Автор: Дарья Маврина, 24 Сентября 2010 в 15:12, курсовая работа
Мы живём в обществе, находящемся в переходном состоянии, в котором возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны, присутствует свобода слова, совести и научного творчества, а с другой стороны, разорение компании, массовые увольнения рабочих, непрекращающиеся этнические конфликты на Кавказе, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение. Первыми "жертвами" становятся дети, а чаще всего подростки. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым в обществе, тем тяжелее их усвоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется фаза взросления, когда формируется чувство социальной ответственности, которое, однако, еще не может быть возложено на личность. Это все нередко ведет к конфликтам. Для того чтобы найти выход из проблемной ситуации, получить информацию, которой не всегда обладают подростки, узнать мнение старшего "друга" необходим телефон доверия.
Телефон доверия - относительно новая форма психологической помощи подросткам в нашей стране.
В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП) [22], и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В прошлом году праздновалось 20-тие со дня создания первой такой телефонной линии. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет.
На сегодняшний день во всех крупных городах есть подростковый телефон доверия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Основные принципы и правила телефонного консультирования......5
1.2. Этапы и типичные ошибки телефонного диалога……………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В МОЛОДЁЖНОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
2.1. Подростки как клиенты телефонного консультирования и характеристика типичных для них проблем……………………………………13
2.2. Особенности оказания психологической помощи подростку с суицидальным поведением ……………………………………………………….20
2.3. Методики и приёмы работы телефонного консультанта с клиентом- подростком ………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……..34
7) Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы.
Суицид не всегда бывает проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания с ограничением использования аффективных и интеллектуальных возможностей.
8) Общим действием при суициде является бегство.
Оно отражает намерение человека уйти из зоны бедствия. Смыслом самоубийства является радикальная и окончательная смена декораций; действием, приводящим к этому, становится бегство.
9) Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении.
Э. Шнейдман считает, что
10) Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни.
При столкновении с самоубийством поначалу сбивает с толку то, что оно является поступком, которому нет аналогов и прецедентов в предшествующей жизни человека. И, тем не менее, ему можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения человека на протяжении его жизни. Необходимо проанализировать состояния душевного волнения, способность переносить психическую боль, тенденции к суженному или дихотомического мышлению, а также использовавшиеся парадигмы бегства. Это позволит посмотреть на суицидальное действие как на логическое завершение определенного жизненного стереотипа, который может быть доступен психотерапевтической коррекции.
Суицидальное поведение у подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Им характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и пережить, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эго - центрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера почти у четверти здоровых подростков. Основные мотивы суицидального поведения у подростков:
1.Переживание
обиды, одиночества,
2.Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
3.
Переживания, связанные со
4.Чувство
вины, стыда, оскорбленного
5.Боязнь позора, насмешек или унижения.
6.Страх наказания, нежелание извиниться.
7.Любовные неудачи, сексуальные экцессы, беременность.
8.Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
9.Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10.Сочувствие
или подражание товарищам, героям книг
или фильмов.
Выделим особенности суицидального поведения в молодом возрасте [1, 211-215]:
1. Недостаточно адекватная оценка аутоагрессивных действий. Понятие "смерть" в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, но не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у подростков отсутствует четкие границы между истинной суицидальной попытки и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегам из дома, прогулами школы. Ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизации, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
4. В подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.
Существует модель разговора с суицидальным абонентом [9, 259-260]. К ней подходят и взрослые и, с учетом перечисленного выше, подростки.
1.Установление отношений.
Сформировываются отношения доверия. Имеет смысл узнать о событиях, которые должны произойти, понять, не таят ли они в себе какую-либо угрозу. Кризис обычно возникает из-за тех чувств или значений, которые за собой ведут факты.
2.Идентификация проблемы.
После установления отношений доверия и получения первых сведений о кризисной ситуации взаимная эмпатия и открытость позволяют определить проблему, то есть установить возможность суицидального поведения. Консультанту следует вести абонента к определению кризисной ситуации. Обычно она скрыта, в качестве проблемы могут называться те или иные предостерегающие признаки, на самом деле являющиеся следствием.
3.Исследование проблемы.
Оно начинается, если суицидальные угрозы становятся предметом открытого обсуждения. Иногда возникают страх и тревога, которых не нужно опасаться. Исследуются события и чувства абонента, что позволяет расширить обсуждение и привести к более полному пониманию происходящего. Начинается совместная работа, поиск иных выходов. Для такой работы необходимо время, ибо абонент делится часто глубокими, но не всегда ясными переживаниями. Нередко это бывает вообще первым в жизни опытом рассказа о своих чувствах. Поэтому консультанту следует чувствовать темп собеседника, обсуждая все значимые чувства и мысли. Это существенно снижает эмоциональное напряжение, отодвигает сторону мысли о конце, но при этом может возникнуть амбивалентность.
4.Оценка проблемы.
Она
стоит в определении
В случае подростков, в силу их впечатлительности, имеет смысл "поиграть" с фантазией абонента. Предложить ему представить, как это будет выглядеть, опираясь на краски.
5.Заключение контракта.
При
любой степени суицидального
риска, если дело не доходит до процедуры
отслеживания, беседа продолжается в направлении
выработки альтернативного решения. Принципиальной
установкой контракта является уверенность,
что собеседники преследуют одну и ту
же цель. Подробнее будет изложено ниже
в техниках телефонного консультирования.
2.3.
Методики и приёмы работы
телефонного консультанта
с клиентом - подростком
Во
всяком психологическом
Они помогают за короткое время сориентироваться в том, что хочет подросток или где он испытывает затруднение. А также помогут консультанту в его работе.
Кто я?
В данной технике подростку предлагается самому написать на бумаге или записать консультанту с его слов ответы на вопрос "Кто Я?". Затем проводится анализ. Анализ включает в себя подсчет пунктов. Расспрос подростка о том, какие пункты он считает положительными, а какие отрицательными. На этом этапе можно выявить его самооценку, отношение к самому себе, насколько подросток принимает себя, и выйти с ним на доверительный разговор, используя результат.
Структурирование ситуации.
При использовании этого приема консультант задает вопросы по проблеме: как давно существует проблема, рассказ поподробнее, какие чувства испытывает подросток в связи с этой ситуацией, какие существуют условия, усугубляющие эту проблему. Целью является формирование в сознании подростка объективной картины ситуации в ее развитии.
В рамках этого приема возможен такой прием как
Операционализация поведения.
Цель. Перевести неясные слова в объективно наблюдаемые действия. Понять жизнь подростка как цель отдельных поступков.
Пример. "Можете рассказать по - конкретнее как вы это делаете?",
"Как это произошло?".
Должен - хочу.
Подростку предлагается самому написать на бумаге (если такая имеется у него) или записать консультанту с его слов в две колонки то, что он хочет и то, что он должен сделать (что его заставляют делать родители, учителя, преподаватели). Затем проводится анализ. Анализ включает в себя подсчет разницы в количестве того, чего хочет и чего должен подросток. Фиксирование внимания на том или ином поступке вопросами о том, кто может говорить ему о том, что он "должен делать", кому он "должен", можно ли поменять "должен" на "хочу" и что можно для этого сделать.
Выигрыш - проигрыш.
Анализ проблемы, чувства или поступка с позиции выигрыша и проигрыша. Помочь увидеть новый взгляд на ситуацию, что плохого и хорошего может извлечь из ситуации подросток.
Построение идеальных отношений.
Предлагается попробовать представить или описать идеальные отношения. И фиксация внимания на то, что может сделать подросток, чтобы можно было прейти к ним.
Коллаж из достоинств.
Эта техника используется тогда, когда подросток не верит в себя или не видит в себе хорошее. Ему предлагается ответить на вопрос "Что вы умеете делать лучше всех в классе, группе, другом коллективе товарищей?". Потом попытаться анализировать, что подросток для этого делает, для чего он научился этому, кому это было нужно, ему или родителям. Найти зацепку в жизни подростка.
Если бы я не был…
Эта техника используется при конфликте "хочу" и "должен", проигрывание ситуации, если бы она была наоборот. Выявляются модели поведения, проигрывание ситуации в воображении как может развиться ситуация, ее возможный конец. При помощи этой техники можно узнать возможности и перспективы подростка.
Самое хорошее и плохое.
Подростку предлагается вспомнить несколько плохих и хороших событий, которые произошли с ним за последнее время (день, неделя, месяц, год). Потом нужно проанализировать, благодаря чему или кому произошли эти события, что бы он понял, насколько он берет на себя ответственность за то, что происходит.
Карта конфликта.