Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     1. Диагностическую – изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов;

     2. Охранно-защитную – правовая  поддержка семьи, обеспечение  ее социальных гарантий, создание  условий для реализации ее  прав и свобод;

     3. Организационно-коммуникативную –  организация общения, инициирование  совместной деятельности, совместного досуга, творчества;

     4. Социально-психолого-педагогическую: психолого-педагогическое просвещение  членов семьи, оказание неотложной  психологической помощи, профилактическая  поддержка и патронаж;

     5. Прогностическую – моделирование  ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи;

     6. Координационную: установление и  поддержание связей объединенных  усилий департаментов помощи  семье и детству, социальной  помощи населению, отделов семейного  неблагополучия органов внутренних  дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб.3

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Одной из основных стратегических задач семейной политики является создание необходимых условий  для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно - психологической функций, повышение уровня жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:

а) повышение  материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

б) повышение  воспитательного потенциала семьи;

в) создание  социально - экономических   условий,   благоприятных   для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;

г) обеспечение        работникам,       имеющим      детей     условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.

Семейному законодательству в России отводится важное место  в обеспечении прав и интересов  членов семьи. Оно исходит из необходимости:

- укрепления  семьи;

- построения   семейных  отношений  на  чувствах  взаимной  любви, уважения и взаимопомощи;

- ответственности  перед семьей всех ее членов;

- недопустимости  произвольного вмешательства в  дела семьи;

- обеспечения  беспрепятственного осуществления  семейных прав;

- возможности  судебной защиты семейных прав.

Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового  регулирования:

- международные  акты в области охраны семьи  и семейной политики;

- Конституция  РФ, конституционные и федеральные  законы;

- Законы субъектов Федерации;

- указы, постановления  местной власти.

Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.

Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая в качестве основных принципов закона и общества права и свободы человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.

Конвенция о  ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин. Принята и  открыта для подписания, ратификации  и присоединения резолюцией Генеральной  Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия женщин.

Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками.

Венская декларация и Программа действий Всемирной  конференции по правам человека, принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, провозгласила программу действий в области укрепления и, таким образом, поощрения более полного соблюдения прав человека справедливым и сбалансированным образом.

А так же исходя из Пекинской декларации и Платформы действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Исходя из анализа  данных документов, можно отметить, что все субъекты семейных отношений в международном плане достаточно защищены, согласно перечисленным нормативным актам обеспечивается благополучие семьи и всех ее членов как во внутрисемейной сфере, так и вне ее - в отношениях с государством и обществом. Однако данные документы носят больше рекомендательный характер, присоединение России к этим документам еще не означает создание адекватной семейной политики. С другой стороны данные документы создают фундамент в регулировании семейной политики.

Исследование  международных источников права  позволило выделить и ряд принципов, которые следует учитывать, решая  вопросы предоставления социального  обеспечения семьям с детьми. В  основном, российское законодательство, регулирующее эту сферу отношений, им соответствует.

Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового  регулирования семейных отношений  имеет, предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции  РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.) и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В настоящее  время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства России.

Комплексным актом, в котором наряду с другими нормами содержатся нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006).

Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан  и ее важнейшие принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые, в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов – его носителей. В частности, в нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей.

Право социального  обеспечения России – одна из немногих отраслей права, не имеющих кодифицированного  нормативного акта.

Важное значение в реализации прав ребенка имеет  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004), однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения.

В частности, в  его новой редакции установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей передано на уровень  субъектов федерации; в Законе практически  не закреплены гарантии прав детей  в области социального обеспечения.

Отраслевые федеральные  законы, касающиеся социального обеспечения  семьи и детей, могут быть условно  подразделены на три категории представленные далее.

1. Федеральные    законы,   устанавливающие   порядок   и   условия предоставления того или иного вида социального обеспечения в отношении всех граждан, в том числе детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2. Федеральные   законы,  согласно  которым  социальное  обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.08.2004), «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 22.08.2004) и др.).

Так, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 02.02.2006) увеличивается на 100 % размер пособий на детей, предоставляется бесплатное питание для детей до трех лет с молочной кухни (при ее отсутствии выплачивается ежемесячная денежная компенсация).

Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).

3. Федеральные    законы,    регулирующие    вопросы   социального обеспечения только в связи с материнством и детством. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.

Сюда же относятся  Федеральный закон «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 22.12.2005), а также  вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный  закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное    пособие    женщинам,    вставшим    на    учет    в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) единовременное  пособие  при  передаче  ребенка  на  воспитание  в семью;

д) ежемесячное  пособие по уходу за ребенком.

Государственные пособия назначаются и выплачиваются  следующим гражданам Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации; постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам; временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Государство вводит ограничение на категории граждан  получающих пособия, так пособия  лишаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, лишенные родительских прав, граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Информация о работе Особенности социальной работы с семьей, находящейся в социально-психологическом кризисе