Молодёжный телефон доверия

Автор: Дарья Маврина, 24 Сентября 2010 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Мы живём в обществе, находящемся в переходном состоянии, в котором возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны, присутствует свобода слова, совести и научного творчества, а с другой стороны, разорение компании, массовые увольнения рабочих, непрекращающиеся этнические конфликты на Кавказе, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение. Первыми "жертвами" становятся дети, а чаще всего подростки. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым в обществе, тем тяжелее их усвоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется фаза взросления, когда формируется чувство социальной ответственности, которое, однако, еще не может быть возложено на личность. Это все нередко ведет к конфликтам. Для того чтобы найти выход из проблемной ситуации, получить информацию, которой не всегда обладают подростки, узнать мнение старшего "друга" необходим телефон доверия.
Телефон доверия - относительно новая форма психологической помощи подросткам в нашей стране.
В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП) [22], и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В прошлом году праздновалось 20-тие со дня создания первой такой телефонной линии. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет.
На сегодняшний день во всех крупных городах есть подростковый телефон доверия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Основные принципы и правила телефонного консультирования......5
1.2. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога……………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В МОЛОДЁЖНОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем……………………………………13
2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением ……………………………………………………….20
2.3. Методики и приёмы работы телефонного консультанта с клиентом- подростком ………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……..34

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     В довольно стройных рядах подрастающего  поколения присутствует изрядная толика тех, кого называют "чужаками", " аутсайдерами". Они составляют разнообразные группы риска среди молодежи. В силу неблагоприятных социальных условий, семейной дисгармонии или негативных последствий индивидуально-личностных кризисов, их представители обнаруживают нарушения поведения, эмоциональные проблемы, испытывают сложности в общении, демонстрируют слабость эго или его преимущественно нарцистическую направленность, становясь жертвами жестокого обращения со стороны окружающих, "детьми улиц", осваивают деликвентные стереотипы, побеги, бродяжничество или оказываются в зависимости от алкоголя, наркотиков или деструктивных культов. По жизни их ведут родители, предлагающие своим детям дисгармоничные различные формы семейного воспитания.

     Феноменология проблем, с которыми обращаются абоненты подростковых линий, весьма разнообразны.

     Среди доминирующих можно выделить:

     1) хулиганство, когда ребенок рассказывает о переживаниях, связанных с фактами словесных оскорблений, угроз физического насилия, запугивания, вымогательства, издевательского отношения, краж или ограблений со стороны старших в школе или на улице;

     2) взаимоотношения в семье, преимущественно конфликты поколений;

     3) физическое насилие;

     4) беспокойство о других - переживания опасений или тревоги по поводу значимых людей, например, их отсутствия;

     5) сексуальное насилие;

     6) беременность;

     7) беседы о фактах повседневной жизни, в частности развлечениях, досуге, в том числе и так называемые "приколы" примитивно-развлекательного характера.

     Абонентов также беспокоят взаимоотношения с друзьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживание горя, депрессии и других проблем.

     Большая часть из отмеченных проблем вызывает у детей и подростков кризисные состояния. Проблемы возникают при психологически трудных или непереносимых ситуациях и проявляются в форме преходящих состояний психического напряжения, замкнутости, агрессивности, пассивности или эмоциональных расстройств. Критическую ситуацию у подростков может обуславливать фрустация или конфликт.

     Фрустация, как известно, заключается в сильной мотивации достичь цели, удовлетворив потребность, и наличие преграды, препятствующей этому. Фрустрационные барьеры могут быть физическими (школа-интернат), биологическими (длительная болезнь, инвалидность), психическими (страх, недостаток компетентности) или социокультурными (родительские правила, запреты учителей). Фрустация порождает соответствующие формы поведения в виде бесцельно и хаотического двигательного возбуждения, агрессии, апатии, стереотипии - слепого повторения форм фиксированного поведения, регрессии - возвращения к ранним моделям поведения. Такое поведение лишено ориентации на исходную цель, но не является совершенно бессмысленным. Степень фрустации может преувеличиваться подростками из-за эгоцентрических установок.

     Конфликт возникает в условиях столкновения двух или более различных мотивов, целей или ценностей, касающихся нескольких важных сторон жизни человека. Предполагается, что конфликт становится возможным при наличии у субъекта определенной системы ценностей и способности испытывать чувство вины, что является характерным для подросткового возраста. Кризисные состояния подростков обусловлены ролевой спутанностью, " негативной" идентичностью, разочарованием в дружбе, влюбленности или переживаниями, связанными с унижением человеческого достоинства.

       Для служб имеет значение следование  четким юридическим нормам и  административным правилам в  отношении конфиденциальности, особенно  в случаях жестокого обращения, насилия над ребенком, или информации, сообщаемой "третьим лицам". Важно отдавать себе отчет в том, что консультант не полномочен защитить ребенка непосредственно, но ему следует быть оперативным в осуществлении компетентных отсылок в соответствующие социальные службы или правоохранительные органы.

     Я хочу подробнее остановиться на некоторых  проблемах, которые имеют наиболее серьезное содержание и последствия.

     Большинство проблем исходит из семьи.

     Семья, как и внешние экстремальные  ситуации, может быть источником травмы и вызывать у ее членов тяжелые психические переживания. При этом именно роль семейного конфликта является ведущей, поскольку именно отношения в ней составляют для большинства ядро иных разнообразных межличностных контактов [9,  159-161].

     Наиболее  типичны обращения подростков в связи с пьянством родителей.

     Этим  абонентам приходиться слышать  обвинения по поводу того, что они  обращаются за помощью к посторонним  лицам. В этом случае эмпатическая поддержка  и отношения доверия являются главными инструментами консультанта.

     Среди форм дисгармонического воспитания в семьях, больных алкоголизмом, преобладает гипоопека, когда отсутствует  система семейного воспитания. Если алкоголем злоупотребляет отец, то доминируют жестокие взаимоотношения. Алкоголизм  матери чаще всего приводит к эмоциональному отвержению детей, лишению тепла и ласки, дети рассматриваются как лишняя и ненужная обуза в жизни. В случае агрессивных действий родителей следует убедиться, что дети находятся в безопасности. Следует расспросить о людях, которые могли бы оказать им помощь. Если подросток убежал из дома в знак протеста против семейной ситуации, следует выяснить имеющиеся у него возможности приюта у друзей или близких. Можно информировать абонента о существующих в обществе структурах, например милиции, центрах социально-психологической помощи, приютах, где он мог бы найти, по крайней мере, временную помощь, даже если члены семьи не желают этого.  Справиться самим с этой ситуацией подросткам очень сложно.

     Семейное  насилие в сексуальной форме представляет серьезную психосоциальную проблему. Как показывает статистика, в 30% сексуальное насилие осуществляют старшие члены семьи. Чаще всего "совратителями" являются братья и сестры, а также отчимы и отцы. Сексуальное насилие в семье имеет следующие признаки [12, 61-63]:

    • неравноправные взаимоотношения;
    • односторонняя власть старших над младшими;
    • ограничение свободы и возможности выбора стороны взрослого, как основной мотив.

     Сексуальное насилие не только порождает дисгармонию семейных отношений, но, начинаясь в подростковом возрасте, приводит к грубым изменениям личности (сексуально-ролевой идентификации).

     После насилия, иногда через длительное время  могут возникать сексуальные  различные дисфункции и формы  необычного, прежде всего для жертвы сексуального поведения.

     Появляются частые страхи, фобий, тревоги, гнев, хроническое мышечное напряжение, депрессии. Считается, что с насилием связан повышенный риск суицидальных тенденций.

     Чувство бессилия подростка перед сложившейся ситуации и страх, что он не контролируется даже самые простые события, доминируют в переживаниях.

     Необходимо:

     -поддерживать  и услышать любую попытку восстановить  самоконтроль;

     -важно  работать на восстановление самооценки;

     -важно  восстановление доверия, которое  грубо предано и разрушено.  Доверие не только к отдельным людям, но и к миру в целом;

     -обсудить  сферу сексуальных отношений,  которые после насилие надолго  лишаются естественности и привлекательности.

     Наиболее  полезным в работе с жертвами сексуального насилия бывают элементы гештальт - терапии.

     При беседе с абонентом, который находится в стрессе после пережитого насилия, стресса, т.е. находятся в посттравматическом стрессовом расстройстве необходимо определить, сколько прошло времени с момента травмы.

     В пределах первых полутора месяцев у подростка преобладают сильные эмоциональные нарушения. Задачи консультирования состоят в том, чтобы стабилизировать и снизить интенсивность.

     В течение полугода: основное внимание должно уделяться переживанию травмы, исследованию и переработке травматических воспоминаний и их интеграции. Основной задачей консультирования по истечении полугода после травмы следует считать реинтеграцию личности с дальнейшим развитием устойчивости к травматическим переживаниям и восстановлению связей.

     Помимо  обращения в службу Доверия, собеседников следует побудить к занятиям в терапевтических группах. Они являются более эффективным методом лечения при стрессовых расстройствах, чем индивидуальная психотерапия. 

     2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением 

     Служба  телефона доверия в России возникла прежде всего, как психологическая  помощь при суицидальном поведении. Пожалуй, это наиболее тяжелая проблема, при телефонном консультировании. Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Для дальнейшего изложения необходимо ввести ряд основных понятий, описывающих суицидальное поведение.

     Существуют  общие черты, свойственные всем без исключения самоубийствам. Они были впервые описаны американским суицидологом Э. Шнейдманом в 1985 году [20, 192-195].

     1) Общая цель всех  суицидов - поиск  решения.

     Суицид  не является случайным действием. Его  никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания.

     2) Общей задачей  суицидов является  прекращение сознания.

     Общая практическая задача суицида состоит  в полном прекращении потока сознания невыносимой боли, что представляется решением болезненных жизненных проблем. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации.

     3) Общим стимулом  при суициде является невыносимая психическая боль.

     Если  прекращение сознания - это то, к  чему стремится суицидиент, то невыносимая  психическая боль является тем, от чего он убегает. Психологическая боль есть, как писал Э. Шнейдман, мета-боль, боль от осознания боли, душевное страдания или мучение личности. Когда человек ее чувствует, его интрапсихическая реальность становится невыносимой. В клинической суицидологии хорошо известно, что если снизить интенсивность страдания, даже незначительно, то человек сделать выбор в пользу жизни.

     4) Общим стрессовом  при суициде является  фрустрированные  психологические  потребности. 

     Суицид  не следует понимать как бессмысленный  и необоснованный поступок - он кажется  логичным совершающему его человеку на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем. Суицид предпринимается, если фрустрирующие потребности не удовлетворены.

     5) Общей суицидальной  эмоцией является  беспомощность - безнадежность. 

     Психотерапевт или консультант в отношении пациента в этой ситуации играет как бы роль опекуна, защищая его интересы и благосостояние. Целью вмешательства становится снижение давления жизненных травматических обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение.

     6)  Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

     Амбивалентность представляет собой наиболее типичное отношение к суициду: чувствовать  потребность совершить его и  одновременно желать (и даже планировать) спасение вмешательство других.

Информация о работе Молодёжный телефон доверия