Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа
Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42
При переживании семьей кризиса супружеские отношения, так же как и отношения в иных подсистемах, испытывают неблагоприятное влияние со стороны разнообразных стрессоров. Более того, на кризисный период, в котором находится семья в целом, может накладываться кризис супружеских отношений, связанный с динамическими процессами, протекающими именно в супружеской подсистеме. Например, кризис семьи, вызванный рождением ребенка, может совпасть по времени с кризисом супружеских отношений 3-7 лет.
Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, специалист может получить не только посредством специально организованной беседы в процессе консультирования, но и с помощью стандартизированных диагностических процедур, направленных на изучение различных аспектов взаимоотношений между партнерами в браке.
При
диагностике супружеских
Разрешением конфликтов и кризисных ситуаций занимается семейная терапия, и специалисты социальной работы пользуются методиками, предложенными этим направлением, отчасти более связанные с психологическими особенностями семьи.
Техника семейной терапии – это комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее функционирования.
В
современной литературе можно встретить
различные системы
Р. Шерман, Н. Фредман выделяют следующие группы техник.
1. Социометрические техники.
2. Структурные вмешательства.
3. Поведенческие техники.
4.
Техники, основанные на
5. Парадоксальные техники.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. в книге «Психология семейных кризисов» добавляют к этой классификации ещё одну группу приемов техник, как техники организации беседы в семейной терапии.
Результатом практической работы с семьей, находящейся в ситуации кризиса, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
Для оценки эффективности работы с семьей специалистами используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:
1. Начальное состояние семьи на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей;
2. Контрольное состояние семьи на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей.
Технологии социальной работы с семьей
Конкретные технологии социальной работы с семьёй в каждом отдельном случае обусловлены её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное и профилактическое.
В диагностическом направлении происходит сбор и анализ информации о семье и её членах, выявление проблем. Диагностика семьи – длительный процесс, который не допускает бесцеремонных поступков и непродуманных выводов, в котором используются такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения об её членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору риска можно её отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации.
Реабилитация – это система мер, позволяющая восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, её членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи, отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того, чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки. В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.
Профилактика представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Родители всё больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволяют удовлетворять в достаточной мере на необходимом уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ребенка. В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Эти программы ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.4
Технология социальной работы с семьей включает в себя несколько этапов:
– сбор и анализ информации о семье и ее проблеме;
– постановка социального диагноза: выявление основных проблем семьи, определение их показателей и причин возникновения;
– выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;
– практическая работа по оказанию помощи семье.
Первым
этапом работы с семьей является сбор
и анализ информации. Он необходим
для выявления проблем и
Для организации работы специалисту необходима определенная информация. Информация общего характера – адрес проживания и прописка, состав семьи, Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, (например, из школы, поликлиники и т.д.). Специальная информация – сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д. Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия. Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье. Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей.
Через запросы специалиста по социальной работе осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т.д.
Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются карты семьи, позволяющие организовать работу по территориальному принципу. В дальнейшем в карты вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.
Основными методами сбора информации являются:
– беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, различными специалистами больниц и т.д.);
– наблюдение;
–
официальный запрос в органы, учреждения
и организации с целью
–
анализ документации, полученной из государственных
учреждений органов опеки и
– анкетирование проводится для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д. Анкетирование может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.
Второй этап социальной работы с семьей – постановка социального диагноза. Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов.
Специфика
их деятельности на данном этапе заключается:
– в проведении специалистами аналитической
работы, направленной на установление
причинно-следственных связей между социальными
явлениями и проблемами конкретной семьи;
– в осуществлении дополнительной диагностики.
Аналитическая деятельность специалиста основывается на определении содержания таких понятий, как проблема, показатели проблемы и возможные причины проблемы. Под проблемой подразумевается социальное явление, которое деструктивным образом влияет на процесс функционирования семейной системы. К показателям проблемы относятся те характерные признаки, по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье. Показателями могут быть как объективные характеристики, так и субъективное восприятие членов семьи специалистом, проводящим диагностику. Определение причин возникновения проблемы позволяет, во-первых выстраивать работу с учетом особенностей каждой конкретной семьи, во-вторых, сузить сферу деятельности, что, несомненно, не может не отразиться на эффективности использования имеющихся ресурсов и работы в целом. Специалисту, приступающему к аналитической деятельности, необходимо иметь определенные ориентиры, знать возможные дестабилизирующие факторы. Проверив действенность каждого из них, он будет иметь возможность восстановить механизм возникновения проблемы в данной семье и, следовательно, приступить к работе над ней.
На следующих этапах выбираются способы воздействия и планирование практической социальной работы. В соответствии с выявленными проблемами выстраивается работа с семьей, которая направляется на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.
Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:
– составление перечня реальных проблем и их причин;
– определение цели воздействия, ожидаемого результата;
– определение участников воздействия более «узких» специалистов;
– определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;
– определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
– составление плана работы с семьей.
Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. Например, специалист по социальной работе выявил проблему безработицы. Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по социальной работе содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.
Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Рассмотрим некоторые из них.
1. Беседа.
Этот метод, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, также он является одним из средств диагностики. Беседа – это метод воздействия на семью, который выполняет при этом еще и консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь:
– выстроить ее так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи;
– слушать;