Общество и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.

Содержание

Введение
Концепции происхождения общества. Возникновение государственности
Принципы и этапы развития общества
Социальный прогресс и его формы
Органическая и неорганическая модернизация
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.81 Кб (Скачать)

     Вопросы о том, что представляет собой  общественный договор, каковы его содержание и назначение и другие вопросы, получили широкое освещение в работах  Жан-Жака Руссо (1712-1778). Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том, по мнению Руссо, чтобы найти такую форму  общественной ассоциации, которая защищает и ограждает всею силою общества личность и имущество каждого  члена ассоциации и благодаря  которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется только самому себе и  остается таким же свободным как  и прежде. Рассматривая государство  как продукт общественного договора, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние  и ставит под высшее руководство  общей воли свою личность и свои силы и возможности. В результате каждый член выражает собой единое коллективное целое (юридическое лицо), только общая воля может управлять  государством в соответствии с целью  его образования - с общим благом всех его членов.

     По  мнению Руссо, законы являются актами общей воли народа, которые принимаются  или утверждаются посредством проведения народного референдума. Сторонники концепции общественного договора отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

     Идеи  общественного договора нашли широкое  выражение и закрепление в  Декларации независимости США (1776), где, в частности, сказано: “Мы считаем  самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом  определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится  право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения  этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых”.

     Отмечая прогрессивность многих положений  концепции общественного договора, основанной на идеях “естественного равенства и свободы”, нет убедительных достоверных данных, подтверждающих правильность этой концепции. Можно  ли себе представить реальную возможность  того, что десятки тысяч людей  могли договориться между собой  при наличии социальных противоречий между ними и при отсутствии оформленных  государственных структур? Кроме  того эта концепция игнорирует необходимость  исторических, экономических и материальных предпосылок для того, чтобы могло  возникнуть государство.

     Патриархальная  концепция происхождения государства (от патриарх - родоначальник)), объясняющих  формирование общества и государства  из семьи (рода), проецируя семейные родовые (наследуемые) отношения (забота о потомстве, авторитет главы  семейства, уважение и почитание) на общественные и социальные, а государственную  власть - как следствие власти главы  семейства (рода) (Аристотель (3 в. до н.э.). Согласно этой концепции, государство, являясь продуктом естественного  развития, возникает в результате появления и разрастания семьи (рода). В основе же образования государства  лежит стремление людей к взаимному  социальному общению, приводящее в  конечном итоге формированию из нескольких семей отдельного рода, а из всех родов - государства. Таким образом, государство, является высшей формой общения людей, заключающей собой все другие существующие образования и формы человеческого общения, включая и биологические. Государство “появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”.

     В своей основе патриархальная концепция  противоречива: с одной стороны  имеются данные о роли родовых  общин (стад) первобытных людей в  процессе образования первобытнообщинных формирований (союзов родов, племен и  другие), с другой стороны, установлено, что патриархальная семья в своем  настоящем виде появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ранними  формами семейной организации являлись обобщенные семьи (многоженство), матриархат (власть женщины) и лишь затем патриархат. К тому же, в обществе, в котором  существует такая семья, родственные  связи могут достаточно быстро разрушаться.

     Психологическая теория Г. Тарда, объясняющая возникновение  государства внутренним биологическим  проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчинения, подражания, сознанием зависимости от элиты  первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действий и отношений, тождество с индивидуумами, также отражает естественно-научные подходы. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с другой стороны, сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих внешних условий. Именно этим условиям принадлежит доминирующая роль в формировании социальной психики.

     Теория  насилия, разработанная Е. Дюрингом и К. Каутским, объясняющая возникновение государства факторами естественного характера - за счет завоевания одним племенем (союзом племен) другого, является частным случаем социального дарвинизма, вернее одной из форм проявления естественного отбора. Согласно этой теории, государственный аппарат и законы создавались племенем-победителем (правящий класс) для управления порабощенного племени (класс рабочих и служащих), а само возникновение государства рассматривалось как реализация права более сильного государства на выживание и существование, естественно-биологических и психологических закономерностей подчинения слабого сильному. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, мы можем признать “главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые постепенно превращаются в классы и сословия. Из этих племен образуется государство. Они и только они предшествуют государству”.

     Основные  положения данной теории опираются  на известные исторические факты, когда  многие государства появились именно в результате завоевания одним народом  другого (раннегерманские, венгерские и другие государства). Оценивая эту  теорию следует отметить, что для  осуществления подобного механизма  необходим соответствующий уровень  экономического развития общества, который  позволил бы содержать государственный  аппарат. Поскольку, в противном  случае, если этот уровень не достигнут, завоевание и ассимиляция одного племени другим будет неэффективным.

     Органическую  концепцию возникновения государства  связывают с успехами естествознания в 19 в., хотя подобные концепции высказывались  значительно раньше. Так, Платон (4-3 вв. до н. э.), сравнивал государство  с организмом, т. е. совокупностью  взаимосвязанных и согласованных  органов, а законы государства - с  процессами человеческой психики. Место, значение и власть каждого государственного института в иерархической системе  организации государственной жизни  определяются якобы функцией и ролью  соответствующего органа в живом  организме. Проецируя государственные  отношения и процессы в область  функционирования биологических процессов и биохимических реакций в живом организме получается, что каждому органу соответствует свой статус и доминирование (власть) в органической системе общества и государства, которая носит иерархически-ранговый характер. Представители органической школы в социологии (А. Шеффле, Р. Вормс) пошли по пути абсолютной биологизации социальных и политических явлений, наделяя правительство функциями головного мозга и контроля, торговли - функции кровообращения, выделения - борьба с преступностью и т. п. Вне всякого сомнения, что подобная биологизация социальных и политических явлений неправомерна, поскольку свойства живого проявляются на уровне самих живых организмов (людей), но не в коем случае не на уровне государства, как объединения этих живых организмов.

     Государство - это форма социальной организации  определенных правовых полномочий и  обязанностей его членов с иерархией  господства, подчинения и сопротивления, социальное в нем - это общее, а биологическое - сугубо индивидуальное. Государство можно лишь сравнить с механизмом, запрограмированным законами-программами на определенного рода развитие и выживание в социальной (технические, культурные и правовые инновации, информационные технологии и др.) и биологической среде (освоение окружающей Среды, завоевание новых жизненных пространств, вырубка лесов и др.). Обсуждая органическую концепцию следует отметить, что ее создателям впервые удалось рассмотреть структурно-функциональные аналогии функционирования живых и неживых модельных систем, их воспроизводства и размножения, связью с окружающей средой, а также структурно компартментализировать основные функции государства как сугубо биологической, но не социальной модели функционирования и регулирования. Органические концепции получили обстоятельную разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О. Конта, Г. Спенсера) и их последователей. Определенное влияние на их возрения оказали идеи социального дарвинизма.

     Появление естественно-научной концепции возникновения  человека в результате естественного  отбора за выживание (дарвинизм), теории Менделя о наследственности, теории Мальтуса о росте народонаселения, во многом способствовало распространению  биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор, наследственность, эволюция, рост человеческих популяций) на социальные процессы. Этому направлению (социал-дарвинизм) свойственна аналогия закономерностей  развития человеческого общества к  закомомерностям биологической  эволюции относительно принципов естественного  отбора, борьбы за существование и  выживание наиболее приспособленных  в качестве определяющих факторов общественной жизни. Наиболее ранним предшественником социал-дарвинизма является Т. Мальтус, а его непосредственных основателем - Г. Спенсер. Следует подчеркнуть, что  современные западные представления  социал-дарвинизма весьма многостороннеи. Среди его представителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У. Самнер) и его противники (итал. социологи М. Ваккаро, Э. Ферри); буржуазные реформисты (амер. социолог А. Смолл) и  консерваторы, разделяющие необходимость  стихийности в общественном развитии (Спенсер, Самнер). Некоторые, наиболее крайние варианты социал-дарвинизма основаны на теории расс (концепции  Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции), другие - с психологическим  направлением в социологии (англ. социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер). Биологизация общественных процессов  осужествлялась различными формами. Немецкие социологи Ф. Шальмайер и Г. Мацат  непосредственно выводили концепции  общественного развития из принципов  биологической эволюции. Другие социал-дарвинисты стремились выявить различия между  борьбой за существования среди  животных, с одной стороны, и среди  людей - с другой (Ваккаро). У третьей  категории социал-дарвинистов биологизация общественных процессов проявилась в подчеркивании ведущей роли социальных конфликтов, возникающих  в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к доминирующему положению в обществе (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).

     Для всех концепций социал-дарвинизма характерна связь биологических и социальных процессов на фоне противоречивости общественного развития, социальных, групповых и других противоречий и конфликтов. Положительной характеристикой  социал-дарвинизма при всей концептуальной многоплановости является, что в  работах некоторых социал-дарвинистов  исследовались определенные стороны  жизни первобытных обществ, роль социальных норм и обычаев в регулировании  поведения человека (работы Беджгота, Самнера).

     Грань между биологическим и социальным размыта. Социальное вызвано биологическим, зародилось внутри биологического, как  новая форма. Биологическое связано  с социальным диалектическим единством  и в то же время борьбой противоположностей:

     -Высшие (социальные) формы движения материи  возникают из низших (биологических).

     -Высшие  формы движения материи включают  в себя низшие.

     -Высшие  формы движения материи подчиняют  себе низшие и преобразуют  их.

     Вопрос  о правомерности отождествления биологических процессов с социальными  будоражит умы многих представителей современной науки - биологии, психологии, социологии, медицины и т. п. Конечно, полное отождествление биологического с социальным не является правильным, согласно современной науке, человек  является существом двойственной природы - биосоциальным, т. е., наделенное как  биологическими инстинктами выживания  и сохранения рода, так и огромным биологическим и психологическим  потенциалом к социальному общению  и сплочению в коллективы в  целях выживания в окружающей среде и обществе. Еще Аристотель отмечал, что человек является по природе существом общественным. Сейчас мы можем утверждать, что  человек - существо биосоциальное, а это значит, что к его исследованию применимы как биологические как и социальные процессы. Человек возник как биологический вид, новая биологическая форма материи (биологическое доминирование). Затем, по мере его развития на второй план выступает новая социальная форма материи, перерастающая в правовую действительность. Рассмотрим эти процессы на конкретных примерах. 

     Принципы  и этапы развития общества 

     Процесс развития может быть рассмотрен с  точки зрения одновременной данности его моментов логический аспект) и  с точки зрения осуществления  развития во времени (исторический аспект). В этой части работы мы остановимся  на характеристике развития общества во времени.

     Открытие  К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического  понимания истории позволило  понять историю как естественноисторический  процесс, как процесс, совершающийся  с необходимостью, закономерно и  вместе с тем осуществляющийся благодаря  деятельности людей, имеющих свободу  выбора, свободу воли (на разных этапах исторического развития характер и  степень свободы различны).

Информация о работе Общество и его развитие