Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     – во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости  от изменения ситуации;

     – быть тактичным.

     Очень важно именно во время беседы расположить  к себе семью, дать понять, что ей действительно хотят помочь. К  беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже  имеющуюся информацию, подготовить  вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы плавно, а не ставить их прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно продумать и представлять результат встречи.

     2. Метод поддержки.

     Применяется, когда семья находятся в сложной  ситуации. Специалист помогает клиенту  проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Здесь необходимы навыки психологических методик для правильного воздействия на менее активные семьи с застарелыми представлениями о жизни.

     3. Метод преодоления конфликта.

     Используется  при возникновении конфликта  в семье и вне ее предела. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников – это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих, которая чаще всего является общей деятельностью.

     4. Метод социального патронажа.

     Вид социального обслуживания семей группы риска, преимущественно на дому. Заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки. Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.

     У специалиста, благодаря социальному  патронажу, появляется возможность  проведения доверительных бесед, освобождающих  родителей от страха и неуверенности  перед лицом официальных инстанций. При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать. Свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы, следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом.

     В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника, вести себя тактично. Патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями УВД, органов опеки и попечительства. Специалист должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов семьи.

     5. Консультирование.

     По  содержанию консультирование может  быть:

     – социально-правовым;

     – социально-педагогическим;

     – социально-психологическим;

     – информационным.

     В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный работник работает либо с семьей в целом, либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

     Консультирование  – это получение информации по вопросам в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п. В сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п. В сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п. В сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п. В сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п. В сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

     В Алтайском крае в сфере помощи семьи и детям в кризисной  ситуации осуществляется проекты и региональные программы. Краевой кризисный Центр для мужчин разработал проект психосоциальной работы с супружескими парами «Быть вместе – стать ближе». Задачами которого является создание психологических условий для развития взаимопонимания и эмоциональной близости в семье, осуществление профилактики конфликтов и всех форм насилия в отношениях молодой пары, обучение навыкам конструктивного общения и др. Для молодых супружеских пар разработана программа социально-психологического тренинга конструктивного общения. Помощь оказывается всем нуждающимся семьям с различными проблемами. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проблема  семей в состоянии социально-психологического кризиса остается актуальной и требует  системной работы. Специалист социальной работы должен способствовать поддержанию стабильности семье, помогать в случае  конфликтных ситуаций, как внешних, так внутренних.

     Проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно  сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом  объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными. Этим занимаются такие направления, как психология семейных кризисов и семейная психотерапия.

     На  мой взгляд, все выше перечисленные  проблемы современных семей являются главными причинами расстройства и  расшатывания семейных отношений. Как  правило, в дальнейшем происходит ослабление психики членов этих семей и проблема перерастает в социально-психологический кризис, в состоянии которого семья находится длительное время из-за отсутствия способов выхода из данной ситуации.

     Для помощи этим семьям социальному работнику  необходимо использовать комплекс различных  методик всех направлений, занимающихся кризисами семьи. Его компетентность в этом вопросе будет являться гарантией эффективности работы и положительного результата. 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

     1. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

     2. Минухин, С. Техника семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман, – М., 1998.

     3. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова [и др.] – М., 2007.

     4. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

     5. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов/ Олифирович, Н.И. Зинкевич-Куземкина, Т.А. Велента, Т.А. 2006.

     6. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. – 428 с.

     7. Пергаменщик Л.А. Введение в психологию кризисов/ Пергаменщик Л.А. //Психология. – 1997. Вып. 7. 27.

     8. Технологии социальной работы / под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

     9. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова – М.: «Дашков и Ко», 2004. 692 с.

     10. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, АСТ,. 2000.

     11. www.ak.gks.ru

     12. www.gks.ru

     13. www.familycrisis.ru

     14. www.rakushka66.ru

     15. www.vashpsixolog.ru 

Информация о работе Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе