Естественно также, что в различных
типах воспитательных организаций
и в конкретных организациях
объем и соотношение отдельных
составляющих (организации социального
опыта, образования и индивидуальной
помощи) существенно различны. Различия
зависят как от типа организации, так и
главным образом от ценностных устремлений,
установок и имплицитных концепций воспитания,
которые реализуют в своей деятельности
работающие в них педагоги. Последнее,
в частности, определяет то, какое взаимодействие
реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие
в процессе социального воспитания представляет
собой обмен между его субъектами информацией,
типами и способами деятельности и общения,
ценностными ориентациями, социальными
установками, отбор и усвоение которых
имеет избирательный характер. Такое взаимодействие
в значительной мере социально дифференцированно,
индивидуализировано и вариативно, поскольку
конкретные участники взаимодействия,
являясь членами определенных этнических,
социальных и социально-психологических
групп, более или менее осознанно и целенаправленно
реализуют во взаимоотношениях друг с
другом тот тип социального поведения,
который одобряется в этих группах и имеет
свою специфику.
В целом взаимодействие - диалог
воспитателей и воспитуемых, а
также воспитуемых между собой,
содержание, характер и воспитательная
эффективность которого определяются
тем, какие личности в нем
участвуют, в какой мере они
сами ощущают себя личностями
и видят личность в каждом,
с кем общаются.
Осуществляемое в процессе взаимодействия
социальное воспитание создает
более или менее благоприятные
условия и возможности для
овладения человеком позитивными
социальными, духовными и эмоциональными
ценностями, а также для его
самопознания, самоопределения, самореализации,
а в целом - для приобретения
опыта адаптации и обособления
в обществе.
Коллектив
Организационно социальное воспитание
осуществляется в воспитательной
организации через коллективы.
В наиболее общем виде коллектив
можно определить как формализованную
контактную группу людей, функционирующую
в рамках той или иной организации.
В воспитательной организации
создаются первичные коллективы
(классы, кружки, секции, клубы и т.п.),
совокупность которых образует
вторичный коллектив, охватывающий
всех членов организации.
Коллектив функционирует в определенной
среде в ряду и во взаимодействии
с другими объединениями, в
которые входят его члены, что
определяет его открытость по
отношению к окружающей действительности.
В то же время коллектив,
будучи организационно оформленной
общностью людей, в определенной
мере функционирует независимо
от окружающей среды, что делает
его относительно автономным.
Коллектив как автономная система
обладает комплексом тех или
иных норм и ценностей. По
источникам, учитывая, что коллектив
в то же время является открытой
системой, они разделяются на
три слоя. Первый - нормы и ценности,
одобряемые и культивируемые
обществом, которые целенаправленно
вносятся в коллектив его руководителями.
Второй - нормы и ценности, специфические
для общества, социальных, профессиональных,
возрастных групп, не совпадающие
с первыми. Третий - нормы и
ценности, носителями которых являются
дети, подростки, юноши, входящие
в коллектив.
В процессе функционирования
коллектива все три слоя норм
и ценностей превращаются в
своеобразный сплав, характеризующий
поле его интеллектуально-морального
напряжения (термин А.Т. Куракина).
Это поле, специфическое для конкретного
коллектива, определяет его автономность
и влияние на своих членов.
Поле интеллектуально-морального
напряжения коллектива не однородный
сплав. Оно распадается, как
минимум, на два сектора. Один
- ценности и нормы, обязательные для всех
членов коллектива, которые регламентируют
коллективно значимое поведение личности.
Другой - те нормы и ценности, которые,
в принципе не противореча первым, предоставляют
отдельным микрогруппам и членам коллектива
возможности для некоторой самобытности
в поведении. Характер норм и ценностей
определяет направленность влияния коллектива
на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной
ориентации личности.
В любом коллективе складываются
две структуры отношений -формализованная
и неформализованная.
Формализованная структура коллектива
создается его руководителями
для того, чтобы организационно
оформить коллектив и сделать
его способным решать стоящие
перед ним задачи. Формализованная
структура отражает деловые отношения
между всеми членами коллектива и отношения
управления, которые складываются между
руководителями, функционерами органов
самоуправления и остальными членами
коллектива.
Неформализованная структура коллектива
отражает неофициальные отношения
его членов и имеет два слоя:
межличностные отношения всех
членов коллектива и сетку
избирательных отношений приятельства
и дружбы.
Характер отношений в коллективе
определяется полем интеллектуально-морального
напряжения и в чистом виде
может быть гуманистическим, просоциальным,
асоциальным, а на практике обычно представляет
собой различные их сочетания в различных
соотношениях. Отношения, складывающиеся
в коллективе, существенно влияют на возможности
развития и духовно-ценностной ориентации
его членов.
Жизнедеятельность коллектива можно
рассматривать как процесс проигрывания
его членами определенной социальной
роли. При этом надо различать
два аспекта в проигрывании
роли: социальный и психологический.
