Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Труд был и остается основой социальной включенности человека. Он формирует базовые представления людей о мире. В состав такого многомерного понятия, как образ жизни населения, которое характеризует множество самых разных субъектов и взаимосвязанных видов социальной активности, главным образом входят различные виды трудовой деятельности – на предприятии, в организации, самозанятости; в сфере формального и неформального секторов экономики. Двумя самыми массовыми практиками трудоустройства в современной России являются официальный найм и работа по устной договоренности. В первом случае работник и работодатель заключают письменный контракт, во втором – договоренности между ними носят исключительно неформальный характер.
Введение. Проблема неформальной занятости и трудности ее изучения....................................................................................................................3
Глава 1. Сущность неформальной занятости:
1.1 Теории социально-трудовой мобильности..............................................5
1.2 Определение, характерные черты неформальной занятости. Близкие понятия..............................................................................................................7
1.3 Формальный и неформальный трудовой найм. Сходства и различия..9
1.4 Неформальные практики трудового процесса......................................15
Глава 2. Масштабы и сферы распространения неформальной занятости в России:
2.1 Особенности, уровень и состав неформальной занятости в России...20
2.2 Отраслевая структура неформально занятых в России.......................25
2.3 Влияние неформальной занятости на рынок труда в России..............27
Глава 3. Программа конкретно-социологического исследования:
3.1 Анализ ситуации в исследовательской области и постановка проблемы........................................................................................................31
3.2 Объект и предмет исследования.............................................................32
3.3 Цели и задачи исследования...................................................................33
3.4 Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий...........................................................................................................33
3.5 Предварительный системный анализ предмета исследования...........38
3.6 Формулирование рабочих гипотез.........................................................40
3.7 Процедурный раздел...............................................................................41
Заключение............................................................................................................42
Список использованной литературы...................................................................44
Приложения:
Таблицы.....................................................................................................45
Анкета........................................................................................................47
*Общий итог в таблице превышает 100%, поскольку респонденты могли отметить более одного варианта ответа.
Таблица 6.
Успешность в отстаивании трудовых прав и интересов, %
«Удавалось ли Вам отстоять свои трудовые права и интересы?» | Устный найм | Официальный найм |
Обычно удавалось | 15 | 21 |
Чаще удавалось, чем не удавалось | 22 | 31 |
Чаще не удавалось, чем удавалось | 44 | 32 |
Обычно не удавалось | 20 | 16 |
Анкета
1. Ваш пол:
1. мужской
2. женский
2. Ваш возраст:
____ лет
3. Ваше семейное положение:
1. замужем (женат), дети есть
2. замужем (женат), детей нет
3. не замужем (холост)
4. разведен (а)/ вдовец(а)
5. состою в гражданском браке
4. Ваше образование:
1. начальное
2. неполное среднее
3. среднее общее (закончили школу)
4. начальное профессиональное (проф. училище, лицей)
5. среднее профессиональное (техникум, колледж и т.п.)
6. незаконченное высшее
7. одно высшее
8. более одного высшего
5. Имеете ли Вы профессиональное образование по специальности выполняемой Вами работы?
1. Да, имею
2. Нет
6. К какой группе работников по уровню заработной платы Вы себя относите?
1. высокооплачиваемые
2. среднеоплачиваемые
3. низкооплачиваемые
7. Отнесите, пожалуйста, себя к одной из групп по месту жительства:
1. Местный житель, имеется официальная прописка
2. Официально зарегистрирован в другом городе (стране), однако фактически проживаю здесь
3. Не имею зарегистрированной прописки
8. Какой из приведенных ниже примеров наиболее соответствует Вашему материальному положению, материальному положению Вашей семьи?
1. живете от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи
2. на ежедневные расходы хватает денег, но уже покупка одежды представляет трудности, для этого нужно взять в долг или специально откладывать деньги
3. в основном денег хватает, можете даже кое-что откладывать
4. в настоящее время можете практически ни в чем себе не отказывать
9. Укажите свою профессию, должность (разряд), по которой Вы работаете, уровень квалификации ______________________________
10. Укажите, к какой отрасли деятельности можно отнести выполняемую Вами работу?
(Следует отметить единственный вариант ответа).
Отрасль | Ваша работа |
Промышленность |
|
Сельское хозяйство |
|
Строительство |
|
Транспорт |
|
Торговля и общественное питание |
|
Область здравоохранения, образования |
|
Прочие сферы услуг |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Бизнес-сфера |
|
Другая |
|
11. Как оформлены Ваши трудовые отношения?
1. Официально зарегистрированы, имеется трудовой договор, трудовая книжка
2. Никак не оформлены, имеется устная договоренность с руководством
3.Являюсь незарегистрированным индивидуальным предпринимателем,/ являюсь самозанятым
Вопрос для тех, кто осуществляет работу по письменному договору:
12. Знакомы ли Вы с содержанием трудового договора (контракта)?
1. Нет, не знакомы, мне его не показали
2. Не помню содержания договора, так как при приеме на работу отнесся к этому несерьезно
3. Да, я хорошо знаком с трудовым договором, знаю свои права и обязанности
13. Является ли данная работа основной, приносящей Вам регулярный доход?
1. Да
2. Нет
Если на предыдущий вопрос Вы ответили «Да», то:
14. Имеете ли Вы сейчас какого-либо вида приработки, доп. работу, шабашки и т.п.?
1. Да
2. Нет
15. Укажите причину выбора Вашего нынешнего места работы (возможны несколько вариантов ответа):
1. Эта работа по моей специальности
2. Достойный уровень з/п
3. Работа, безусловно, мне интересная/ творческая
4. Работа гарантирует стабильное положение (не боюсь быть уволенным)
5. Работа позволяет строить планы на будущее, есть прекрасные возможности карьерного роста
6. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе, в том числе в отношениях с начальством
7. Легкость в заключении/ расторжении договора (устного или письменного), возможность работать короткий период времени
16. Скажите, пожалуйста, нарушались ли Ваши трудовые права, указанные в письменном договоре или обговоренные в устном?
1. Конечно нарушались, на это даже не обращается внимание
2. В основном все права соблюдаются
3. Не задумывались над этим
17. Насколько важно для Вас то, что перечислено ниже? (дайте ответ по каждой строке)
Ценности: | Очень важно | Довольно важно | Не очень важно |
Учеба |
|
|
|
Работа |
|
|
|
Досуг |
|
|
|
Семья |
|
|
|
Общественная деятельность |
|
|
|
18. В какой мере Вас устраивает сейчас в целом Ваша работа и в частности профессия?
Нужно указать на один ответ в каждом столбце.
Ответы | Работа в целом | Профессия |
Вполне устраивает |
|
|
По большей части устраивает |
|
|
Отчасти устраивает, отчасти нет |
|
|
По большей части не устраивает |
|
|
Совершенно не устраивает |
|
|
Затрудняюсь ответить |
|
|
19. Оцените, пожалуйста, на сколько Вы удовлетворены следующими условиями труда (необходимо дать ответ по каждой строке):
Условия труда: | Вполне удовлетворен | Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен | Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен | Совершенно не удовлетворен |
Содержание труда |
|
|
|
|
Санитарно-гигиенические условия |
|
|
|
|
Режим рабочего дня |
|
|
|
|
Размер заработной платы |
|
|
|
|
Система премирования |
|
|
|
|
Взаимоотношения с товарищами по работе |
|
|
|
|
Взаимоотношения с администрацией; качество руководства |
|
|
|
|