Микрофакторы социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, творческая работа

Описание работы

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Содержание

Семья и домашний очаг 3
Социализирующие функции семьи 4
Семейное воспитание 7
Домашний очаг 10
Соседство и микросоциум 12
Соседство и стихийная социализация 13
Соседство и воспитание 14
Микросоциум 15
Характеристики микросоциума 15
Микросоциум и стихийная социализация 16
Создание воспитательного пространства в социуме 18
Принцип коллективности социального воспитания 21
Группы сверстников 22
Социализирующие функции группы сверстников 24
Группы сверстников и воспитание 30
Воспитательные организации и социальное воспитание 31
Функции воспитательных организаций в процессе социализации 32
Социальное воспитание 33
Коллектив 36
Религиозные организации и религиозное воспитание 39
Социализирующие функции религиозных организаций 39
Религиозное воспитание 41
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Соц. педагогика 2511 ДУ Сюльдина В.И..docx

— 82.49 Кб (Скачать)

 

Микросоциум

 

  Границы микросоциума

       Определить границы микросоциума  не всегда просто. В сельских  поселениях, в поселках, в малых  городах эти границы, как правило,  совпадают с границами конкретного  поселения. В средних и крупных  городах определение границ микросоциума проблематично. Микросоциум можно ограничивать двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп).

       Условно микросоциум - это конкретное  сельское поселение, поселок или  малый город, а в средних  и более крупных городах -микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей.

       Влияние микросоциума на процесс  социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных  характеристик микросоциума и  субъективных характеристик самого  человека.

Характеристики  микросоциума

 

       Микросоциум обладает рядом характеристик.  Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или поселок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.

       С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке - компактная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застройки, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.

       От всех этих характеристик  зависит функциональная структура  пространства микросоциума: наличие  или отсутствие мест для игр  детей и подростков, возможностей  для времяпрепровождения небольших  групп и т. д.

       Немаловажной является демографическая характеристика микросоциума, т. е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава (может иметь место преобладание женского или мужского населения, большое число пенсионеров или их почти полное отсутствие и т. д.); состав семей.

       С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микросоциуме для социализации детей, подростков, юношей, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура - наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.

Микросоциум и стихийная социализация

 

       Важнейшей характеристикой микросоциума  с точки зрения направленности  его влияния на социализацию  является сложившийся в нем  социально психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

       Микроклимат определяется уровнем  образования жителей, соотношением  количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.

       Эффективность и мера влияния  микросоциума на социализацию  конкретного человека зависит  от степени его включенности  в жизнь микросоциума. А здесь  имеются весьма существенные  различия. В деревне, поселке,  малом городе практически все  население в высокой степени  включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

       Мера благоприятности того или  иного микросоциума для социализации  детей, подростков, юношей определяется  рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от  шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания  различными импульсами. Во-вторых, от  возможностей для удовлетворения  человеком потребностей, что создает  или не создает у него чувство  удовлетворенности. В-третьих, от  того, какие возможности есть  в микросоциуме для решения  возрастных задач личностного,  социального, интеллектуального,  культурного, физического развития  подрастающих поколений.

       Воспитательное пространство - понятие,  введенное Л. И. Новиковой и  А. Т. Куракиным4.

 

Создание  воспитательного  пространства в социуме

 

       Воспитательное пространство микросоциума  не возникает спонтанно, а является  следствием специальной организаторской  работы по его проектированию  и «выращиванию», которую могут  осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные  педагоги и работники, инициативные  группы жителей, представители  муниципальных органов власти  и управления.

       Воспитательное пространство микросоциума  включает в себя систему взаимосвязанных  воспитательных, культурно-просветительных,  общественных и иных организаций,  местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные  радиостанции и газеты), специалистов  различного профиля (социальные  педагоги и работники, психологи,  медики и др.).

       Все эти компоненты воспитательного  пространства дополняют друг  друга в процессе оказания  помощи в позитивном социальном  функционировании и в личностном  развитии проживающих в микросоциуме  индивидов, семей и различных  реальных и номинальных групп  населения.

       Воспитательное пространство характеризуется  вариативностью (И. В. Кулешова  и Л. И. Новикова5). Имеется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - складываться в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации». В частности, там, где это возможно, «надо интегрировать воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы». Могут быть и другие варианты. Так, «центрами кристаллизации» воспитательного пространства могут стать внешкольные и культурно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оздоровительные центры. В ряде случаев воспитательное пространство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юношеских самодеятельных организаций, а также религиозных организаций.

       В ряде случаев центрами кристаллизации  воспитательного пространства становятся  инициативные группы жителей,  озабоченных состоянием своей  среды обитания. Они могут самоорганизоваться именно для достижения этой цели. Но возможен и вариант, когда различные семейные клубы, клубы по интересам, группы взаимопомощи и прочие самодеятельные объединения жителей расширяют зону своего влияния, постепенно пытаются воздействовать на весь микросоциум для его оздоровления и превращения в благоприятную среду обитания.

       Однако наиболее реальным создание  воспитательного пространства становится  в том случае, если в микросоциуме  существует определенный орган  - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных  работников различного профиля  (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юристов и  др.) и создает при себе корпус  волонтеров из числа местных  жителей. Служба реализует целый  комплекс функций, что делает  работу по созданию воспитательного  пространства целенаправленной, планомерной  и системной. В идеале функции  социально-педагогической службы  микросоциума включают в себя:

  • диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий;
  • интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);
  • развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
  • стимулирование, поддержку и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;
  • улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;
  • оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;
  • психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;
  • работу с социально ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;
  • профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;
  • выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними;
  • профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;
  • социально-психологическую реабилитацию социально ущербных жителей, а также отбывших наказание.

       Эффективность воспитания и позитивность  социализации в целом отчасти  зависят от того, удастся или  нет создать воспитательное пространство, и от того, сколь эффективно  оно функционирует и развивается.  Созданное и эффективно функционирующее  воспитательное пространство в  большей или меньшей степени  интегрирует в себе четыре  выделенные выше составные части  социализации.

       В рамках воспитательного пространства  дети, подростки, юноши взаимодействуют  с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

       В рамках воспитательного пространства  во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями  частично происходит относительно  направляемая социализация. Но указанное  взаимодействие из чисто функционально-ролевого  может стать более или менее  эмоционально-межличностным, направленным  на решение проблем развития  конкретных групп и отдельных  личностей.

       В рамках воспитательного пространства  происходит самоизменение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность самоизменения конкретных людей становятся объектами педагогического влияния.

       И наконец, воспитательное пространство  по определению является одной  из сфер относительно социально  контролируемой социализации - воспитания. Причем воспитание в данном  случае приобретает специфический  характер интеграции институциональных  и личностных ресурсов в целях  эффективной позитивной социализации  детей, подростков, юношей.

       Создание воспитательного пространства микросоциума становится реальным, а его функционирование и развитие эффективным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы (И. В. Кулешова и Л. И. Новикова).

Принцип коллективности социального  воспитания

 

       Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

       Социальное воспитание как часть  относительно социально контролируемой  социализации, с одной стороны,  происходит в группах -коллективах, а с другой - объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Информация о работе Микрофакторы социализации