Микрофакторы социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, творческая работа

Описание работы

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Содержание

Семья и домашний очаг 3
Социализирующие функции семьи 4
Семейное воспитание 7
Домашний очаг 10
Соседство и микросоциум 12
Соседство и стихийная социализация 13
Соседство и воспитание 14
Микросоциум 15
Характеристики микросоциума 15
Микросоциум и стихийная социализация 16
Создание воспитательного пространства в социуме 18
Принцип коллективности социального воспитания 21
Группы сверстников 22
Социализирующие функции группы сверстников 24
Группы сверстников и воспитание 30
Воспитательные организации и социальное воспитание 31
Функции воспитательных организаций в процессе социализации 32
Социальное воспитание 33
Коллектив 36
Религиозные организации и религиозное воспитание 39
Социализирующие функции религиозных организаций 39
Религиозное воспитание 41
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Соц. педагогика 2511 ДУ Сюльдина В.И..docx

— 82.49 Кб (Скачать)

       Влияние группы на самоопределение  может проявляться по-разному.  Так, член группы, встречая понимание  со стороны приятелей, друзей, может укрепляться в своих  интересах, склонностях. Обогащая  друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят интересы, склонности.

       В группе растущий человек  получает действительную или  иллюзорную (что чаще всего не  осознается) возможность реализовать  себя и сущностно, и внешне. Сущностно - потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».

       В то же время в группах  сверстников идет и внешняя  реализация себя, она проявляется  в стремлении быть таким, как  все, соответствовать стандартам  моды, поведения. Уже младшего  подростка начинает одолевать  смутное беспокойство: «Такой ли  я, как все?». Чем старше он  становится, тем неотвязнее это  сомнение. Наличие компании помогает  убедиться в том, что с этим  все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно возникает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?».) В-шестых, группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как «экологическая ниша» (в этой функции как бы суммируются все предыдущие, но в новом качестве).

       В неформальных группах не  требуется соблюдать правила  поведения, необходимые в отношениях  со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в общении со взрослыми.

       Само наличие группы помогает  ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и в своих  силах. Группа - источник высокого  самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку  своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя - неудачником, свои возможности - нереализованными.

       Все выделенные социализирующие  функции группы сверстников реализуются  по-разному и по степени эффективности,  и по содержательной направленности  в зависимости: от пола и  возраста членов группы и их  индивидуальных особенностей; от  направленности группы и других  ее характеристик, о которых  шла речь выше; от этнических, региональных и социокультурных  условий, в которых существует  группа.

Группы  сверстников и  воспитание

 

     Педагогам необходимо знать основные характеристики группы сверстников, в силу, как минимум, трех обстоятельств.

       Во-первых, социальное воспитание  осуществляется в воспитательных  организациях, которые состоят из  первичных коллективов -класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Эффективно работать с коллективом можно только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

       Во-вторых, в каждом коллективе  образуются неформальные приятельские  и дружеские группы. Знать их, учитывать их особенности (состав, лидеров, направленность и др.) педагогам важно как для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в процессе социального воспитания пытаться влиять на те или иные группы, на положение тех или иных воспитанников в системе межличностных отношений коллектива.

       В-третьих, эффективное социальное  воспитание возможно лишь в  том случае, если педагоги имеют  представление о тех группах,  в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации, учитывают их особенности и при необходимости стремятся в некоторой степени влиять на эти группы. Если же речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педагогом встает задача, как минимум, помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, помочь ему найти позитивную группу приятелей или друзей.

Воспитательные  организации и  социальное воспитание

 

  О понятии "воспитательная организация"

       Воспитательные организации - одна  из разновидностей социальных  организаций, в которых наличествуют  фиксированное членство, а также  системы власти, социальных ролей  и формальных позитивных и  негативных санкций.

       Воспитательные организации - специально  создаваемые государственные и  негосударственные организации,  основной задачей которых является  социальное воспитание определенных  возрастных групп населения.

       Воспитательные организации могут  быть охарактеризованы по ряду  относительно автономных параметров.

       По принципу вхождения человека  в воспитательную организацию  можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и  юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями).

       По юридическому статусу воспитательные  организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, конфессиональными,  частными.

       По ведомственной принадлежности - это организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т. д.), профсоюзов, спортивных союзов; по уровню подчиненности - федеральные, региональные, муниципальные.

       По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения).

       По длительности функционирования - постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул).

       По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

       У всех воспитательных организаций  общая задача - воспитание человека, но решается она каждой из  них несколько по-разному, и  роль их не только не одинакова,  но и не равна.

       Через систему воспитательных  организаций общество и государство  стремятся обеспечить равные  возможности, с одной стороны,  для воспитания всего подрастающего  поколения, а с другой стороны  - для реализации каждым своих  позитивных потребностей, способностей  и интересов.

Функции воспитательных организаций  в процессе социализации

 

       В процессе социализации детей,  подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.

       С одной стороны, именно в  них осуществляется социальное  воспитание как относительно  социально контролируемая социализация. С другой стороны, они, как  всякие человеческие общности, влияют  на своих членов стихийно в  процессе взаимодействия членов  организации. И это влияние  по своему характеру не совпадает  с ценностями и нормами, культивируемыми  в процессе социального воспитания.

       Основными функциями воспитательных  организаций в процессе социализации  можно считать следующие: приобщение  человека к культуре общества; создание условий для индивидуального  развития и духовно-ценностной  ориентации; автономизация подрастающих  поколений от взрослых; дифференциация  воспитуемых в соответствии с  их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

       В процессе стихийной социализации  воспитательная организация как  всякая социально-психологическая  общность влияет на входящих  в нее людей в ходе реальной  практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична,  а порой существенно расходится  с декларируемыми устремлениями  воспитателей. Знания и опыт реальной  жизни, которые при этом стихийно  получают воспитуемые, в большой  своей части оказываются «непрактичными»  для взаимодействия в воспитательной  организации с точки зрения  ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в  жизни общества. На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный).

       В относительно социально контролируемой  социализации воспитательные организации  играют ведущую роль, ибо именно  в них человек в большей  или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Социальное  воспитание

 

  Социальное  воспитание можно рассматривать  как процесс относительно социально  контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить  возможности человека, включающие его  способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

       Иными словами, социальное воспитание  представляет собой взращивание  человека в процессе планомерного  создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

       Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов), организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему, стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

       Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений  и навыков, знаний и способов  мышления, норм и стереотипов  поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

       Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

       Индивидуальная помощь реализуется  в процессе: содействия человеку  в решении проблем; создания  специальных ситуаций в жизнедеятельности  воспитательных организаций для  его позитивного самораскрытия,  а также повышения статуса,  самоуважения и т.д.; стимулирования  саморазвития.

       Индивидуальная помощь - это сознательная попытка содействовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей, в осознании человеком своих ценностей, установок и умений, в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму, в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.

       Естественно, что мера систематичности,  интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации  социального опыта, образования  и индивидуальной помощи непосредственно  зависят от возраста и пола  воспитуемых, а также в определенной  мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.

Информация о работе Микрофакторы социализации