Молодёжный телефон доверия

Автор: Дарья Маврина, 24 Сентября 2010 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Мы живём в обществе, находящемся в переходном состоянии, в котором возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны, присутствует свобода слова, совести и научного творчества, а с другой стороны, разорение компании, массовые увольнения рабочих, непрекращающиеся этнические конфликты на Кавказе, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение. Первыми "жертвами" становятся дети, а чаще всего подростки. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым в обществе, тем тяжелее их усвоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется фаза взросления, когда формируется чувство социальной ответственности, которое, однако, еще не может быть возложено на личность. Это все нередко ведет к конфликтам. Для того чтобы найти выход из проблемной ситуации, получить информацию, которой не всегда обладают подростки, узнать мнение старшего "друга" необходим телефон доверия.
Телефон доверия - относительно новая форма психологической помощи подросткам в нашей стране.
В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП) [22], и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В прошлом году праздновалось 20-тие со дня создания первой такой телефонной линии. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет.
На сегодняшний день во всех крупных городах есть подростковый телефон доверия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Основные принципы и правила телефонного консультирования......5
1.2. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога……………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В МОЛОДЁЖНОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем……………………………………13
2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением ……………………………………………………….20
2.3. Методики и приёмы работы телефонного консультанта с клиентом- подростком ………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……..34

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Казанский  государственный технологический  университет»

        Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 
 
 
 

Курсовая Работа 

(по дисциплине «Теория социальной работы») 
 

По теме:

Молодёжный телефон доверия в системе психологической помощи подросткам  
 
 
 
 
 
 

          Работу  выполнила студентка 

          2 курса 

          группа 3181-22 

          Маврина Дарья Валерьевна 

          Научный руководитель 

          доцент  кафедры СРПиП  

          Мелихова  Н.Н. 
           
           
           
           

Казань, 2010г.

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3

     ГЛАВА 1. телефонное консультирование: к постановке проблемы

     1.1 Основные принципы и правила телефонного консультирования......5

     1.2. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога……………………9

     ГЛАВА 2. Особенности оказания психологической помощи подросткам в молодёжном телефоне доверия

     2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем……………………………………13

     2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением ……………………………………………………….20

     2.3. Методики и приёмы работы  телефонного консультанта с клиентом- подростком ………………………………………………………………………..26

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..32

     ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……..34 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Мы  живём в  обществе, находящемся в переходном состоянии, в котором возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны,  присутствует свобода слова, совести и научного творчества, а с другой стороны, разорение компании, массовые увольнения рабочих, непрекращающиеся этнические конфликты на Кавказе, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение. Первыми "жертвами" становятся дети, а чаще всего подростки. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым в обществе, тем тяжелее  их усвоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется фаза взросления, когда формируется чувство социальной ответственности, которое, однако, еще не может быть возложено на личность. Это все нередко ведет к конфликтам. Для того чтобы найти выход из проблемной ситуации, получить информацию, которой не всегда обладают подростки, узнать мнение старшего "друга" необходим телефон доверия.

     Телефон доверия - относительно новая форма психологической помощи подросткам в нашей стране.

     В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация  телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП) [22], и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В прошлом году праздновалось 20-тие со дня создания первой такой телефонной линии. В настоящее время данная отрасль  психологической помощи постоянно развивается и растет.

     На  сегодняшний день во всех крупных городах есть подростковый телефон доверия.

     За  недолгое существование телефона доверия  в России был собран определённый материал по оказанию помощи по телефону. Некоторые аспекты данной темы уже были проанализированы и расписаны отечественными и зарубежными психологами. Литература о работе телефона доверия в основном посвящена анализу и поискам способов воздействия на клиента, разбору проблем клиентов, классификации этих проблем (Е. Барчина, Ю. Ионов [2], А. Н. Елизаров [3], А. Н. Моховиков [8], Л. С. Сальникова  [13] и др.).

     Цель данного исследования – проанализировать специфику работы консультанта в молодёжном телефоне доверия. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Отметить базовые принципы и особенности оказания телефонной психологической помощи.
  2. Определить клиента-подростка и выявить проблемы, с которыми он обращается в телефон доверия.
  3. Выявить методики и приёмы молодёжного телефонного консультирования.

     Таким образом, объектом данного исследования является работа молодёжного телефона доверия. Предмет – особенности психологической помощи, оказываемой консультантом в рамках службы молодёжного телефона доверия.

     Поставленные  задачи обусловили структуру исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Глава 1 посвящена рассмотрению возникновения телефонной психологической помощи и выделению особенностей работы в молодёжном телефоне доверия. Глава 2 даёт характеристику подростку, анализирует его проблемы, их причину и раскрывает способы решения. 
 
 
 
 
 

Глава 1. телефонное консультирование: к постановке проблемы 

    1. Основные  принципы и правила  телефонного консультирования
 

       «Телефон доверия» для людей, находящихся в состоянии психологического кризиса или решивших расстаться с жизнью, возник больше полвека назад. Местом его рождения стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи - английский священник Чад Вара.

