Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа
Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42
Весьма существенно, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 23.03.2007) , эти пособия не подлежат налогообложению [3; С. 487]. Тем не менее, с точки зрения прожиточного минимума эти меры не достаточны для нормального и полного обеспечения матери и новорожденного.
Вопросы социального
обеспечения семей с детьми регулируются,
главным образом, в рамках законодательных
актов, которые регламентируют социальное
обеспечение как семей с
Нормы, направленные на защиту прав и законных интересов детей, других членов семьи, содержатся в гражданском и жилищном законодательстве: например, о сохранении жилого помещения за детьми, утратившими попечение родителей, на все время пребывания в воспитательном учреждении.
Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005) предусмотрено, что жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).
Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г. № 8 (ред. от 25 октября 1996 г.) указал следующее: «Учитывая, что в соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов» [30; С. 45].
Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на порядок отказа от участия в приватизации несовершеннолетних лиц, их участие в приватизации фактически обязательно [30; С. 46]. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации в договор передачи включаются несовершеннолетние лица, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям.
В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» [39; С. 85] утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в РФ» [31; С. 20] программам «Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.
Хотелось бы
отметить замечание, высказанное в
научных публикациях о том, что
подход к семейной политике направленный
«на улучшение условий и
До недавнего времени основополагающим документом в области семейной политики в Красноярском крае являлось Постановление от 5 июня 2001 г. № 14-1343П «О концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 гг.».
В распоряжении Совета Администрации Красноярского края от 15 июня 2006 г. № 458-р, в соответствии со статьей 68 Устава Красноярского края, в целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, сформирована рабочая группа по разработке предложений по реализации задач, определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, по вопросам формирования государственной семейной политики и демографической ситуации в Красноярском крае.
В целом, оценивая нормативно-правовые основы государственной семейной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, проводимой в Красноярском крае, необходимо сказать, что основывается она на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» и является частью социально - экономической политики края.
Однако необходимо
отметить ее частичную ограниченность
и узконаправленность до недавнего
времени, так как в поле зрения
законодателей попадали только остро
нуждающиеся, в целом семья не являлась
объектом социальной защиты, что и имело
последствия в виде современного состояния
семьи в России и в Красноярском крае,
рассмотренное в первой части работы.
3.
Социальная работа с
семьей, находящейся
в кризисной ситуации
3.1. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.
Эта помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость ее решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы и за последствия поведения членов семьи и результат их жизнедеятельности снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста.
Семья,
находящаяся в состоянии
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1.
Обострение ситуативных
2.
Расстройство всей системы и
всех происходящих в ней
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4.
Генерализация кризиса, то
Анализ семьи в ситуации кризиса позволяет интегрировать теоретические и практические положения кризисной психологии и психологии семьи, на стыке которых рождается новое направление – психология семейных кризисов. Это направление анализирует переживания кризисных ситуаций не отдельным человеком, а семьей на ее микросистемном уровне функционирования.
Психологическую помощь семье, переживающей кризис, можно показать на примере модели консультирования, состоящую из следующих этапов:
1.
Выявление представлений
2.
Уточнение фактов семейной
3.
Обратная связь от
4.
Определение проблемного поля
семьи. На этом этапе
5.
Проработка чувств членов
6.
Идентификация альтернатив. На
этой стадии выясняются и
7.
Планирование. На этой стадии
осуществляется критическая
8.
Деятельность. На этом этапе происходит
последовательная реализация
Как
правило, работа с семьей, переживающей
кризис, осуществляется в формате
краткосрочной терапии (от 1 до 20 встреч).
Предлагаемая модель консультирования
дает возможность семейному
Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса позволяет прояснить особенности взаимоотношений в семье, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных данных позволяет увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из кризисной ситуации.