Микросоциум
Границы
микросоциума
Определить границы микросоциума
не всегда просто. В сельских
поселениях, в поселках, в малых
городах эти границы, как правило,
совпадают с границами конкретного
поселения. В средних и крупных
городах определение границ микросоциума
проблематично. Микросоциум можно ограничивать
двором (если речь идет о микросоциуме
маленьких детей); кварталом (для младших
школьников), микрорайоном (для более старших
возрастных групп).
Условно микросоциум - это конкретное
сельское поселение, поселок или
малый город, а в средних
и более крупных городах -микрорайон.
Микросоциум - это действующая на определенной
территории общность, включающая в себя
семью, соседство, группы сверстников,
различные общественные, государственные,
религиозные, частные и воспитательные
организации, а также различные неформальные
группы жителей.
Влияние микросоциума на процесс
социализации детей, подростков,
юношей зависит от объективных
характеристик микросоциума и
субъективных характеристик самого
человека.
Характеристики
микросоциума
Микросоциум обладает рядом характеристик.
Пространственные характеристики
конкретного микросоциума: в городе тот
или иной микрорайон может располагаться
в центре, на окраине, в срединной зоне
и по-разному быть связанным с другими
частями города; село или поселок могут
быть более или менее изолированными и
отдаленными от других поселений.
С пространственными тесно связаны
архитектурно-планировочные
особенности микросоциума: в селе или
поселке - компактная или разбросанная
застройка; в городе - микросоциум с исторически
сложившейся или индустриальной застройкой,
соотношение малоэтажной и высотной застройки,
открытость-замкнутость придомовых пространств,
наличие, количество и качество малых
архитектурных форм и т. д.
От всех этих характеристик
зависит функциональная структура
пространства микросоциума: наличие
или отсутствие мест для игр
детей и подростков, возможностей
для времяпрепровождения небольших
групп и т. д.
Немаловажной является демографическая
характеристика микросоциума, т. е. состав
его жителей: их этническая принадлежность,
однородность или неоднородность; социально-профессиональный
состав и степень его дифференцированности;
особенности половозрастного состава
(может иметь место преобладание женского
или мужского населения, большое число
пенсионеров или их почти полное отсутствие
и т. д.); состав семей.
С точки зрения тех возможностей, которые
имеются в микросоциуме для социализации
детей, подростков, юношей, важную роль
играет его культурно-рекреационная
инфраструктура - наличие и качество
работы учебно-воспитательных учреждений,
кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов,
бассейнов, музеев, театров, библиотек;
наличие местных средств информации и
т. п.
Микросоциум
и стихийная социализация
Важнейшей характеристикой микросоциума
с точки зрения направленности
его влияния на социализацию
является сложившийся в нем
социально психологический
климат, который во многом есть результат
взаимодействия всех предыдущих характеристик
микросоциума.
Микроклимат определяется уровнем
образования жителей, соотношением
количества жителей с просоциальным,
асоциальным и антисоциальным стилями
жизни, наличием криминогенных семей и
групп, криминальных структур, качеством
работы воспитательных, культурных, спортивных
и других организаций.
Эффективность и мера влияния
микросоциума на социализацию
конкретного человека зависит
от степени его включенности
в жизнь микросоциума. А здесь
имеются весьма существенные
различия. В деревне, поселке,
малом городе практически все
население в высокой степени
включено в жизнь микросоциума.
В среднем и крупном городе степень включенности
имеет возрастные и социально-культурные
различия. Если дети и подростки основную
часть жизни проводят в микросоциуме,
то в ранней юности происходит дифференциация.
Микросоциум остается значимой сферой
жизни для менее образованной части молодежи,
а более образованная в его жизни практически
не участвует. Соответственно и его влияние
на эти группы различается весьма существенно.
Мера благоприятности того или
иного микросоциума для социализации
детей, подростков, юношей определяется
рядом обстоятельств. Во-первых,
уровнем стресса, зависящим от
шума, загрязненности, перенаселенности,
перенасыщенности среды проживания
различными импульсами. Во-вторых, от
возможностей для удовлетворения
человеком потребностей, что создает
или не создает у него чувство
удовлетворенности. В-третьих, от
того, какие возможности есть
в микросоциуме для решения
возрастных задач личностного,
социального, интеллектуального,
культурного, физического развития
подрастающих поколений.
