. Они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми гражданами, организациями и учреждениями. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей в тех случаях, когда органом опеки и попечительства установлено, что интересы родителей противоречат интересам детей. В таких случаях орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты интересов детей (статья 64 СК). Такой порядок не позволяет родителям использовать свои права в ущерб интересам детей. Это положение развивается в статье 65 СК, которая устанавливает, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении своих прав родители не должны причинять вред физическому, психическому или нравственному здоровью детей. При воспитании не допускается жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, а также эксплуатация детей. Все вопросы, связанные с воспитанием и образованием, родители должны решать с учетом мнения ребенка.

После развода родитель, проживающий отдельно от ребенка, сохраняет все права на общение и личное участие в воспитании, в том числе, право на получение информации о ребенке из медицинских, образовательных и иных учреждений. Статья 66 СК допускает ограничение общения с ребенком отдельно проживающего родителя только в тех случаях, когда такое общение негативно сказывается на ребенке. Закон также закрепляет право ребенка на общение с дедушками, бабушками, братьями и сестрами. Споры, возникающие в таких случаях, разрешаются сначала органом опеки и попечительства, а при отсутствии согласия — судом, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Следует подчеркнуть, что соблюдение интереса ребенка является важнейшим требованием при разрешении судом всех конфликтных ситуаций, связанных с детьми.

Крайней из предусмотренных Семейным кодексом мер, которые могут быть применены  в отношении родителей, является лишение родительских прав. Статья 69 СК устанавливает основания для лишения родительских прав. К этим основаниям относятся:

  • умышленное уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей, включая отсутствие заботы о развитии и обучении детей;
  • отказ без уважительных причин забрать ребенка из лечебных, образовательных или социозащитных учреждений;
  • злоупотребление своими родительскими правами (использование этих прав в ущерб интересам детей, вовлечение в занятие попрошайничеством, любые формы эксплуатации детей); жестокое обращение с детьми;
  • совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей или другого супруга;
  • заболевание алкоголизмом или наркоманией.

Других  оснований для лишения родительских прав закон не предусматривает.

Лишение родительских прав влечет следующие последствия: утрату родителем всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в том числе права на общение, получение Пособий, получение материальной поддержки от детей после достижения ими совершеннолетия. В то же время лица, лишенные родительских прав, обязаны содержать ребенка. Лишение родительских прав производится в судебном порядке по иску одного из родителей, органа опеки и попечительства, администрации учреждений для детей-сирот. Рассмотрение такого иска происходит с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, который готовит материалы, подтверждающие обоснованность иска.

Если  родители ненадлежащим образом выполняют  свои обязанности по воспитанию детей вследствие стечения тяжелых обстоятельств или по другим не зависящим от них причинам (психическое расстройство или иное хроническое заболевание), и это создает опасность для жизни или здоровья ребенка, возможно ограничение родителей в их правах (статья 73 СК). В этих случаях ограничение родительских прав продолжается до того момента, пока не отпадут основания, по которым оно было назначено. Если вследствие неправильного поведения родителей оставление ребенка с ними опасно для него, но нет достаточных оснований для лишение родителей родительских прав, то такие родители могут быть ограничены в своих правах на шесть месяцев. По прошествии указанного срока родители лишаются родительских прав, если ситуация не меняется. Ограничение родительских прав происходит также в судебном порядке с обязательным участием представителей органа опеки и попечительства. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен теми же лицами, что и иск о лишении родительских прав, а так же близкими родственниками ребенка, например, дедушками или бабушками. Лица, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное участие в воспитании ребенка, но сохраняют свою обязанность содержать его. Общение родителей, ограниченных в своих правах, с ребенком возможно в тех случаях, когда это не оказывает на него вредного влияния. Такие контакты допускаются с согласия органа опеки или опекуна ребенка.

При возникновении  непосредственной угрозы жизни или  здоровью ребенка орган опеки  на основании решения главы органа местного самоуправления может немедленно отобрать ребенка у родителей или любых других лиц, на попечении которых он находится (статья 77 СК). Послеотобрания ребенка орган опеки и попечительства незамедлительно информирует об этом прокурора, обеспечивает устройство ребенка и в течение семи дней направляет в суд иск о лишении или ограничении родителей в их правах. Отобрание ребенка, как и принудительное исполнение решений суда о передаче ребенка на воспитание другому лицу, производится с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства. В необходимых случаях для этого привлекаются сотрудники милиции и судебный исполнитель.

Семейный  кодекс устанавливает, что главную  роль в механизме гражданско-правовой защиты интересов детей играют органы опеки и попечительства. Так, статья 121 СК прямо указывает, что защита интересов детей, оставшихся без родительского попечения, а так же детей, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей или злоупотребляют родительскими правами, возлагается на органы опеки и попечительства. Деятельность других учреждений, организаций и отдельных лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения, запрещается. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Они могут передать часть своих прав уполномоченным организациям.

Важнейшее значение для защиты детей от жестокого  обращения имеет своевременное выявление детей-жертв насилия или пренебрежения. Статья 122 СК указывает, что администрация образовательных, лечебных, социозащитных учреждений, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства должен в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка для проверки полученной информации. При установлении факта нарушения прав ребенка орган опеки принимает меры по защите нарушенных прав, а в случае необходимости решает вопрос об отобрании ребенка, предъявлении иска о лишении или ограничении родителей в их правах.

Применение  мер гражданско-правовой защиты детей  не исключает возможность привлечения виновных к уголовной ответственности. Более того, если суд, рассматривая гражданское дело, обнаружит в действиях родителя признаки преступления, он должен уведомить об этом прокурора.

Уголовно-правовая защита детей от жестокого обращения и пренебрежения[2]

Защита от сексуального насилия

Уголовный закон  защищает половую свободу, то есть возможность добровольного выбора лицом, достигшим 14-летнего возраста, полового партнера и характера сексуальных отношений с ним, а также половую неприкосновенность детей, не достигших 14 лет. Защита половой свободы означает запрет на использования насилия, угроз или беспомощного состояния человека для вступления в сексуальные отношения. Защита половой неприкосновенности ребенка означает запрет для взрослых лиц вступать с детьми, не достигшими установленного законом возраста (14 лет), в любые отношения сексуального характера при любых обстоятельствах, в том числе и по предложению или с согласия самого ребенка.

Такая установка закона связана с тем, что добровольность любых отношений, в том числе и сексуальных, ребенка с взрослым ограничена следующими обстоятельствами:

  • дети не имеют достаточно знаний в области сексуальных отношений, поэтому они не могут предвидеть всех возможных последствий своего согласия на вступление в половую связь со взрослым;
  • дети занимают в обществе зависимое от взрослых положение, что ограничивает их возможность принимать самостоятельные решения и, зачастую, не позволяет отказаться от предложений взрослых.

Отмеченные выше обстоятельства имеют особое значение для маленьких или умственно  отсталых детей, а также и для  старших детей, если они воспитывались  в условиях изоляции или отсутствия сведений об отношении между полами. Таким образом, в отношении детей правильнее говорить не о сексуальном насилии, поскольку в ряде случаев наказуемыми оказываются и ненасильственные сексуальные отношения с ребенком, а о сексуальном злоупотреблении. Последнее понятие является более широким и охватывает все действия, рассматриваемые уголовным законодательством в качестве половых преступлений.

Наиболее тяжелыми половыми преступлениями против детей считаются преступления, совершенные с применением насилия, угрозы применения насилия, принуждения или беспомощного состояния.

Насилием является любое применение физической силы, направленное на преодоление сопротивления ребенка, удержание его на месте и совершение с ним действий сексуального характера, включая побои, истязания, причинение любых телесных повреждений, незаконное лишение свободы.

Угрозой применения насилия закон считает высказанное преступником намерение немедленно применить физическое насилие к самому ребенку или значимым для него другим взрослым. Угроза обязательно должна восприниматься как реальная, то есть такая, которая может быть приведена в исполнение незамедлительно. Именно незамедлительность приведения в исполнение в случае отказа подчиниться преступнику отличает угрозу от принуждения. Такая угроза способна сломить сопротивление, запугать жертву. Очевидно, что применительно к детям особое значение имеет субъективное восприятие ребенком угрозы как реальной, что определяется его малым жизненным опытом и личностными особенностями.

Принуждением (понуждением) является оказание на ребенка психического давления, не сопряженного с угрозой физического насилия. Закон исходит из того, что в случаях принуждения не возникает непосредственной угрозы для жизни и здоровья самого ребенка или его близких. Вследствие этого у ребенка сохраняется возможность обратиться за помощью, что позволяет считать понуждение менее опасной формой воздействия на жертву, чем угрозу применения насилия. Однако, когда речь идет о детях, это положение закона далеко не во всех случаях оказывается верным. Зачастую ребенок воспринимает последствия психического давления в форме понуждения как крайне опасные для себя, считает возникшую ситуацию безвыходной и полностью подчиняется требованиям насильника, хотя с формальной точки зрения у него были возможности для сопротивления. Принуждение может реализовываться в следующих формах:

  • шантаж, то есть угроза распространения порочащих сведений;
  • угроза уничтожения имущества, причинения вреда родственникам или любимым домашним животным;
  • использование материальной зависимости, когда жертва находится на полном или частичном иждивении виновного;
  • использование иной зависимости, например, отношений между педагогом и учащимся, воспитанником; опекуном и подопечным.

Беспомощным состоянием считаются ситуации, когда ребенок в силу своего малолетнего возраста, слабости, недостатка знаний, физического или психического состояния (инвалидность, психическое заболевание, бессознательное состояние) не мог понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо не мог оказать сопротивления виновному. В случае маленьких детей беспомощное состояние связано как с непониманием характера и значения сексуального контакта, так и с неспособностью оказать сопротивление, поэтому трудностей при его установлении обычно не возникает. Сложнее бывает доказать использование беспомощного состояния для совершения действий сексуального характера с подростком. В этих случаях отсутствие сопротивления может быть связано с индивидуальными психологическими особенностями подростка, например, его неумением своевременно осознать угрозу, неспособностью к целенаправленному поведению при внезапном изменении ситуации. Для выявления таких индивидуальных психологических особенностей потерпевших и установления, как они влияли на поведение подростка в момент совершения преступления, назначается судебная психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза. Виновный мог специально привести жертву в беспомощное состояние, напоив или дав наркотики.

Информация о работе Отношение к детству и сексуальному насилию над детьми в историческом и современном аспектах