Отчет по практике в МЦ КООООО «РКК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:53, отчет по практике

Описание работы

Задачи практики: из программы
Познакомится с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности КООООО «РКК».
Познакомится с организацией работы психолога-тренера, работающего с детьми и молодежью групп рискованного поведения (специального психолога), выявить специфику его деятельности в данном учреждении.
Познакомится с содержанием, формами и методами воспитательной, образовательной, коррекционно-развивающей работы с детьми в КООООО «РКК»
Пронаблюдать особенности поведения, межличностного взаимодействия детей.
Сформировать профессиональные коммуникативные умения.

Содержание

1. Особенности организации практической деятельности……………………………3
2. Индивидуальный план работы……………………………………………………….4
3. Общие сведенья об учреждении……………………………………………………...6
4.Должностные обязанности психолога – тренера, работающего с детьми и
молодежью групп рискованного поведения (специального психолога).....……….9
5. Воспитательная, образовательная и коррекционно-развивающая деятельность
КОООООРКК………………………………………………………...………………10
6. Теоретический анализ проблемы девиантного поведения………………………..11
7. Изучение игровой деятельности подростков с девиантным поведением………..16
8. Планирование и организация деятельности подростков с девиантным
поведением………………….……..……………………………………………..….19
9. Особенности организации совместной деятельности в системе
«психолог-ребенок-родитель» ……………………………………………………...23
10. Результаты прохождения практики………………..……………………………..25
Список литературы……………………………………………………………………..26
Приложение №1 Устав ООО «РКК»
Приложение№2 Бланк протокола изучения игровой деятельности подростков с
девиантным поведением
Приложение №3 Протокол изучения игровой деятельности подростков с
девиантным поведением
Приложение№4 Программа тренинговых занятий с подростками, находящимися в
ЦВИНПе
Приложение№5 Опросник Г.Н. Казанцевой «Определение общей самооценки»
Приложение№6 Опросник в адаптации С.М. Зелинского и В.Е. Кагана
«Определение уровня тревожности»
Приложение№7 Проективная методика "Несуществующее животное
Приложение№8 Тепинг-тест
Приложение№9 Интервью с воспитателем ЦВИНП

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике Рягузовой А.В..doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Многочисленные отечественные  и зарубежные  исследования психологии девиантного поведения  сконцентрированы на изучении личностных характеристик  девиантов, их психологического здоровья, проблеме идентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.

Таким образом, девиантное поведение- это поведение, отклоняющееся  от общепринятых норм. К девиантному  поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, неумеренное и регулярное употребление алкоголя, употребление наркотиков, бродяжничество, проституция, попытки самоубийства. Провоцируют девиантное поведение- безработица, низкий уровень жизни, голод, межрелигиозные, межэтнические и политические противоречия, национальные традиции (кровная месть), а также некоторые личностные особенности человека (агрессивность, доминантность, склонность к риску, конфликтность, мстительность), в проявлении которых могут играть роль природно-биологические факторы (своеобразная генетическая организация человека, нарушение биохимического регулирования и пр.).

 

7. Изучение игровой деятельности подростков с девиантным поведением

 

Для изучения игровой  деятельности подростков с девиантным поведением нами была составлена таблица (см. Приложение №2). Строки таблицы содержали в себе критерии оценки игровой деятельности подростков. Все критерии оценки можно разделить на несколько блоков:

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач
  2. Содержание игры
  3. Сюжет игры
  4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
  5. Игровые действия и игровые предметы
  6. Игровые правила
  7. Достижение результата игры
  8. Особенности конфликтов в игре
  9. Игровая среда
  10. Роль взрослого в руководстве игрой

Столбцы таблицы соответствовали тому или иному подростку, за которым проводилось наблюдение. Наблюдая за игровой деятельностью подростков и замечая те или иные особенности этой деятельности, мы заносили их в соответствующую графу таблицы, тем самым постепенно заполняя ее (см. Приложение №3).

Всего удалось провести наблюдение за игровой деятельностью 10 подростков, находящихся в ЦВИНП. В результате наблюдения за игровой деятельностью подростков с девиантным поведением удалось выявить некоторые особенности в каждом из рассмотренных блоков.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач. У подростков с девиантным поведением наиболее часто замысел игры возникает по инициативе самого ребенка или, что возникает более редко, определяется игровой средой. При этом замысел игры либо не обсуждается с партнером, подростки редко видят перспективу игры и с трудом могут сформулировать игровые цель и задачу словесно. В игре наблюдается постоянная импровизация, обусловленная постоянным незапланированным вмешательством других подростков.

Содержание  игры. У подростков с девиантным поведением содержание игры носит характер постоянно повторяющихся, одинаковых по содержанию действий с предметами. При этом если у нескольких подростков в определенный момент предметы игровой деятельности пересекутся, то это приведет к конфликту, который будет принимать характер игры отражающей общественные взаимоотношения.

Сюжет игры. У подростков с девиантным поведением сюжет игры нельзя считать особенно разнообразным. У каждого из подростков есть 2-4 устойчивых сюжета, которые объединяют в себе лишь одно событие. Однако к каждому из этих сюжетов может произойти подстройка еще одного стандартного сюжета для каждого из подростков не зависимо от игры- сюжет конкуренции, борьбы за самостоятельное продолжение игры. При этом умение совместно строить и развивать сюжет игры в самостоятельной игровой деятельности не проявляется. Источником сюжетов игр являются кинофильмы и собственные наблюдения.

Выполнение  роли и взаимодействие детей в  игре. У подростков с девиантным поведением выполняемая роль не обозначается вовсе. При возникновении взаимодействия с партнером используются предметные действия и ролевая речь, представляющая собой реплики и фразы, в редких случаях диалог, унижающие личность и достоинство партнера. Всегда выполняет главные роли инее признает второстепенные.

Игровые действия и игровые предметы. Подростки с девиантным поведением не используют ни предметов заместителей, ни воображаемых, ни образных игрушек в своей игре.

Игровые правила. Игровая деятельность подростков с девиантным поведением не имеет правил.

Достижение  результата игры. Подросток с девиантным поведением достаточно часто, соотносит свой замысел игры с достигнутым результатом. При этом подросток очень настойчиво добивается достижения задуманного результата. Если замыслом игры является взаимодействие с другими, то подросток ведет себя агрессивно и вызывающи, провоцируя окружающих на конфликт. Если же замыслом игры иной, то подросток, либо достигает его с первой попки, либо если ему в этом помешали, начинает игру заново.

Особенности конфликтов в игре. У подростков с девиантным поведением постоянно возникают конфликты в игровой деятельности. Причиной конфликтов является либо распределение социальных ролей, либо обладание игрушкой.  При этом разрешения конфликта как такового не наступает. Конфликт перерастает в новую игру- игру-взаимодействие. Такие конфликты заканчиваются вмешательством взрослого.

Игровая среда. Подросток с девиантным поведением наиболее часто использует предложенную игровую среду, используя тот или иной предмет в своей игровой деятельности.

Роль взрослого  в руководстве игрой. Подросток с девиантным поведением не взаимодействует в своей игровой деятельности со взрослым и не предлагает взрослому участия в ней.

Таким образом, в результате организованного наблюдения удалось вявить некоторые особенности игровой деятельности 10 подростков с девиантным поведением, находящихся в ЦВИНП. А также, благодаря использованию таблицы с критериями оценки игровой деятельности,  удалось повысить эффективность наблюдения и выделить особенности игровой деятельности каждого подростка в отдельности. Так же следует отметить, что использование в качестве протокола таблицы при наблюдении за игровой деятельностью подростков с девиантным поведением значительно упрощает  обработку полученных в ходе наблюдения данных. Дальнейшее планирование и организация деятельности подростков с девиантным поведением будет основано на проведенном наблюдении.

 

8. Планирование и организация деятельности подростков с девиантным поведением

 

Далее нами была разработана  тренинговая программа, целью которой стало: коррекция девиантного поведения у подростков. Исходя из цели тренинга, нам были поставлены следующие задачи тренинга:

  • Развитие коммуникативных навыков у подростков с девиантным поведением
  • Обучение подростков способности находить позитивные выходы из конфликтных ситуаций либо избегать конфликтов вовсе.
  • Повышение уровня эмоциональной фона
  • Повышение уровня толерантности по отношению к мигрантам
  • Понижение уровня агрессии

Программа тренинга рассчитана на 17 занятия, которые проводятся с  периодичностью 6 раз в неделю. Каждое занятия включает в себя комплекс упражнений  на развитие коммуникативных навыков, снижение уровня конфликтности с окружающими, снижение уровня агрессии, ориентация на здоровый образ жизни и безопасное поведение. Таким образом, осуществлялся комплексный подход к коррекции девиантного поведения подростков. Все упражнения подобраны с учетом психологических и физиологических особенностей испытуемых. Структура занятия  следующая:

  1. Упражнения и игры на знакомство и приветствие участников тренинга
  2. Упражнения и игры  на снятие тактильного барьера, развитие доверия, сплочение коллектива
  3. Основная часть тренинга: упражнения на развитие коммуникативных навыков, снижения уровня конфликтности с окружающими.
  4. Упражнения и игры на понижение уровня агрессии
  5. Основная часть тренинга: упражнения с ориентацией на здоровый образ жизни и безопасное поведение.
  6. Упражнения и игры на повышения эмоционального фона
  7. Рефлексия

Средняя длительность каждого занятия составляет 1,5 часа. Тренинг проводился в помещении. Все испытуемые при проведении тренинга сидели в кругу. Во время тренинга участники могли свободно перемещаться по комнате и покидать ее. Следует так же отметить, что все занятия реализовывались с помощью принципа «Равный обучает равного».

Еще одной особенностью тренинговой программы стало  – использование нестандартных методов проведения занятия, например: проведение чаепития с просмотром художественного фильма соответствующего одной из тем тренинговой программы.

Для повышения эффективности  реализуемой тренинговой программы  в некоторые занятия была включена диагностическая часть. Участникам предлагалось выполнить следующие методики:

  1. Опросник Г.Н. Казанцевой- изучение общей самооценки испытуемых (см. Приложение № 5)
  2. Опросник в адаптации С.М. Зелинского и В.Е. Кагана- исследование уровня тревожности испытуемых (см. Приложение № 6)
  3. Проективная методика "Несуществующее животное"-исследование особенностей личности и уровня агрессии (см. Приложение № 7)

Методики на правленые на изучение самооценки (методика под номером 1) и уровня тревожности (методика под номером 2) испытуемые выполняли дважды- на первых и последних занятиях. Целью этих методик стало изучение состояния испытуемых. А методики направленные на исследование особенностей личности, уровня агрессии (методика под номером 3) и особенностей работоспособности испытуемых (методика под номером 4) проводились единожды, в начале тренинговой программы. Их целью стало повышение эффективности тренинговой программы с помощью учета в занятиях особенностей испытуемых. Количество участников тренинговой программы постоянно колебалось и в среднем составило 10 человек, из которых 8 участников мужского пола и 2-женского.

Согласно данным полученным в результате использования опросника в адаптации С.М. Зелинского и В.Е. Кагана перед реализацией тренинговой программы у 42 % испытуемых наблюдается средний уровень тревожности, 28% - высокий уровень и 14% - низкий уровень тревожности. Такие показатели уровня тревожности в группе свидетельствуют о том, что уровень тревожности все группы можно считать приемлемым. Возможно, уровень тревожности у некоторых испытуемых оказался высок вследствие их недавнего пребывания в ЦВИНП, появления в ЦВИНПе новых, не знакомых людей и т.д. После реализации тренинговой программы средний уровень тревожности наблюдается у 50 % испытуемых, высокий – у 20% и низкий уровень- у 14 %. Результаты полученные при повторном проведение методики говорят о том, что тренинговая программа не оказала значительного влияния на изменения уровня тревожности у испытуемых. Однако следует отметить, что проявляется некоторая тенденция к снижению уровня тревожности у части испытуемых, но утверждать, что такое влияние на испытуемых оказала именно тренинговая программа, мы не можем.

Согласно данным полученным в результате использования опросника  Г.Н. Казанцевой перед реализацией  тренинговой программы у 80% испытуемых сформировалась средняя самооценка, в то время как высокая самооценка наблюдается у 20 % испытуемых. Интересно отметить, что низкая самооценка не наблюдается ни у одного из участников тренинга. Возможно, такие результат объясняются тем, что самооценка участников тренинга меняется при попадании в ЦВИНП. Подростки начинают оценивать себя лишь относительно тех, кто находится в ЦВИНПе вместе с ними. В результате этого у части испытуемых формируется высокая самооценка, как результат подавляющей, лидерской деятельности в ЦВИНПе.  Нельзя так же и отрицать вероятность того, что часть испытуемых при ответе на вопросы были не достаточно откровенны. После проведения серии тренинговых занятий испытуемым вновь предложили выполнить данную методику. Результаты не изменились. Это свидетельствует о том, что тренинговая программа не оказала влияния на изменения самооценки испытуемых.

Согласно данным полученным в результате проведения тепинг-теста  можно говорить о том, что у 100 % испытуемых работоспособность является наиболее высокой на 2 и 3 этапах теста. Это свидетельствует о том, что наибольшую эффективность деятельность испытуемых достигает в середине работы. Учитывая данные особенности, основную и наиболее важную часть занятия мы расположили во вторую и третью четверти тренинговых дней. Это должно способствовать повышению эффективности занятий.

Согласно данным полученным в результате проведения проективной  методики «Несуществующее животное» практически у всех испытуемых наблюдаются: эгоцентризм, тревожность, агрессия, значимость мнения окружающих о себе. После обработки данных полученных в результате проведения проективной методики «Несуществующее животное» было произведена коррекция программы тренинговых занятий с учетом выявленных особенностей испытуемых. В тренинговые занятия были добавлены игры и упражнения на снижение уровня агрессии и тревожности, развитие коммуникативных навыков и т.д. Это так же должно способствовать повышению эффективности занятий.

Информация о работе Отчет по практике в МЦ КООООО «РКК»