Социальный аспект включает в себя
те ролевые ожидания и предписания, которые
диктуются содержанием и формами организации
жизнедеятельности коллектива и несоблюдение
которых ведет к социальным последствиям
(негативным санкциям). Психологический
аспект - это субъективная трактовка членом
коллектива своей роли, которая может
не совпадать с социальными ожиданиями
и предписаниями. Это несовпадение, если
оно проявляется в жизнедеятельности,
может вызвать негативные санкции, а если
не проявляется, может вести к внутреннему
напряжению, фрустрации. В оптимальном
варианте это несовпадение становится
основой импровизации в исполнении роли,
проявления творческой индивидуальности
человека (человек находит нетривиальные
способы исполнения роли члена коллектива,
т. е. проявляет креативность).
Жизнедеятельность коллектива, будучи
процессом проигрывания социальной
роли его членами, становится
базой накопления ими социального
опыта, ареной самореализации и самоутверждения,
т.е. создает возможности для становления
человека. Известный отечественный педагог
Е. А. Аркин писал: «...когда ребенок погружается
в поток коллективной жизни, тогда всплывают
такие стороны детской индивидуальности,
которые при всевозможных других условиях
не могут проявиться или быть обнаружены.
В коллективе, достойном своего имени,
ребенок не растворяется, а, наоборот,
находит условия для выявления и расцвета
своих лучших сторон».
Религиозные
организации и
религиозное воспитание
Социализирующие
функции религиозных
организаций
Религия как один из социальных
институтов традиционно играла
большую роль в жизни различных
обществ. В социализации человека
религия и религиозные организации
(общности верующих при молитвенных
центрах) были важнейшим - после
семьи - фактором.
В процессе секуляризации, т.
е. освобождения общества от
влияния религии, значение религии
падало и в жизни общества,
и в социализации. Тем не менее
в современном мире ее роль, во-первых,
остается важной, во-вторых, она различна
в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания),
в-третьих, в ряде стран ее влияние стало
опять расти.
Все эти процессы хорошо видны
на примере России, где представлены
все четыре великие мировые
религии - христианство, мусульманство,
буддизм, иудаизм - и многие их
разновидности (всего более шестидесяти
вероисповеданий различного направления).
Социализирующее влияние религиозных
организаций испытывают на себе как верующие,
так и члены их семей. Кроме того, различные
конфессии ведут активную работу по привлечению
в свои ряды новых верующих.
Социализация в религиозных организациях
осуществляется под воздействием
практически всех механизмов
социализации. Другое дело, что в
зависимости от конфессии, к
которой принадлежит та или
иная организация, роль механизмов
и их соотношение различны. Так, в приходах
русской православной церкви ведущими
механизмами можно считать традиционный
и институциональный. В ряде сектантских
организаций - институциональный и стилизованный,
а в организациях ряда восточных конфессий
- институциональный и рефлексивный.
В процессе социализации верующих
религиозные организации реализуют
ряд функций.
Ценностно-ориентационная функция религиозных
организаций проявляется в том, что они
предлагают своим членам и стремятся сформировать
у них определенную систему верований
(веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное
отношение к религиозным ценностям и нормам.
Это осуществляется как в процессе культовых
действий (богослужения в храме, молитвы
и др.), так и в различных формах религиозного
просвещения.
Регулятивная функция проявляется
в том, что религиозные организации
культивируют среди своих членов
поведение, соответствующее религиозным
нормам. Это осуществляется в
процессе коллективных культовых
действий и всей жизнедеятельности
организаций, а также через
различные формы контроля (в одних
конфессиях более, в других - менее
жесткого) за соответствием жизни
верующих религиозным нормам.
Коммуникативная функция реализуется
в создании условий для общения
верующих, в определенных формах
его организации, а также в
культивировании норм общения,
соответствующих веро-учитедьным принципам
конкретной религии.
Милосердная функция религиозных
организаций реализуется в многообразных
сферах и формах деятельности
милосердия и благотворительности
как в рамках самих организаций, так и
за их пределами, благодаря чему члены
организации приобретают специфический
опыт.
Компенсаторная (утешительная) функция
проявляется в гармонизации духовного
мира верующих, в помощи им
в осознании своих проблем
и в духовной защите от мирских
потрясений и неприятностей.
И наконец, воспитательная функция
- религиозное воспитание человека.
Религиозное
воспитание
В процессе религиозного воспитания
верующих индивидам и группам
целенаправленно и планомерно
внушаются (индоктринируются) мировоззрение,
мироощущение, нормы отношений и поведения,
соответствующие вероучительным принципам
определенной конфессии (вероисповедания).
Религиозное воспитание осуществляется
священнослужителями, верующими агентами
социализации (родителями, родственниками,
знакомыми, членами религиозной общины
и пр.), педагогами конфессиональных учебных
заведений (как основных - средних школ,
колледжей и пр., так и дополнительных
- воскресных школ, кружков и др.), в ряде
стран - преподавателями религии в светских
учебных заведениях, различными объединениями,
в том числе детскими и юношескими, действующими
при религиозных организациях или под
их влиянием, рядом светских детских и
юношеских организаций (например, скаутов),
средствами массовой коммуникации, находящимися
под контролем религиозных организаций,
культурным наследием (литературой, искусством,
философией и пр.).
В основе религиозного воспитания
лежит феномен удвоения мира
и его сакрализации (от лат.
sacrum - священный), т. е. наделения явлений
окружающей действительности и личностного
начала человека священным содержанием,
придания особого смысла обыденным мирским
процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного
воспитания - рациональный и мистический
(Т. В. Склярова7).