Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с данным традиционным подходом к  кризису семьи существует также  иное, прямо противоположное видение данной проблематики, которое называют экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой внутренних и внешних персональных взаимоотношений, существующих между ее членами.

     Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных условиях, однако сама семья тоже развивается, причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное. Здесь семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

     Значимые психологические исследования проводили Э. Линдерманн, Дж. Каплан, Дж. Якобсон. В свои работы они посветили теории кризисов. Отличительные черты этой теории, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

     – теория кризисов относится главным  образом к индивиду, хотя некоторые  понятия используются применительно  к семье, а также к малым и большим группам;

     – теория кризисов описывает не только деструктивные аспекты кризиса, но и его ресурсы и возможности  в области роста и развития личности.

     Дж. Каштан описал четыре последовательные стадии кризиса:

     1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.

     2. Дальнейший рост напряжения в  условиях, когда эти способы оказываются  безрезультатными.

     3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних  и внутренних источников.

     4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности – в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.

     Кризис  может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

         Кризис не всегда несет в  себе негативный смысл. Например, в китайском языке понятие  «кризис» определяется как «полный  опасности шанс», как возможность  роста человеческой личности, которую  индивид обретает, проходя через  кризисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

     Таким образом, кризисом можно назвать  ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.

     Существующие  на сегодняшний день теории кризисов описывают переживание кризисных  событий на индивидуальном уровне, то есть анализируют процесс переживания кризисных событий отдельным человеком. Однако последний всегда является частью других, более крупных систем – семейной, профессиональной, социальной и др. и находится с ними в диалектической взаимосвязи, обусловливающей характер прохождения кризисов.

     На  более практическом уровне существуют различные подходы к кризисам семьи, которые изучались и разрабатывались учеными и специалистами в процессе своей деятельности в области семейных проблем и различных конфликтных ситуациях.

     Анализ  литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько  подходов к описанию семейных кризисов.

     Первый  связан с изучением закономерностей  жизненного цикла семьи. В русле  данного подхода кризисы рассматриваются  как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами.2 Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

     Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

     Первый  кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка.

     Второй  кризис – начало освоения ребенком человеческой речи.

     Третий  кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

     Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.

     Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.

     Шестой  кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

     Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.

     Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчин.

     Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.

     Десятый кризис – умирает один из супругов.

     Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

     Второй  подход связан с анализом событий  жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

     Третий  подход основан на знаниях о кризисных  ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Так, например, Плзак описал два критических периода в развитии супружеских отношений.

     Первый  критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

     Второй  кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

     Согласно  взглядам Н. В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно – с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

     На  современном этапе подход к анализу  семьи в кризисной ситуации разрабатывается  новым направлением – психологией  семейных кризисов, которое позволяет  интегрировать теоретические и  практические положения кризисной  психологии и психологии семьи. 
 

1.2 Проблемы современных семе й

     Семья как малая группа имеет свои закономерности функционирования и развития. А также  она зависима от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений.

     Необходимо  отметить, что экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность отражается на решении проблем, стоящих перед семьей. Этим объясняется то, что в странах с устойчивой, развитой, мощной экономикой и стабильным политическим укладом, семьям намного легче решить многие свои проблемы и они чувствуют себя более уверенно, чем в странах, где постоянно происходят экономические и политические катаклизмы, экономические кризисы.

     Политическая  нестабильность в России, экономический  кризис, правовой беспредел, утрата международного авторитета сложились в систему социального кризиса. Под его влиянием семья испытывает тяжелые невзгоды и несет серьезные потери. Например, сегодня достижение многих семейных ценностей заблокировано. Речь идет о рождении детей, их отдыхе и лечении, получении квартиры и т.д.

     Комплекс  проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи  в современном мире. Возникнув, как  основная форма жизнеустройства, семья  первоначально сосредоточила в  себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

     Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

     1. Социально-экономические проблемы.

     К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

     2. Социально-бытовые проблемы.

     По  смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи и т.д.

     3. Социально-психологические проблемы.

     Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и дальнейшей брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

     4. Проблемы стабильности современной  семьи.

     Данную  проблематику составляют состояние  и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины  разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.

     5. Проблемы семейного воспитания.

     В данной группе проблем могут рассматриваться  состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

     6. Проблемы семей группы риска.

     Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие, бедные семьи и другие. 

     Наиболее  типичной семейной проблемой считается  социальная дезадаптация. В методической литературе дается определение социальной дезадаптации, как нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения.

     Почему эта проблема является семейной? Объяснять это можно тем, что первично человек социализируется в семье и получает важнейшие навыки адаптации, для дальнейшего существования в обществе. К примеру, социальная дезадаптация несовершеннолетних – это следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей (игры, познания, труда, общения).

Информация о работе Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе