Автор: Дарья Маврина, 24 Сентября 2010 в 15:12, курсовая работа
Мы живём в обществе, находящемся в переходном состоянии, в котором возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны, присутствует свобода слова, совести и научного творчества, а с другой стороны, разорение компании, массовые увольнения рабочих, непрекращающиеся этнические конфликты на Кавказе, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение. Первыми "жертвами" становятся дети, а чаще всего подростки. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым в обществе, тем тяжелее их усвоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется фаза взросления, когда формируется чувство социальной ответственности, которое, однако, еще не может быть возложено на личность. Это все нередко ведет к конфликтам. Для того чтобы найти выход из проблемной ситуации, получить информацию, которой не всегда обладают подростки, узнать мнение старшего "друга" необходим телефон доверия.
Телефон доверия - относительно новая форма психологической помощи подросткам в нашей стране.
В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП) [22], и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В прошлом году праздновалось 20-тие со дня создания первой такой телефонной линии. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет.
На сегодняшний день во всех крупных городах есть подростковый телефон доверия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Основные принципы и правила телефонного консультирования......5
1.2. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога……………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В МОЛОДЁЖНОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем……………………………………13
2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением ……………………………………………………….20
2.3. Методики и приёмы работы телефонного консультанта с клиентом- подростком ………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……..34
Эта техника используется при долговременном разговоре. И составляется, когда заявлен конфликт, будь то семейный, межличностный, конфликт с преподавателем, учителем или какой-то другой. Карта помогает увидеть новую информацию и новое понимание глазами другого человека.
Контракт с самими собой.
При завершении диалога необходимо, что бы подросток не только разобрался в ситуации, высказался и нашел путь решения проблемы. Иногда для подростка важно, чтобы было какое-то побуждение к действиям. Например, если мы имеем дело с самоубийствами или наркоманами.
Такой контракт составляется вместе с консультантом.
Естественно, что техники, которые были рассмотрены мною, не исчерпываются только перечисленными выше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании была предпринята попытка выявления основных особенностей работы в молодёжном телефоне доверия и определения проблем, с которыми подросток обращается к консультанту.
В процессе решения поставленных задач получены следующие результаты:
1. Принципами и особенностями оказания телефонной психологической помощи являются: быть доступным в любое время дня и ночи, стремление облегчить страдания подростка, абонент в любой момент может прекратить разговор, обращение является конфиденциальным, запрещается навязывать свои убеждения или оказывать давление на абонента.
2. Основные проблемы, с которыми подростки обращаются в телефон доверия, включают в себя: хулиганство по отношению подростку, плохие взаимоотношения в семье, физическое насилие, сексуальное насилие, беременность, взаимоотношения с друзьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживание горя, депрессии и многое другое
3. Методики, техники и приёмы используемые при работе на телефоне доверия помогают консультанту сориентироваться в том, что хочет подросток и где он испытывает затруднение.
Деятельность телефона доверия по оказанию экстренной психологической помощи подросткам актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи. Она позволяет подростку получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.
Итак, молодёжный телефон доверия является одной из очень действенных и востребованных форм оказания анонимной помощи в современном мире. Подросткам необходимо оказывать подобную психологическая поддержку, поскольку перед ними встает ряд сложных проблем, которые они часто не в силах решить без квалифицированной помощи специалистов-психологов.
Телефон доверия, являясь относительно новым видом помощи молодому поколению, содержит в себе большой потенциал для дальнейшего изучения.
Список использованных
источников и литературы
1. Амбрубова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрубова, Л. Я. Жезлова. – М., 1973. – 386 с.
2. Барчина, Е. Т. Профессия – телефонный консультант / Е. Т. Барчина, Ю. В. Ионов // Вестник РАТЭПП. – 2000. – N1.
3. Елизаров, А.Н. Телефон Доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов / А. Н. Елизаров // Вопросы психологии. – 1995. – N3
4. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М. : Академический Проект, 2000. – 240 с.
5. Крон, Т. Помощь находящемуся в кризисном состоянии / Т. Крон // Вестник РАТЭПП. – 1995. – N1.
6. Лукьяненко, Е.А. Молодежная политика. Из опыта работы «Телефона Доверия» / Е.А. Лукьяненко // Астраполис. – 2002. – N1(2).
7. Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассника / А. В. Мудрик. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
8.
Моховиков А.Н. Молодежный
9. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование / А. Н. Моховиков; под ред. В. Е. Кагана. – 2-е изд. – М. : Смысл, 2003. - 498 с.
10. Моховиков, А. Н. Практика телефонного консультирования: хрестоматия / А. Н. Моховиков. – М. : Смысл, 2001. – 379 с.
11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
12. Потапов, С. А. Понятие о сексуальном злоупотреблении детей и его психопатологические аспекты / С. А. Потапов, А. А. Ткаченко // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. – 1992. – N4.
13. Сальникова, Л. С. Телефон доверия / Л. С. Сальникова. – М. : Знание, 1990. – 192 с.
14. Скворцов, А. В. Метод беседы на Телефоне Доверия в профессиональных представлениях консультантов / А. В. Скворцов. – М. : Ин-т развития личности, 1996. – 176 с.
15. Скворцов А. В. Логика телефонной беседы / А. В. Скворцов // Вестник РАТЭПП. – 1995. – N2
16.
Телефон доверия: советы
17. Фельдштейн, Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособ. для студентов / Д. И. Фельдштейн. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
18. Фонтайн, Э. Телефонное консультирование : учеб. пособ. для консультантов детских и молодежных Телефонов доверия / Э. Фонтайн, К. Шопперс. – М. : Просвещение, 1996. – 564 с.
19. Хэмбли, Г. С. Телефонная помощь / Г. С. Хэмбли. – Одесса : ФСПП «Перекресток», 1992. – 288 с.
20. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. – М. : Смысл, Год издания, 2001. – 316 с.
21. Гейт, Э. Самаритяне: Международная дружеская помощь / Э. Гейст, Н. Роуд. – Лондон: Издание, 1996. – 326 с.
22. http://www.ratepp.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Постановление
Минтруда РФ от 19.07.2000 № 54
В целях
реализации Федерального закона "Об
основах социального
Утвердить
Методические рекомендации по организации
деятельности государственного (муниципального)
учреждения "Центр экстренной психологической
помощи по телефону" согласно приложению.
Министр труда и социального развития Российской Федерации
А. ПОЧИНОК
Приложение
к Постановлению
Минтруда России от 19 июля 2000 г. N 54
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ ПО ТЕЛЕФОНУ"
I. Общие положения
1.1. Государственное
(муниципальное) учреждение "Центр
экстренной психологической
1.2. Учредителем
Центра (далее - учредитель) может
выступать орган социальной
Учредитель оказывает Центру организационно - методическую и практическую помощь.
Деятельность Центра осуществляется на территории, определяемой его учредителем.
1.3. На основании положений статей 51, 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) Центр как юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава Центра (далее - устав), утвержденного учредителем и зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке.
Центр
считается созданным как
1.4. Центр
создается, реорганизуется и
1.5. Центр
организуется и содержится за
счет средств, предусмотренных
бюджетом соответствующего
1.6. Центр
является юридическим лицом,
1.7. Центр имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму (государственное или муниципальное учреждение) и характер осуществляемой им деятельности.
1.8. Центр
размещается в специально
1.9. Центр
компьютеризируется и
.10. Центр не может быть приватизирован или перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за Центром на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
1.11. Для
оказания помощи в