Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа
Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей…………………………
Глава 3. Социальная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42
1.
Диагностическую – изучение
2. Охранно-защитную – правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод;
3.
Организационно-
4.
Социально-психолого-
5.
Прогностическую –
6.
Координационную: установление
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Одной из основных стратегических задач семейной политики является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно - психологической функций, повышение уровня жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:
а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
б) повышение воспитательного потенциала семьи;
в) создание социально - экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;
г) обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.
Семейному законодательству в России отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости:
- укрепления семьи;
- построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи;
- ответственности перед семьей всех ее членов;
- недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи;
- обеспечения
беспрепятственного
- возможности судебной защиты семейных прав.
Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:
- международные акты в области охраны семьи и семейной политики;
- Конституция РФ, конституционные и федеральные законы;
- Законы субъектов Федерации;
- указы, постановления местной власти.
Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.
Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая в качестве основных принципов закона и общества права и свободы человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия женщин.
Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками.
Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, провозгласила программу действий в области укрепления и, таким образом, поощрения более полного соблюдения прав человека справедливым и сбалансированным образом.
А так же исходя из Пекинской декларации и Платформы действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.
Исходя из анализа данных документов, можно отметить, что все субъекты семейных отношений в международном плане достаточно защищены, согласно перечисленным нормативным актам обеспечивается благополучие семьи и всех ее членов как во внутрисемейной сфере, так и вне ее - в отношениях с государством и обществом. Однако данные документы носят больше рекомендательный характер, присоединение России к этим документам еще не означает создание адекватной семейной политики. С другой стороны данные документы создают фундамент в регулировании семейной политики.
Исследование международных источников права позволило выделить и ряд принципов, которые следует учитывать, решая вопросы предоставления социального обеспечения семьям с детьми. В основном, российское законодательство, регулирующее эту сферу отношений, им соответствует.
Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет, предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.) и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства России.
Комплексным актом, в котором наряду с другими нормами содержатся нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006).
Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее важнейшие принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые, в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов – его носителей. В частности, в нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей.
Право социального обеспечения России – одна из немногих отраслей права, не имеющих кодифицированного нормативного акта.
Важное значение в реализации прав ребенка имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004), однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения.
В частности, в
его новой редакции установление
государственных минимальных
Отраслевые федеральные законы, касающиеся социального обеспечения семьи и детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.
1. Федеральные законы, устанавливающие порядок и условия предоставления того или иного вида социального обеспечения в отношении всех граждан, в том числе детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
2. Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.08.2004), «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 22.08.2004) и др.).
Так, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 02.02.2006) увеличивается на 100 % размер пособий на детей, предоставляется бесплатное питание для детей до трех лет с молочной кухни (при ее отсутствии выплачивается ежемесячная денежная компенсация).
Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
3. Федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения только в связи с материнством и детством. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.
Сюда же относятся Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 22.12.2005), а также вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:
а) пособие по беременности и родам;
б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
в) единовременное пособие при рождении ребенка;
г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Государственные
пособия назначаются и
Государство вводит ограничение на категории граждан получающих пособия, так пособия лишаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, лишенные родительских прав, граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.