Микрофакторы социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, творческая работа

Описание работы

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Содержание

Семья и домашний очаг 3
Социализирующие функции семьи 4
Семейное воспитание 7
Домашний очаг 10
Соседство и микросоциум 12
Соседство и стихийная социализация 13
Соседство и воспитание 14
Микросоциум 15
Характеристики микросоциума 15
Микросоциум и стихийная социализация 16
Создание воспитательного пространства в социуме 18
Принцип коллективности социального воспитания 21
Группы сверстников 22
Социализирующие функции группы сверстников 24
Группы сверстников и воспитание 30
Воспитательные организации и социальное воспитание 31
Функции воспитательных организаций в процессе социализации 32
Социальное воспитание 33
Коллектив 36
Религиозные организации и религиозное воспитание 39
Социализирующие функции религиозных организаций 39
Религиозное воспитание 41
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Соц. педагогика 2511 ДУ Сюльдина В.И..docx

— 82.49 Кб (Скачать)

       Одна из важнейших характеристик  - отношение старших к младшим  и к их воспитанию как к  своим безусловным жизненным  ценностям, от чего зависит  мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные  ресурсы могут дополняться в  определенные периоды привлечением  к воспитанию няни, репетиторов  и домашних учителей, гувернеров.

       Личностные ресурсы, в частности  уровень образования старших  членов семьи, их социальный  статус, ценностные ориентации, уровень  притязаний и т. п., влияют на  цели и стиль семейного воспитания.

       Цели воспитания в семье могут  быть весьма различными по  спектру, содержанию и по характеру.

       Так, спектр целей семейного  воспитания включает в себя  привитие младшим гигиенических  навыков, бытовых умений, культуры  общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства,  отрасли знания); подготовку к  определенной профессии или сфере  деятельности.

       По содержанию цели могут быть  сугубо инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов,  или дополняться определенными  духовно-ценностными составляющими.  Характер целей семейного воспитания  не обязательно соответствует  общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно  культивировать индивидуализм, жесткость,  нетерпимость и т. п.).

       Важнейшей характеристикой семейного  воспитания является его стиль,  т. е. типичные для старших  система приемов и характер  взаимодействия с младшими. В  зависимости от меры его «жесткости-мягкости»  стиль может быть определен  как авторитарный или демократический  с веером промежуточных вариантов.

       Авторитарный (властный) стиль характеризуется  стремлением старших максимально  подчинить своему влиянию младших,  пресекать их инициативу, жестко  добиваться выполнения своих  требований, полностью контролировать  их поведение, интересы и даже  желания. Это достигается с  помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

       В ряде семей это проявляется  в навязчивом стремлении полностью  контролировать не только поведение,  но и внутренний мир, мысли  и желания детей, что может  вести к острым конфликтам. Немало  отцов и матерей, которые фактически  рассматривают своих детей как  воск или глину, из которых  они стремятся «лепить личность».  Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

       При таком стиле воспитания  взаимодействие между старшими  и младшими происходит по инициативе  старших, младшие проявляют инициативу  лишь в случае необходимости  получить санкцию на какие-либо  действия. Коммуникация направлена  преимущественно или исключительно  от старших к младшим. Такой  стиль, с одной стороны, дисциплинирует  младших и формирует у них  желательные для старших установки  и навыки поведения, с другой  -может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

       Демократический стиль характеризуется  стремлением старших установить  теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем,  поощрять инициативу и самостоятельность.  Старшие, устанавливая правила  и твердо проводя их в жизнь,  не считают себя непогрешимыми  и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие  к младшим в принципе отличает  тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

       В реальности авторитарный и  демократический стили воспитания  в чистом виде встречаются  не так уж часто. Обычно в  семьях практикуются компромиссные  варианты, которые ближе к одному  или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут  реализовывать неидентичные друг  другу стили (например, отец - более  авторитарен, мать - демократична).

       Так, есть семьи, в которых  мать стремится не столько  «формировать» личность ребенка,  дисциплинировать его, сколько  помогать его индивидуальному  развитию, добиваясь эмоциональной  близости, понимания, сочувствия. В  то же время целью отца является  подготовка ребенка к жизни  через тренировку его воли, обучение  нужным и полезным умениям  (разумеется, согласно его представлениям).

       Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных и т. п. наборов; этюдников и пр.).

Домашний  очаг

 

    Эффективность реализации функций  семьи в процессе стихийной  социализации человека и в  его воспитании зависит во  многом от того, удалось ли  супругам, а потом им вместе  с детьми создать домашний  очаг.

       Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят.

       Естественно, что основным условием  превращения жилища семьи в  домашний очаг является доброжелательная  атмосфера в семье. Но она,  в свою очередь, во многом  зависит от некоторых объективных  обстоятельств.

       Так, исследования эстонского  ученого М.Хейдметса 2показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жилище, т. е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это не обязательно может быть отдельная комната, но угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, свое кресло перед телевизором и т. д. В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста 9-10 лет) не было в квартире «своего места», т.е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стимулирует стремление к взаимодействию.

       Станет ли жилище домашним очагом - зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью - шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общий просмотр телевизионных программ в одних семьях имеет совместный характер, а в других - фактически индивидуальный.

       Наконец, жилище становится домашним  очагом и воспринимается таковым  тогда, когда, с одной стороны,  жизнь семьи - «закрытая система», которую не обсуждают с посторонними, сохраняя интимность семейной  жизни и взаимоотношений, а  с другой -именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники, на которые приглашают гостей.

Соседство и микросоциум

 

О понятии «СОСЕДСТВО»

       Семью, домашний очаг, условно  говоря, можно рассматривать как  первичную территорию социализации  человека. Чисто «географически»  следующей за ними территорией  социализации можно считать ближайшее  соседское окружение и группы  сверстников. Соседство представляет  собой некую близко территориально  проживающую группу людей (в  одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных  домах). Эту общность характеризуют  межличностные связи, определенное  отношение к месту своего проживания (как к «своей» или «ничьей»  территории), порой некоторые общие  цели и совместная деятельность (забота о порядке и т. п.).

       Для взрослых соседство играет  ту или иную роль в их  жизни в зависимости от типа  и размера поселения, социально-культурного  статуса и возраста человека.

       Для детей соседство - не только  среда жизнедеятельности, но и  мощный фактор социализации.

Соседство и стихийная социализация

 

       Дети-дошкольники, младшие школьники  и, как правило, младшие подростки  довольно интенсивно общаются  с соседями-сверстниками. Для них  это общение - выход за рамки  семьи, освоение новых социальных  ролей, приобретение нового социального  опыта, ступень адаптации к  социуму.

       В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваивают новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейными нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором. Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти санкции применяются обществом сверстников.

       Чем старше становится ребенок,  тем большую роль в его социализации  играют межличностные отношения  со сверстниками. Так, пятилетний  малыш на предложение матери  заменить ему в игре отсутствующих  сверстников, решительно ответил:  «Мне надо ребенков, а ты не ребенок»3.

       Для детей соседское общение  имеет большой объективный и  субъективный смысл, ибо дает  им чувство принадлежности к  обществу сверстников, ощущение  своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрицательный эффект.

       Таким образом, интенсивные соседские  связи играют важную социализирующую  роль в детстве и отрочестве  как позитивного, так, естественно,  и негативного характера. Но  это - объективный фактор, влияние  которого зависит во многом  от соотношения с семейным  влиянием, а также с влиянием  иных жизненных обстоятельств  и факторов, социализирующих растущего  человека. В частности, большое  значение имеет то, в какие  группы сверстников входит ребенок,  подросток, юноша. В детстве  они обычно состоят из соседей,  но уже в отрочестве, а в  юности тем более, эти группы  могут весьма слабо или совсем  никак не «пересекаться» с  соседскими связями.

Соседство и воспитание

 

       Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать  характер соседского окружения  своих воспитанников, особенно  когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

       Знание особенностей соседских  отношений воспитанников позволяет  педагогам иметь в виду и  учитывать позитивные и негативные  влияния, которые оказывают на  ребят как соседи-сверстники и  старшие по возрасту ребята, так  и соседи-взрослые.

       Принятие в расчет влияния  соседства может оказаться полезным  для определения необходимости  и направления индивидуальной  помощи детям и подросткам. Кроме  того, учитывая особенности соседства,  педагоги определяют необходимость  и возможность использовать его  позитивные потенции и хотя  бы частично нивелировать и  компенсировать влияние негативных  потенций.

Информация о работе Микрофакторы социализации