Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа
Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42
Социальная
дезадаптация несовершеннолетних проявляется
в:
– школьной дезадаптации;
– беспризорности, безнадзорности;
– правонарушениях;
– раннем алкоголизме, наркомании, токсикомании,
табакокурении;
– резком ухудшении физического, нервно-психического
здоровья.
Социальная дезадаптация семьи – это комплекс кризисных ситуаций у отдельно взятого индивида – члена семьи и у всего в совокупности состава семьи. Семья же в состоянии социальной дезадаптации может иметь следующие проблемы:
1. Неопределенность гражданского статуса членов семьи.
Отсутствие у взрослого или
несовершеннолетнего какого-
2. Малообеспеченность.
Это
когда семья имеет среднедушевой доход
ниже прожиточного минимума. Малообеспеченность
подтверждается справкой о доходах семьи.
Основными причинами малообеспеченности
являются низкооплачиваемая работа, безработица
одного или нескольких членов семьи, неоформленность
социальных льгот, пособий, субсидий.
При патронаже семьи или обследовании
жилищно-бытовых условий регистрируется
недостаток продуктов питания, одежды,
топлива, предметов первой необходимости.
Все это сказывается на психике членов
семей и имеет различной тяжести последствия.
3. Безработица.
Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т.д. Безработица – распространенное явление у вышеуказанной категории семей. Еще одной причиной данного явления может быть – несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться. Также безработица может являться следствием неправильной государственной политики или характерной чертой определенной территории.
4. Неудовлетворительные жилищные условия.
Отсутствие
постоянного жилья, его ветхое состояние,
несоответствие жилой площади установленным
нормам, несоответствие санитарно-гигиенических
условий установленным
5. Алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей – это регулярное употребление алкоголя, наркотиков. В данном случае обычно употребляющие состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные социальные или психологические факторы. Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.п. Дети растут с психическими отклонениями, у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Как следствие ребенок может попасть в группы риска, с проявлением девиантности. Или повторить печальный опыт родителей.
6. Нарушение здоровья.
Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия и т. д.
7. Семейная дезадаптация.
Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между супругами, а также между родителями и детьми. Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних. Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей и т. д.
8. Духовно-нравственная деградация семьи.
Обычно это утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья и другие.
Современная
российская семья переживает не лучшие
времена: упадок престижа семьи, а тем
более семьи с двумя и более детьми, экономическая
нестабильность, жилищные проблемы и т.д.
привели к насущной потребности профессионального
вмешательства социального работника,
для поддержания функционирования главного
общественного института – семьи.
1.3 Основные направления социальной работы с семьей
Социальная работа с семьей – это особо организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке. Основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.
Социальную работу с семьей принято подразделять на социальную защиту, поддержку и обслуживание семьи.
1.
Социальная защита семьи –
это многоуровневая система
В настоящее время социальная защита семьи осуществляется в такой форме, как:
– денежные выплаты (пособия для содержания и воспитания детей, пенсии);
– трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы;
–
юридическое, медицинское, психолого-педагогическое
и экономическое
– федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и проекты как «Быть вместе – стать ближе» и другие.
2.
Социальная поддержка семьи
Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием членов семьи. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. Различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
3. Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова социальное обслуживание понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.
Социальное
обслуживание семьи – это одновременно
и система социальных услуг, бесплатно
предоставляемых
Неоценимую роль в этом сегодня играют территориальные Центры социальной помощи семьи и детям, отделения по работе с семьей и детьми, центры социального обслуживания.
Их основными задачами являются:
1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.
2.
Определение и предоставление
конкретных видов и форм
3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
4.
Социальный патронаж семей,
5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.
6.
Привлечение различных
– повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
–
помощь гражданам в создании в
семье атмосферы
– повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
– помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
– психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям жизни;
– регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.
Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции: