Идея о том, что коллектив
- важнейшее средство воспитания,
появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась
отечественной педагогикой начиная с
середины XIX в. Реалии жизни современного
общества и перспективы его развития,
проблемы социализации человека и его
вхождения в меняющийся мир позволяют
считать принцип коллективности одним
из организационных оснований социального
воспитания.
Современная трактовка принципа коллективности
предполагает, что социальное воспитание,
осуществляясь в коллективах различного
типа, дает растущему человеку опыт жизни
в обществе, опыт взаимодействия с окружающими,
может создавать условия для позитивно
направленных самопознания, самоопределения,
самореализации и самоутверждения, а в
целом - для приобретения опыта адаптации
и обособления в обществе.
Группы
сверстников
Характеристика
группы сверстников
Группа сверстников - это объединение
не обязательно одногодков. В
нее могут входить ребята, хотя
и различающиеся по возрасту
на несколько лет, но объединенные
системой отношений, определенными общими
ценностями или ситуативными интересами
и отделяющие себя от других сверстников
какими-либо признаками обособления, т.
е. обладающие «Мы»-чувством.
Количественные границы группы сверстников
- от двух-трех до пяти членов - в дружеских
группах, в приятельских - до семи-девяти,
в асоциальных и антисоциальных - до двух
десятков, а в формальных (в классе, в кружке
и т.д.) - до тридцати-сорока членов.
Группы сверстников образуются
чаще всего на основании пространственной
близости их членов; совпадения
индивидуальных интересов; наличия
ситуации, угрожающей личному благополучию
(в том числе в новом коллективе);
наличия формальной организации
(класс, отряд скаутов и др.).
В группе складываются межличностные
отношения - субъективно переживаемые
отношения между ее членами.
Они объективно проявляются в
характере и способах взаимодействия
членов группы, а также в распределении
ролей в группе.
Во-первых, выделяется лидер. Ни
одной группы, не имеющей лидера,
в экспериментальных исследованиях
не выявлено. Может быть несколько
лидеров: деловой, эмоциональный,
интеллектуальный. Другие роли - фаворит
лидера, шестерка и др. В группе может быть
роль «козла отпущения». Ему достается
за все и за всех. Возникает вопрос: почему
он остается в группе? Человеку без группы
бывает туго, а потом он, как правило, -
«внутригрупповой козел», другим группам
его трогать не позволяют.
Ну и, наконец, бывает, что в
группе существует роль «паршивой
овцы». Такого человека никто
всерьез не принимает, и его
могут даже не защитить, он
просто ходит за группой, а
его не просто терпят, но и
третируют как угодно. Однако
неоднократно фиксировалось, что
когда такая «паршивая овца»
вдруг уходила из группы, последняя
распадалась. Аналогичные ситуации
фиксировались и с «козлом
отпущения», потому что, как это
ни странно, но цементировали
группу именно эти «козел отпущения»
и «паршивая овца» (речь идет
о неформальных группах).
Характеристика состава групп
сверстников включает такие признаки,
как возраст (школьный класс
- одновозрастный, стихийные группы - часто
разновозрастные), пол (группы младших
подростков чаще однополые, а юношей -
смешанные), социальный состав (только
школьники, только учащиеся ПТУ, те и другие
плюс кто-то еще).
Группы сверстников можно классифицировать
по нескольким автономным параметрам
(И. С. Кон6).
По юридическому статусу и
месту в социальной системе
группы сверстников делятся на
официальные, т.е. признанные обществом,
связанные с какими-либо государственными
или общественными организациями, имеющие
некоторую организационную структуру
и членство, и неофициальные, существующие
как бы сами по себе.
По социально-психологическому статусу
они делятся на группы
принадлежности, в которых человек состоит
реально (школьный класс, спортивная секция,
клуб или дружеская компания), и референтные
группы, к которым человек не принадлежит,
но на которые мысленно ориентируется
и с мнением которых соотносит свое поведение
и самооценку.
По степени стабильности, длительности
своего существования группы
могут быть постоянными,
временными, ситуативными.
По пространственной локализации
они могут быть дворовыми,
квартальными, функционировать в рамках
какого-либо учреждения (школа, клуб, бар).
По типу лидерства и (или)
руководства они могут быть
демократическими
или авторитарными.
По ценностной направленности группы
могут быть просоциальными
(социально положительными), асоциальными
(социально нейтральными) и антисоциальными.
Социализирующие
функции группы сверстников
В последние десятилетия группы
сверстников стали одним из
решающих микрофакторов социализации
подрастающих поколений. Их роль значительно
возросла по сравнению с предыдущими эпохами,
чему способствовал ряд обстоятельств.
Урбанизация ведет к тому, что
все большее число детей, подростков,
юношей живет в городах, где
имеет возможность общаться с
большим числом сверстников; это
общение, как правило, неподконтрольно
взрослым. Превращение большой семьи
в малую, рост числа однодетных
и неполных семей, дезорганизация
семьи повысили необходимость
для детей искать общение вне
дома как своеобразную компенсацию
дефицита эмоциональных контактов
в семье. Всеобщее среднее образование,
общедоступный источник знаний -
средства массовой коммуникации
привели к тому, что подрастающие
поколения стали более однородными
по среднему уровню образованности
и вообще культурного развития.
На консолидацию подростков и
юношей в группах сверстников
существенно влияет мода, которая
задает эталоны не только одежды
и причесок, но и всего стиля
жизни.
Дети, подростки и юноши одновременно
входят в несколько групп -
формализованных и неформальных,
общение в которых может иметь
существенные различия. Формализованные
группы (класс, учебная группа
ПТУ, спорт-секция и др.) могут
играть весьма различную роль
в социализации детей, подростков
и юношей в зависимости от
содержания жизнедеятельности, характера
сложившихся в них взаимоотношений,
а также степени значимости
для их членов.
Неформальные группы влияют на
социализацию детей, подростков,
юношей в зависимости от их
состава, направленности, стиля лидерства,
а главное - от меры значимости
для того или иного их члена.
В группах сверстников социализация
происходит главным образом благодаря
действию таких механизмов, как
стилизованный и межличностный,
но немалую роль могут играть
традиционный и рефлексивный
механизмы и механизм экзистенциального
нажима. Имея определенную возрастную
и социально-культурную специфику, функции
группы сверстников в процессе социализации
тем не менее универсальны.
Bo-первых, группа приобщает своих членов
к культуре данного общества, научая поведению,
соответствующему этнической, религиозной,
региональной, социальной принадлежности
членов группы.
В процессе общения со сверстниками
у ребенка, а особенно у подростка
и юноши, складываются определенные
взгляды, им усваиваются те
или иные нормы и ценности.
Это происходит вследствие идентификации
(отождествления) себя с группой
и некритического восприятия
доминирующих в ней взглядов,
отношений, норм.
Если группа подвергает сомнению
важность или достоверность каких-либо
сведений, даже полученных одним
из ее членов из компетентного
источника, то очень часто он
может согласиться с точкой
зрения группы. В результате даже
сведения, источником которых является
учебно-воспитательный процесс и
средства массовой коммуникации,
воспринимаются и усваиваются
ребятами не в «чистом», а в
той или иной степени трансформированном
виде. Так, по зарубежным данным,
независимо от социального происхождения,
расы, религии, наличия или отсутствия
в школе курса полового воспитания
90% школьников наиболее достоверной
информацией о различиях полов
и сексуальности считают ту, которая
получена ими от друзей. Это
тем более существенно, так
как сверстники учат сверстников
многим нормам жизни и общения,
которые скрывают от них взрослые,
компенсируя тем самым «пробелы»
в познании жизни.
Во-вторых, в группе сверстников
осуществляется научение поло-ролевому
поведению. Это происходит через
предъявление образцов поведения,
ожидаемых от мальчиков и девочек,
юношей и девушек, приличествующих
с точки зрения сверстников
в том или ином возрасте, а
также с помощью негативных
санкций по отношению к неодобряемому
полоролевому поведению.
В детстве, отрочестве, юности
идет интенсивный процесс становления
мужественности и женственности
как характеристик личности и
ее поведения. И становление
это во многом зависит от
реального общения со сверстниками
своего и противоположного пола,
от того опыта, который ребята
из него выносят. Быть увлеченным,
интересоваться лицами другого
пола - с одной стороны, в этом
раскрывается предвкушение еще
не наступившей взрослости. А
с другой стороны, к этому
побуждают товарищи. Нормы, господствующие
в среде старших подростков
и старшеклассников, например, предписывают
необходимость общения с лицами
другого пола, считают его высокопрестижным.
Поэтому даже когда семиклассники или
десятиклассники и не стремятся к такому
общению субъективно, они вынуждены его
искать, нередко просто выдумывать его,
чтобы «соответствовать». Причем эта тенденция
захватывает все более младшие возрастные
группы.
Общение со сверстниками своего
пола существенно влияет на
общение с лицами противоположного
пола и оказывается очень важным
для психосексуального развития вообще
и для эмоционального восприятия сферы
сексуальных отношений в частности. Разговоры
с приятелями и друзьями (часто довольно
грубые) помогают ребенку, подростку, юноше
адаптироваться к тем изменениям, которые
происходят в его организме и физическом
облике, освоить и изжить в определенной
мере те волнующие переживания, которые
связаны с пробуждающейся сексуальностью.
Невозможность выразить свои эмоциональные
переживания, связанные с психосексуальным
развитием, нередко приводит к тяжелым
душевным переживаниям и травмам, особенно
в старшем подростковом и раннем юношеском
возрастах.
В-третьих, группа сверстников
играет важную роль в процессе
автономизации детей и особенно
подростков и юношей от взрослых
вообще и от родительского
влияния в частности.
В-четвертых, группа помогает
своим членам достичь автономии
от общества сверстников и
от возрастной субкультуры.
Приятельские и дружеские группы, стремясь
соответствовать эталонам общества сверстников
в одежде, стиле поведения, в то же время
могут тщательно оберегать свою автономию,
ограничивая возможности присоединения
к группе другим ребятам и подчеркивая
непохожесть своей компании на другие
(свои секреты, условные слова, способы
времяпрепровождения, маршруты прогулок,
особые элементы одежды, свои музыкальные
и иные увлечения и т. д.).
Важность этой функции группы
сверстников подчеркивает И. С.
Кон: «...неокрепшее, диффузное "Я"
нуждается в сильном "МЫ",
которое, в свою очередь, утверждается
в противоположность каким-то "ОНИ"».
В-пятых, группа сверстников создает
благоприятные или неблагоприятные
условия, стимулирует или тормозит
решение детьми, подростками, юношами
возрастных задач - развития самосознания,
самоопределения, самореализации
и самоутверждения, - определяет
содержательную сторону решений
этих задач.
Отношения в группе играют
большую роль в формировании
образа «Я» ребенка, подростка,
юноши. Если младший школьник,
соотнося себя со сверстниками,
отчасти еще ориентируется на
те оценки, которые дает ему и его товарищам
учитель, то подросток в первую очередь
соотносит себя с группой сверстников,
учитывая то, насколько ее члены одобряют
или не одобряют какие-либо его свойства,
проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники
же познают себя, главным образом исходя
из отношения к себе приятелей, друзей,
а также сравнивая себя с лидерами (даже
неприятными им) или с признанными «эталонами»
в группе (эрудитами, спортсменами и др.).