Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Весьма существенно, что в соответствии с Налоговым  Кодексом РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 23.03.2007) , эти пособия  не подлежат налогообложению [3; С. 487]. Тем  не менее, с точки зрения прожиточного минимума эти меры не достаточны для нормального и полного обеспечения матери и новорожденного. 

Вопросы социального  обеспечения семей с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных  актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан, причем в большей степени это характерно для нормативных правовых актов, издаваемых Российской Федерацией. Так, законодательством о труде, в частности Трудовой кодекс РФ (в ред. от 30.12.2006) [7; С. 764] в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней. Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки. Законом запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей.

Нормы, направленные на защиту прав и законных интересов  детей, других членов семьи, содержатся в гражданском и жилищном законодательстве: например, о сохранении жилого помещения за детьми, утратившими попечение родителей, на все время пребывания в воспитательном учреждении.

Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005) предусмотрено, что жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Необходимо учитывать  жилищные права граждан, которые  в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право  на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г. № 8 (ред. от 25 октября 1996 г.) указал следующее: «Учитывая, что в соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов» [30; С. 45].

Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на порядок отказа от участия в приватизации несовершеннолетних лиц, их участие в приватизации фактически обязательно [30; С. 46]. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации в договор передачи включаются несовершеннолетние лица, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Таким образом, право на приватизацию сохраняют  несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям.

В системе мероприятий  по защите материнства и детства  особое место принадлежит мерам  по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» [39; С. 85] утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в РФ» [31; С. 20] программам «Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.

Хотелось бы отметить замечание, высказанное в  научных публикациях о том, что  подход к семейной политике направленный «на улучшение условий и повышение  качества жизни семей», сформированный в Указе Президента Российской Федерации объясним, но является частичным. В большинстве развитых стран, несмотря на то, что качество жизни там достаточно высокое также происходит снижение рождаемости, уменьшение числа детей в семье, увеличение числа неполных семей, рост числа семей с двумя работающими супругами [22; C. 109]. В Дании число неполных семей с детьми в возрасте до 15 лет в 1981 г. было 18 %, а в 1990 г. увеличилось до 21 % [22; C. 110]. Эти и многие другие подобные примеры развития семьи в индустриально развитых странах дают основание считать, что в обозримом будущем в России полная семья с 3 - 4 детьми вряд ли станет нормой. Тем не менее, государство должно начать осуществлять конкретную и понятную для населения протекционистскую политику по отношению к полной семье с 3 - 4 детьми.

До недавнего  времени основополагающим документом в области семейной политики в  Красноярском крае являлось Постановление  от 5 июня 2001 г. № 14-1343П «О концепции  семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 гг.».

В распоряжении Совета Администрации Красноярского  края от 15 июня 2006 г. № 458-р, в  соответствии со статьей 68 Устава Красноярского края, в целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, сформирована рабочая группа по разработке предложений по реализации задач, определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, по вопросам формирования государственной семейной политики и демографической ситуации в Красноярском крае.

В целом, оценивая нормативно-правовые основы государственной  семейной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов  детей, поддержки детства, проводимой в Красноярском крае, необходимо сказать, что основывается она на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» и является частью социально - экономической политики края.

Однако необходимо отметить ее частичную ограниченность и узконаправленность до недавнего  времени, так как в поле зрения законодателей попадали только остро нуждающиеся, в целом семья не являлась объектом социальной защиты, что и имело последствия в виде современного состояния семьи в России и в Красноярском крае, рассмотренное в первой части работы. 
 

3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации 

3.1. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации

     Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека.  Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.  Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

     Эта помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость ее решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы и за последствия поведения членов семьи и результат их жизнедеятельности снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста.

     Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней. Ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

     Выделяют  следующие характеристики семейного  кризиса:

     1. Обострение ситуативных противоречий  в семье.

     2. Расстройство всей системы и  всех происходящих в ней процессов.

     3. Нарастание неустойчивости в  семейной системе.

     4. Генерализация кризиса, то есть  его влияние распространяется  на весь диапазон семейных  отношений и взаимодействий.

     Анализ  семьи в ситуации кризиса позволяет  интегрировать теоретические и  практические положения кризисной  психологии и психологии семьи, на стыке которых рождается новое направление – психология семейных кризисов. Это направление анализирует переживания кризисных ситуаций не отдельным человеком, а семьей на ее микросистемном уровне функционирования.

     Психологическую помощь семье, переживающей кризис, можно показать на примере модели консультирования, состоящую из следующих этапов:

     1. Выявление представлений членов  семьи о характере переживаемых  трудностей.

     2. Уточнение фактов семейной жизни  и особенностей ее динамики. Анализ  семейной истории для адекватного понимания сложившейся ситуации.

     3. Обратная связь от консультанта  семье, включающая сообщение о  том, как консультант понимает  проблему, отражение его собственных  чувств и переживаний, поддержка  семьи в их желании получить  психологическую помощь.

     4. Определение проблемного поля  семьи. На этом этапе осуществляется  идентификация проблем данной  семьи; выдвигаются предположения  относительно причин возникших  трудностей, механизмов их возникновения  и развития; при необходимости  собираются дополнительные сведения для проверки выдвинутых гипотез. Итогом данного этапа является согласование представлений психолога и членов семьи об имеющихся проблемах и постановка реалистичных целей.

     5. Проработка чувств членов семьи,  связанных с переживаемым кризисом.

     6. Идентификация альтернатив. На  этой стадии выясняются и открыто  обсуждаются возможные альтернативы  решения проблем. Консультант  побуждает членов семьи проанализировать  все возможные варианты, выдвигает  дополнительные альтернативы, не  навязывая своих решений.

     7. Планирование. На этой стадии  осуществляется критическая оценка  выбранных альтернатив. Консультант  помогает семье разобраться, какие  альтернативы подходят и являются  реалистичными с точки зрения  предыдущего опыта и актуальной  готовности измениться. Проверка реалистичности выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

     8. Деятельность. На этом этапе происходит  последовательная реализация плана  решения проблем семьи, особую  важность приобретает поддержка  консультантом членов семьи.

     Как правило, работа с семьей, переживающей кризис, осуществляется в формате  краткосрочной терапии (от 1 до 20 встреч). Предлагаемая модель консультирования дает возможность семейному психологу  или социальному работнику гибко  использовать и модифицировать как последовательность, так и содержание этапов с учетом специфики конкретной семьи.

     Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса позволяет прояснить  особенности взаимоотношений в  семье, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных данных позволяет увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из кризисной ситуации.

Информация о работе Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе