Общество и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.

Содержание

Введение
Концепции происхождения общества. Возникновение государственности
Принципы и этапы развития общества
Социальный прогресс и его формы
Органическая и неорганическая модернизация
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.81 Кб (Скачать)
 
 

     Контрольная работа

     По  дисциплине: «Социология»

     На  тему: «Общество и его развитие» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сочи 2011

 

      Оглавление 

Введение

Концепции происхождения общества. Возникновение государственности

Принципы  и этапы развития общества

Социальный  прогресс и его формы

Органическая и неорганическая модернизация

Заключение

Список  используемой литературы 

 

      Введение

     Неограниченный  общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и  ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов  лет, и почти все это время  изменения условий его существования  приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его  мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению  около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек  разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала  очень медленно, а потом все  более стремительно изменяться общество.

     Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном  этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения  и сохранения потомства, в потребности  общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития  и другое. Поскольку все биологическое  в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как  коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в  себя биологическую (размножение, сексуальное  поведение, забота о потомстве) и  социальную доминанты развития человеческого  общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей  и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс  естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя  человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлением человека и образования первых общественных формирований людей (общин), а впоследствии и государственных образований и правовых систем.

     общество государственность социальный модернизация 

 

      Концепции происхождения общества. Возникновения государственности 

     Общество - надбиологическая (социальная) форма  организации индивидуумов. Она покоится на функциональной дифференциации организмов, общности интересов, стимулов и др. Таков основной вывод современной  антропологии.

     В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения  государства существует большое  множество. Разнообразие этих концепций  обусловлено как сложностью и  мпогоплановостью данной проблемы и  пробельностью человеческих знаний о самой эпохе генезиса государства, отсутствием достоверных научных  методов моделирования условий  и изучения первобытных общин (стад) людей и др., так и существенным различием исходных позиций и  авторитета авторов соответствующих  теорий, различием их мировозрения, социально-политических взглядов, наличия  естественно-научных подходов и  др. Ниже дана краткая характеристика и юридический анализ основных концепций  происхождения государства.

     Традиционно особая роль в решении вопроса  о происхождении государства  на протяжении истории развития человечества отводилась религии. Религиозные (теологические) концепции, указывающие на сверхъестественный (божественный) первоисточник происхождения  порядка в общественной жизни  людей, включая соответствующие  общеобязательные правила поведения  и власть зародились в Древнем  Египте, Вавилоне и Иудее и нашли  дальнейшее широкое распространение  среди религиозных мыслителей Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский), идеологов ислама и современной  католической церкви (неотомисты Жак  Маритен и другие). “Закон дал  нам Моисей, наследие обществу Иакова”, - сказано в Библии. Характерным  признаком в теологических концепциях относится отождествление некоего  высшего божественного (сверхъестественного) начала с законом (не по воле людей) и следствием общественных проявлений. К сожалению, теологические концепции не раскрывают конкретных путей, способов правовой реализации этого сверхъестественного начала, во-многом они выражают идеи незыблемости приоритетности государства как формы божественного проявления, необходимости подчинения государственной воле как власти изнутри, т. е. от Бога.

     Сверхъестественное (божественное) происхождение власти и законов подчеркивали мыслители  Древнего Востока, Индии и Китая. Так, по древнеиндийской мифологии  риту - общекосмический и земной порядок, его закон установил  бог Индра. Он же поддерживает этот порядок и закон. Согласно древнекитайской  мифологии порядок в государстве (поднебесной), включая организацию  власти, правила поведения и др., порожден и обусловлен законом Неба (космоса, вселенной). В этой концепции  Небо выступает в качестве правовой реальности физического закона, обусловленного самим порядком вещей и физической реальностью, в своей сущности предполагающей закон-в-себе. Глава государства (император) при этом характеризовался нак “наместник Неба”.

     Древние евреи, согласно библейским преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Так, еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог  дал договорное обетование (завет) умножить их род и сделать их потомство  избранным народом, если они, со своей  стороны обязуются строго выполнять  завет Бога и надлежажим образом  почитать его. На горе Синай Бог дал  “скрижали завета”, содержащие семь заповедей и законов Моисеевых, по которым должны были жить евреи.

     Идеи  божественного происхождения власти и государства присущи и христианской теологии. Так, апостол Павел утверждал: “Всякая душа да будет покорна  высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены” (Рим. 13, 1-5). Аналогичного подхода придерживался  крупнейший мыслитель средневековья  Фома Аквинский, утвеждая, что “божественный разум (закон)” управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства: “Всякая власть по своей сущности божественна и от Бога; по способу же своего приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической”.

     Теологические концепции о происхождении государства  имеют распространение и поныне. В настоящее время продолжают существовать идее, высказанные еще во времена Древнего Рима, о том, что на процессы возникновения и развития государства и права существенное влияние оказывают нравственность и мораль. Например, по мнению римского историка 1 в. до н. э. Гая Саллюстия Криспа главной причиной упадка Римского государства послужили упадки нравов, алчность, стяжательство, страсть к распутству и прочим излишествам. Римляне, по Саллюстию, с легкостью и достоинство перенесшие лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.

     Теологические концепции, несмотря на их продолжительность  существования, достаточно просты и  примитивны в аппелированием к существованию  Бога, Высшего разума, т. е. в конечном счете на вопросы веры, поэтому  они в юридическом плане отражают наиболее примитивные взгляды и  мировозрения, лишенные всякого естественно-научного и рационального начала, несмотря на то, что в Конституциях многих западных стран конституируется  факт супремального существования  Бога в юридической действительности.

     Материалистическая  теория связана прежде всего с  именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. При некоторых недостатках  и устаревших положениях о “классовом подходе”, существенное достижение этой теории заключается в установлении принципа естественно-исторического  развития первобытного общества, роли трудовой деятельности в формировании человека, роли материальных и экономических  предпосылок в процессе формирования государственных образований, происходящего  на фоне социальных противоречий, антагонизмов и конфликтов. Согласно материалистической концепции государственная организация в силу существенных прогресивных изменений в материальной и экономической сфере первобытного общества, приходит на смену родоплеменной организации, право- на смену табу и обычаям. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к прогрессивному росту производительных сил и совершенствованию производственных отношений, к результирующей способности человека производить больше продуктов и орудий труда (прибавочный продукт), чем это было нужно для поддержания его жизни. В результате становится экономически выгодным использовать дешевый чужой труд, поэтому военнопленных, которых раннее убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляя работать на себя, а производимый ими прибавочный продукт присваивался родом. С ростом прибавочного продукта в обществе наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение, что явилось результатом появления в обществе богатых и бедных.

     Общество  постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и социальным статусом устойчивые группы, классы, социальные прослойки, выделялась знать - обособленная группа вождей племен, военноначальников, жрецов. Используя свое общественное положение, власть, ставшую впоследствии наследственной, эти социальные группы присваивали себе большую чась военных  трофеев, лучшие участки земли, приобретали  ремесленные изделия, орудия труда  и др. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя  и соответствующей ему родоплеменной  организации, которая постепенно вытеснилась  государственной организацией.

     В новых общественно-экономических  условиях прежняя система организации  власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, в котором не существовало имущественного разделения и социального неравенства, оказалась не эффективной перед  возрастающими изменениями в  сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии. “Родовой строй, - отмечал Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности  и государства”, отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством”. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытно-общинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

     О появлении признаков государства  в любом обществе свидетельствует  прежде всего выделение из него особого  слоя людей, не производящих материальные или духовные ценности, а занятых  исключительно управленческими  делами; наделение данного слоя людей  особыми правами и властными  полномочиями; введением различных  налогов, пошлин, займов; подразделение  членов общества не по кровнородственному признаку, как это имело место  в первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; формирование на постоянной основе специальных  образований вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и государство  от нападения извне, а с другой - осуществлять новые территориальные  завоевания. Вышеперечисленные факторы  свидетельствую, что государство  возникает из родовой организации  естественным путем.

     Концепция общественного договора (естественного  права) была сформирована в работах  раннебуржуазных политико-правовых мыслителей 17-18 вв: Г. Гроция, Г. Гобса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо более  прогрессивна с точки зрения развития права (по сравнении с ранним примитивным феодальным правом), прежде всего тем фактом, что сторонники этой концепции выступили прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. В большинстве концепция оперирует понятиями “естественного состояния” (личная свобода и справедливость, всеобщее благоденствие), “естественное право” (наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных при рождении от Бога или Природы). По этой теории насилие и несправедливость происходят в процессе социального развития человечества, когда права одних людей входят в противоречия с правами других, поэтому люди вынуждены для обеспечения нормальной жизни заключить между собой общественный договор о создании государства, которое призвано охранять интересы общества и отдельных индивидов.

Информация о работе Общество и его развитие