Влияние группы на самоопределение
может проявляться по-разному.
Так, член группы, встречая понимание
со стороны приятелей, друзей,
может укрепляться в своих
интересах, склонностях. Обогащая
друг друга различными сведениями,
члены группы могут дать толчок для возникновения
у одного из них интереса к той сфере, которая
раньше не привлекала его внимания. Но
в то же время общение в группе может разрушать,
гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят
интересы, склонности.
В группе растущий человек
получает действительную или
иллюзорную (что чаще всего не
осознается) возможность реализовать
себя и сущностно, и внешне. Сущностно
- потому что в компании сверстников он
ощущает себя равным, принятым, а стало
быть, ценным. Это крайне важное ощущение,
без которого трудно расставаться с детством,
рвать эмоциональную пуповину, связывающую
с родителями. Оно, это ощущение, позволяет
считать себя на каждом возрастном этапе
«уже выросшим».
В то же время в группах
сверстников идет и внешняя
реализация себя, она проявляется
в стремлении быть таким, как
все, соответствовать стандартам
моды, поведения. Уже младшего
подростка начинает одолевать
смутное беспокойство: «Такой ли
я, как все?». Чем старше он
становится, тем неотвязнее это
сомнение. Наличие компании помогает
убедиться в том, что с этим
все в порядке. (Другое дело, что
уже в старшем подростковом возрасте параллельно
возникает другое беспокойство: «Неужели
я такой, как все?».) В-шестых, группа представляет
собой специфическую социальную организацию,
которая воспринимается ее членами как
«экологическая ниша» (в этой функции
как бы суммируются все предыдущие, но
в новом качестве).
В неформальных группах не
требуется соблюдать правила
поведения, необходимые в отношениях
со взрослыми, в них можно быть самим собой
(так, во всяком случае, считается). На самом
деле это не совсем так, а нередко и совсем
не так: в этих группах тоже надо придерживаться
определенных норм, нередко еще более
жестких, чем в общении со взрослыми.
Само наличие группы помогает
ощутить свою нужность кому-то,
уверенность в себе и в своих
силах. Группа - источник высокого
самоуважения, ибо от нее ждут
(и часто получают) высокую оценку
своих качеств, поступков, личности
в целом, что намного важнее оценок всех
остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей,
хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает
свою жизнь неполной, себя - неудачником,
свои возможности - нереализованными.
Все выделенные социализирующие
функции группы сверстников реализуются
по-разному и по степени эффективности,
и по содержательной направленности
в зависимости: от пола и
возраста членов группы и их
индивидуальных особенностей; от
направленности группы и других
ее характеристик, о которых
шла речь выше; от этнических,
региональных и социокультурных
условий, в которых существует
группа.
Группы
сверстников и
воспитание
Педагогам
необходимо знать основные характеристики
группы сверстников, в силу, как минимум,
трех обстоятельств.
Во-первых, социальное воспитание
осуществляется в воспитательных
организациях, которые состоят из
первичных коллективов -класса в
школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка
или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет
собой формализованную группу сверстников.
Эффективно работать с коллективом можно
только учитывая и используя свойственные
группе характеристики.
Во-вторых, в каждом коллективе
образуются неформальные приятельские
и дружеские группы. Знать их, учитывать
их особенности (состав, лидеров, направленность
и др.) педагогам важно как для того, чтобы
использовать эти особенности, организуя
быт и жизнедеятельность коллектива и
воспитательной организации, так и для
того, чтобы в процессе социального воспитания
пытаться влиять на те или иные группы,
на положение тех или иных воспитанников
в системе межличностных отношений коллектива.
В-третьих, эффективное социальное
воспитание возможно лишь в
том случае, если педагоги имеют
представление о тех группах,
в которые входят их воспитанники
за пределами воспитательной организации,
учитывают их особенности и при необходимости
стремятся в некоторой степени влиять
на эти группы. Если же речь идет об асоциальных
и антисоциальных группах, то перед педагогом
встает задача, как минимум, помочь своему
воспитаннику выйти из подобной группы,
помочь ему найти позитивную группу приятелей
или друзей.
Воспитательные
организации и
социальное воспитание
О
понятии "воспитательная
организация"
Воспитательные организации - одна
из разновидностей социальных
организаций, в которых наличествуют
фиксированное членство, а также
системы власти, социальных ролей
и формальных позитивных и
негативных санкций.
Воспитательные организации - специально
создаваемые государственные и
негосударственные организации,
основной задачей которых является
социальное воспитание определенных
возрастных групп населения.
Воспитательные организации могут
быть охарактеризованы по ряду
относительно автономных параметров.
По принципу вхождения человека
в воспитательную организацию
можно выделить обязательные (школы),
добровольные (клубы, детские и
юношеские объединения и др.),
принудительные (спецучреждения для детей
с антисоциальным поведением, психическими
и иными аномалиями).
По юридическому статусу воспитательные
организации могут быть государственными,
общественными, коммерческими, конфессиональными,
частными.
По ведомственной принадлежности - это
организации Министерства образования,
других министерств (здравоохранения,
обороны, труда и социальной защиты и т.
д.), профсоюзов, спортивных союзов; по
уровню подчиненности - федеральные, региональные,
муниципальные.