     Идея  Чады Вара о телефонном номере церкви оказалась столь плодотворной, что в ближайшие семь лет службы телефонной помощи возникли в большинстве европейских столиц и крупных городов. В 1960 г. был проведен  первый Международный  конгресс работников неотложной телефонной помощи и организована штаб-квартира в Женеве. Движение, зародившееся в Англии, становилось международным опытом вне зависимости от национальной принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, культурных традиций и расы и превратилось в 1974 г. в интернациональную организацию "Международная дружеская помощь". Основная организационная задача "Международной дружеской помощи" заключается в отборе и подготовке добровольцев, умеющих выслушать, понять, оказать сочувствие и духовную поддержку тем, кто в ней нуждается.

     "Международная дружеская помощь" руководствуется в своей работе  семью принципами и семью практическими правилами[21, с.45].

Принципы:

     1. Главная цель членов движения "Самаритяне! - оказать помощь, быть доступным в любое время дня и ночи, чтобы предотвратить эмоциональную поддержку тем, кто испытывает личные трудности, находится в критической ситуации или близок к самоубийству.

     2. "Самаритяне" также стремятся облегчить человеческие страдания, одиночество, отчаяние и депрессию у людей, которым не к кому больше обратиться со своими невзгодами за сочувствием и пониманием.

     3. Абонент сохраняет за собой право принимать собственное решение уйти из жизни и в любой момент может прекратить разговор.

     4. Обращение человека за помощью и все, сказанное им, сохраняется в тайне, пока абонент не даст разрешение на передачу всей информации или ее части кому-либо за пределами организации.

     5. При оказании помощи волонтеров направляют и активно поддерживают более опытные члены движения, которые дадут нужный совет и, если потребуется, обратятся за консультацией к профессионалам.

     6. В некоторых случаях, чтобы решить вопрос о целесообразности профессиональной помощи, абонента приглашают прийти лично.

     7. Запрещается навязывать свои убеждения или оказывать давление на абонента в вопросах политики, философии или религии.

Практические  правила:

     1. Добровольцы тщательно отбираются  и проходят подготовку там,  где они будут работать.

     2. Обязательное условие существования  каждого центра - быть доступным для абонентов в любое время суток, чтобы люди могли обратиться к волонтерам по телефону, использовать любые средства связи или просто, пройти в центр; абоненты сами выбирают - назвать себя или нет.

     3. Если абонент находится на  грани самоубийства, то волонтер должен просить у абонента разрешения поддерживать контакт с ним в течение всего кризисного периода.

     4. Когда это необходимо, центры  предлагают абонентам долговременную  дружескую помощь, но руководители  могут время от времени вводить  в этой области ограничения.

     5. Добровольцы выслушивают также  абонентов, озабоченных состоянием  других, и если ясно, что это  третье лицо испытывает отчаянье, депрессию или находится на  грани самоубийства, то они немедленно  предлагают ему духовную поддержку.

     6. Волонтеры обычно знают абонентов только по имени, и контакты с ними осуществляются только через центр.

     7. Центры объединяются между собой в национальные и субнациональные группы, являющиеся членами ассоциации, Исполнительный совет которой выбирается этими членами.

     Более чем за 50 лет существования служб телефонного консультирования стало аксиомой, что их основной целью является психологическая помощь людям в разнообразных кризисных ситуациях. Основными принципами работы телефонного консультанта являются анонимность и доверительность [9, стр. 86]. При обращении в службу " Телефона доверия" абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. Это дает ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях, которые в силу анонимности оказываются, как бы отдельными от него, и абонент может на них взглянуть со стороны.

     Консультанты не должны предоставлять абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы. В обоюдных интересах не следует предоставлять абонентам данных о расположении службы или месте жительства. Консультантам категорически воспрещается выходить с позвонившим на очный контакт или строить беседу так, чтобы у абонента возникла надежда на вероятность этой встречи. Доверительность или конфидеальность работы службы обеспечивается тем, что все без исключения телефонные разговоры, журналы или иные формы регистрации телефонных бесед, картотеки и информационные материалы доступны только сотрудникам службы. Этой информацией не следует делиться ни с кем вне ее стен, включая родственников, друзей или знакомых. Обсуждение телефонного разговора возможно только между дежурными сотрудниками или супервизором при необходимости в оказании взаимопомощи, а также во время обучающих занятий - с использованием лишь фабулы соответствующей консультативной беседы.

     Анонимность и конфиденциальность представляют собой не только организационные, но и основные этические принципы телефонной помощи. И если в разных странах организационные подходы в ее оказании могут различаться, то этические правила являются весьма сходными.

     Поступать этически означает, прежде всего, заботиться, защищаться или сохранять человеческую жизнь как сиюминутно, так и  в договоренной перспективе, используя  моральные императивы законодательства, образования или идеологических течений. Структура этики содержит множество норм, но все они исходят из того, что именно человеческая жизнь является основной ценностью. Психологическое консультирование как процесс помощи строится на этической основе. В нем, особенно в телефонном консультировании, жизненные ситуации часто отличаются своей исключительностью. Они могут создавать серьезные препятствия для работы консультанта, который сталкивается с трудными этическими вопросами. В этой связи очень важно отделять в ходе консультирования два различных уровня:

Информация о работе Молодёжный телефон доверия