Молодёжный телефон доверия

Автор: Дарья Маврина, 24 Сентября 2010 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Мы живём в обществе, находящемся в переходном состоянии, в котором возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны, присутствует свобода слова, совести и научного творчества, а с другой стороны, разорение компании, массовые увольнения рабочих, непрекращающиеся этнические конфликты на Кавказе, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение. Первыми "жертвами" становятся дети, а чаще всего подростки. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым в обществе, тем тяжелее их усвоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется фаза взросления, когда формируется чувство социальной ответственности, которое, однако, еще не может быть возложено на личность. Это все нередко ведет к конфликтам. Для того чтобы найти выход из проблемной ситуации, получить информацию, которой не всегда обладают подростки, узнать мнение старшего "друга" необходим телефон доверия.
Телефон доверия - относительно новая форма психологической помощи подросткам в нашей стране.
В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП) [22], и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В прошлом году праздновалось 20-тие со дня создания первой такой телефонной линии. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет.
На сегодняшний день во всех крупных городах есть подростковый телефон доверия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Основные принципы и правила телефонного консультирования......5
1.2. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога……………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В МОЛОДЁЖНОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем……………………………………13
2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением ……………………………………………………….20
2.3. Методики и приёмы работы телефонного консультанта с клиентом- подростком ………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……..34

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     -реальный - такой, каким действительно является  абонент или ситуация;

     -желаемый  или идеальный - каким они должны  быть или могли бы быть.

     Следует отметить, что ход беседы зависит от личности консультанта, равно как и от личности клиента. Тем не менее, выше названные  принципы  и правила помогут в управлении любым или почти любым разговором. 
 

    1. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога
 

     Процесс телефонного диалога трудно программировать  во всех частностях. Но знание основных этапов диалогического общения необходимо для консультанта. Нельзя заранее предугадать, как и чем обернется общение с собеседником, и напряженное ожидание консультанта перед беседой является тому свидетельством. Но, зная этапы телефонного диалога, можно более эффективно построить консультативную беседу и определить ее прогноз.

     Выделяют  следующие этапы [9, с. 102]:

     Введение  в диалог. Им начинается общение с собеседником. Активное слушание на этом этапе имеет наибольший удельный вес и проявляется, прежде всего, в понимании, заботливости и открытости по отношению к позвонившему.

     Исследование  чувств и проблем. Оно включает поощрение к выяснению чувств и проблем, по возможности четкое их определение, обсуждение и размышление над путями их изменения или коррекции. Как и на предыдущей стадии, сохраняется понимающее, заботливое, открытое и эмпатическое отношение к собеседнику. Наряду с этим, большое значение в активном слушании приобретает объективность.

     Исследование  решений и альтернатив. Все части активного слушания сохраняются на этом этапе в качестве обязательного фона. Решающее значение приобретает " мозговой штурм" - совместная работа над поиском решений и альтернатив выхода из проблемной ситуации. Их обсуждение изменяет эмоциональное и рациональное отношение абонента к проблеме.

     Сделанный им в итоге выбор должен быть обязательно  поддержан консультантом.

     Завершение  диалога. Этот этап требует большого искусства консультанта. Следует кратко и определенно подытожить результаты беседы и закрепить положительные эмоциональные изменения у собеседника, показав положительную перспективу.

     Понятно, что беседа не обязательно должна строиться строго по этим этапам. Однако она является наиболее оптимальной  при ведении телефонного диалога. 

     Исследования  показывают, что только 7% информации приходит к нам посредством слов, 38%- через интонации и модуляции голоса, а остальные 55% - путем телесных невербальных движений; поскольку в телефонном диалоге они исключены, особое значение приобретают различные характеристики голоса: тон, объем, темп, тембр. В ходе диалога следует обязательно отслеживать соответствие вербальных и интонационных проявлений собеседников. Обнаружение диссоциации между ними позволит консультанту разобраться в сути происходящего быстрее, чем детальное длительное выяснение. Интонации и модуляции голоса верно отражают эмоциональное состояние собеседника, если он фиксирован на своих чувствах. В таком случае целесообразно побеседовать о существующих фактах. Если же он преимущественно излагает обстоятельства проблемной ситуации, не следует забывать о чувствах, которые скрываются за ними.

     Главная цель телефонного диалога в экзистенциональном смысле - не раскрытие тайны позвонившего, что, несомненно, нарушит его уникальность, а сопричастность ей. Когда консультант становится сопричастным тайне собеседника, он видит в человеке уникальности бытия. Сущностное сопричастие может вызвать разрядку. Даже при нерешенности конкретных проблем оно является наиболее ценным достижением консультанта: перешагнув через проблемы, пробить туннель к тайне Человека.  

     Консультант время от времени может совершать  те или иные ошибки активного слушания. Они часто оставляют после  себя неприятные ощущения.

     1.Чрезмерно быстрое определение проблемы.

     Эта ошибка возникает у консультантов, которые слишком уверены в  собственных силах и переносят эту уверенность на знания о чувствах и проблемах подростков. Не следует предвосхищать то, что скажет позвонивший.

     В начальной стадии диалога позвонивший подросток должен идти на полшага впереди консультанта, и лишь затем следует поменяться местами.

     2.Беседа о проблеме, а не с человеком.

     Подростку нужно дать время не только для изложения чувств или описания ситуации, но и для того, чтобы он почувствовал себя личностью. Истинное диалогическое общение возможно только между уникальными личностями, невзирая на то, разговаривают ли двое взрослых людей или взрослый с подростом.

     3.Неприятие ценностей подростка.

     Когда человек открывает свои чувства  и рассказывает о затруднениях, очень  легко подавить это желание, если не вчувствоваться в стиль его жизни и не принять ценностных установок. На этом пути возможно возникновение довольно серьезных осложнений из-за того, что ценности подростка никогда не будут соответствовать принципам консультанта, в этом случае легко впасть в осуждение и обвинение.

     Принятие  ценностей подростка "здесь-и-теперь" не означает безоговорочного одобрения. Кроме того, очень важно выйти за не удовлетворяющую консультанта систему ценностей, стараться говорить о конкретных действиях и показать, к чему может привести эта система поступков.

     4. Обсуждение ложной проблемы.

     Важно помнить, что проблемы бунтующего тинэйджера могут состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии. Тревога, испытываемая подростком, касается, прежде всего, его самого, а ситуация, на которую он ссылается, может быть всего лишь предположением или поводом для разговора о собственных переживаниях. В этих случаях стоит работать с чувствами, коррекция которых поможет предотвратить опрометчивые поступки.

     5.Взгляд сверху.

     Следует остерегаться смотреть свысока на чувства или проблемы подростка, не говоря уже о его личности. В случае повторных или манипулятивных обращений иногда возникает соблазн саркастического отношения, но такое отношение-это всегда взгляд сверху.

     6.Чрезмерное отождествление.

     Может случиться, что чувства или ситуация подростка оказываются близкими консультанту, пережитыми в его юношестве, и тогда эмпатическое выслушивание, очень лабильное по своей природе, совершает крен в сторону чрезмерного отождествления.

     7.Обвинение и экспертиза.

     Роль  обвинителя или эксперта неприемлема  для консультанта. Это прямой путь к распаду диалога. Обвиняющие интонации  умаляют человеческое достоинство подростка, принижают значимость его собственных чувств или существенность ситуации. Эксперт, по свойственной ему функции, видит не человека, а проблему, застывшие стереотипы, которые стремиться уложить в прокрустово ложе разнообразных шаблонов [10, с. 298].

     Чтобы быть оптимально эффективным при работе с кругом своих клиентов, хороший консультант не должен допускать перечисленные выше типичные ошибки телефонного диалога или, по крайней мере, свести их к минимуму.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности оказания психологической помощи подросткам в молодёжном телефоне доверия 

     2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем 

     Если  обратиться к истории, то известно, что древнерусское слово "отрок " - это и дитя, и подросток, и  юноша. Буквально означающий - "не имеющий права говорить"[17, с. 215]. Сейчас подростками называют чаще всего людей, которые проходят отрезок времени между детством и зрелостью. Однако полного согласования по поводу сроков начала зрелости и ее завершения нет. Потому что длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требований, предъявляемых к ребенку и зрелому человеку. Под определение тинейджера попадают только те, кому от 13 до 19 лет. Само слово тинейджер сравнительно новое. Впервые оно появилось в выпуске" Читательский путеводитель по периодической литературе " за 1943-1945 годы, впоследствии стало широко использоваться в повседневном общении [11, с. 17]. Термин несовершеннолетний чаще всего используется в юриспруденции. Это тот, кто в глазах закона не является взрослым, это люди, не достигшие 18 лет. Однако существует ряд законов, которые распространяются и на возраст 16 лет и на возраст 21 года. В силу этой путаницы тяжело установить, когда же подростки становятся взрослыми в полном смысле этого слова.

     Возрастная  категория  всегда обозначает не только возраст и уровень биологического развития, сколько общее положение, социальный статус. Мудрик [7, с. 93] говорит, что когда мы употребляем понятия "возраст", то на уровне здравого смысла не всегда отдаем себе отчет в их неоднозначности. Выделяет: хронологический возраст - прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст- степень физического развития человека, психологический возраст-степень душевного развития, педагогический возраст-степень овладения культурой данного общества. Однако эти возраста могут не совпадать у одного и того же лица, и это не совпадение не всегда указывает на какие-то ненормальности в его развитии.

     Периодизация  жизненного пути включает указание на то, какие задачи должен решать человек, достигший определенного возраста, чтобы своевременно перейти к следующей фазе жизни.

     Весь  подростковый период я заключаю в  рамки с 11 до 19 лет. И говоря об этом возрасте, буду использовать слово "подросток".

     Каждый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на переживаемые психологические проблемы. Поэтому в телефонной беседе важно не только эмпатически вникнуть в проблемную ситуацию, но и непременно увидеть за ней этап жизни, переживаемый тинэйджером. Телефонное консультирование современных подростков сталкивается с широким спектром психологических и социальных проблем, характеризующие современное противоречивое и охваченное повседневными изменениями общество.

     Статистика обращений, касающихся подобных проблем на телефон доверия за последние 3 года показывает следующее [6, с. 23]:

  • 13% подростков обращаются на Телефон Доверия по проблемам взаимоотношений с родителями; в частности переживания по поводу трудности или невозможности следовать ожиданиям семьи.
  • 24% – по проблемам в любовных отношениях; в частности переживания по поводу психологической совместимости с любимым, конфликтные отношения с родителями любимого.
  • 20% - конфликты со сверстниками; в частности проблемы выбора референтной группы.
  • 35% - по проблеме принятия себя; в том числе по поводу своей национальности.
  • 8% - по проблемам адаптации, которая часто связана с эмиграцией.
 

     Консультанты  служб доверия сегодня имеют  уникальную возможность слушать  представителей поколения 21 века, поколения, которое обладает своими отличительными чертами и особенностями.

     Прежде  всего, это поколение является не только пассивным свидетелем, но и активным участником, по крайней мере, четырех социальных сдвигов [11, 425-428]:

     1) предоставление разных возможностей развития всем, не взирая на различия пола;

     2) радикальных изменений в системе образования, которая становится более гибкой и дифференцированной;

     3) феномена "глобализации", когда значимости событие, происходящие в самом отдаленном месте земного шара имеет повседневный отклик или неожиданное влияние на жизнь других стран мира;

     4) информационной революции, связанной с глобальным развитием сетей интерактивной коммуникации.

     Явление молодежной субкультуры, подобные "готам", "эмо", "рнб" , несомненно, также обладают определенным значением в контексте ее понимания, но в долговременной перспективе они вряд ли могут оказать серьезное влияние, подобное сдвигам, обозначенным выше.

Информация о работе Молодёжный телефон доверия