По степени открытости-закрытости:
открытые (школы), интернатные, закрытые
(спецучреждения).
По длительности функционирования
- постоянные и временные (например,
функционирующие во время каникул).
По половозрастному составу: однополые,
одновозрастные, разнополые, разновозрастные.
У всех воспитательных организаций
общая задача - воспитание человека,
но решается она каждой из
них несколько по-разному, и
роль их не только не одинакова,
но и не равна.
Через систему воспитательных
организаций общество и государство
стремятся обеспечить равные
возможности, с одной стороны,
для воспитания всего подрастающего
поколения, а с другой стороны
- для реализации каждым своих
позитивных потребностей, способностей
и интересов.
Функции
воспитательных организаций
в процессе социализации
В процессе социализации детей,
подростков, юношей воспитательные организации
играют двоякую роль.
С одной стороны, именно в
них осуществляется социальное
воспитание как относительно
социально контролируемая социализация.
С другой стороны, они, как
всякие человеческие общности, влияют
на своих членов стихийно в
процессе взаимодействия членов
организации. И это влияние
по своему характеру не совпадает
с ценностями и нормами, культивируемыми
в процессе социального воспитания.
Основными функциями воспитательных
организаций в процессе социализации
можно считать следующие: приобщение
человека к культуре общества;
создание условий для индивидуального
развития и духовно-ценностной
ориентации; автономизация подрастающих
поколений от взрослых; дифференциация
воспитуемых в соответствии с
их личностными ресурсами применительно
к реальной социально-профессиональной
структуре общества.
В процессе стихийной социализации
воспитательная организация как
всякая социально-психологическая
общность влияет на входящих
в нее людей в ходе реальной
практики взаимодействия ее членов,
которая по своему содержанию,
стилю и характеру не идентична,
а порой существенно расходится
с декларируемыми устремлениями
воспитателей. Знания и опыт реальной
жизни, которые при этом стихийно
получают воспитуемые, в большой
своей части оказываются «непрактичными»
для взаимодействия в воспитательной
организации с точки зрения
ее основной функции - воспитания,
но помогают адаптироваться в
жизни общества. На процесс самоизменения
своих членов воспитательная организация
влияет в зависимости от ее быта, содержания
и форм организации жизнедеятельности
и взаимодействия, которые создают более
или менее благоприятные возможности
для развития человека, удовлетворения
им своих позитивных потребностей, способностей
и интересов. В то же время практика реальной
жизни организации влияет на вектор самоизменения
(просоциальный, асоциальный, антисоциальный).
В относительно социально контролируемой
социализации воспитательные организации
играют ведущую роль, ибо именно
в них человек в большей
или меньшей мере приобретает институциализированные
знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуществляется
социальное воспитание.
Социальное
воспитание
Социальное
воспитание можно рассматривать
как процесс относительно социально
контролируемой социализации, осуществляемый
в специально созданных воспитательных
организациях, который помогает развить
возможности человека, включающие его
способности, знания, образцы поведения,
ценности, отношения, позитивно ценные
для общества, в котором он живет.
Иными словами, социальное воспитание
представляет собой взращивание
человека в процессе планомерного
создания условий для целенаправленного
позитивного развития и духовно-ценностной
ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия
индивидуальных и групповых (коллективов)
субъектов в трех взаимосвязанных и в
то же время относительно автономных по
содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия
процессах: организации социального опыта
детей, подростков, юношей, их образования
и индивидуальной помощи им. Организация
социального опыта осуществляется через
организацию быта и жизнедеятельности
формализованных групп (коллективов),
организацию взаимодействия членов организации,
а также обучение ему, стимулирование
самодеятельности в формализованных группах
и влияние на неформальные микрогруппы.
Социальный опыт - в широком смысле
- единство различного рода умений
и навыков, знаний и способов
мышления, норм и стереотипов
поведения, интериоризированных ценностных
установок, запечатленных ощущений и переживаний,
опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации
и обособления, а также самопознания, самоопределения,
самореализации и самоутверждения.
Образование включает в себя: систематическое
обучение (формальное образование, как
основное, так и дополнительное); просвещение,
т. е. пропаганду и распространение культуры
(неформальное образование); стимулирование
самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется
в процессе: содействия человеку
в решении проблем; создания
специальных ситуаций в жизнедеятельности
воспитательных организаций для
его позитивного самораскрытия,
а также повышения статуса,
самоуважения и т.д.; стимулирования
саморазвития.
Индивидуальная помощь - это сознательная
попытка содействовать человеку в приобретении
знаний, установок и навыков, необходимых
для удовлетворения своих позитивных
потребностей и интересов и удовлетворения
аналогичных потребностей других людей,
в осознании человеком своих ценностей,
установок и умений, в развитии самосознания,
в самоопределении, самореализации и самоутверждении,
в развитии понимания и восприимчивости
по отношению к себе и к другим, к социальным
проблемам, в развитии чувства причастности
к семье, группе, социуму, в выработке стратегий
адаптации и обособления в социуме.
Естественно, что мера систематичности,
интенсивности, характер, содержание,
формы и способы организации
социального опыта, образования
и индивидуальной помощи непосредственно
зависят от возраста и пола
воспитуемых, а также в определенной
мере от их этноконфессиональной
и социально-культурной принадлежности.