Воспитательное пространство - понятие,
введенное Л. И. Новиковой и
А. Т. Куракиным4.
Создание
воспитательного
пространства в социуме
Воспитательное пространство микросоциума
не возникает спонтанно, а является
следствием специальной организаторской
работы по его проектированию
и «выращиванию», которую могут
осуществлять органы самоуправления,
если таковые имеются, социальные
педагоги и работники, инициативные
группы жителей, представители
муниципальных органов власти
и управления.
Воспитательное пространство микросоциума
включает в себя систему взаимосвязанных
воспитательных, культурно-просветительных,
общественных и иных организаций,
местных средств массовой коммуникации
(кабельное телевидение, местные
радиостанции и газеты), специалистов
различного профиля (социальные
педагоги и работники, психологи,
медики и др.).
Все эти компоненты воспитательного
пространства дополняют друг
друга в процессе оказания
помощи в позитивном социальном
функционировании и в личностном
развитии проживающих в микросоциуме
индивидов, семей и различных
реальных и номинальных групп
населения.
Воспитательное пространство характеризуется
вариативностью (И. В. Кулешова
и Л. И. Новикова5). Имеется
в виду то, что оно может создаваться, с
одной стороны, как некое целостное системное
образование, а с другой - складываться
в процессе интеграции воспитательного
потенциала вокруг и под влиянием определенных
«центров кристаллизации». В частности,
там, где это возможно, «надо интегрировать
воспитательные возможности среды и школы
на базе самой школы». Могут быть и другие
варианты. Так, «центрами кристаллизации»
воспитательного пространства могут стать
внешкольные и культурно-просветительные
учреждения, спортивные, досуговые и оздоровительные
центры. В ряде случаев воспитательное
пространство микросоциума создается
благодаря усилиям детских и юношеских
самодеятельных организаций, а также религиозных
организаций.
В ряде случаев центрами кристаллизации
воспитательного пространства становятся
инициативные группы жителей,
озабоченных состоянием своей
среды обитания. Они могут самоорганизоваться
именно для достижения этой цели. Но возможен
и вариант, когда различные семейные клубы,
клубы по интересам, группы взаимопомощи
и прочие самодеятельные объединения
жителей расширяют зону своего влияния,
постепенно пытаются воздействовать на
весь микросоциум для его оздоровления
и превращения в благоприятную среду обитания.
Однако наиболее реальным создание
воспитательного пространства становится
в том случае, если в микросоциуме
существует определенный орган
- социально-педагогическая служба,
которая имеет свой бюджет, штатных
работников различного профиля
(социальных педагогов и работников,
психологов, медиков, юристов и
др.) и создает при себе корпус
волонтеров из числа местных
жителей. Служба реализует целый
комплекс функций, что делает
работу по созданию воспитательного
пространства целенаправленной, планомерной
и системной. В идеале функции
социально-педагогической службы
микросоциума включают в себя:
- диагностику
ситуации в микросоциуме, определение
по ее результатам экстренных и среднесрочных
необходимых действий;
- интеграцию
воспитательных возможностей микросоциума
(материальных, кадровых, содержательных);
- развитие
и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
- стимулирование,
поддержку и развитие детских, молодежных
и взрослых инициатив по созданию различных
клубных объединений и самодеятельных
организаций;
- улучшение
экологической ситуации, создание и развитие
условий для массовых занятий спортом;
адресную заботу о физическом развитии,
питании, медицинском обслуживании и здоровом
образе жизни детей, подростков и юношей;
- оказание
психолого-педагогической, юридической,
медико-психологической помощи нуждающимся
в ней;
- психолого-педагогическую
помощь в профессиональной ориентации,
адресную помощь в приобретении и изменении
профессии, в трудоустройстве, в постановке
на учет на бирже труда;
- работу с
социально ущербными и криминогенными
семьями, социально-психологическую и
медицинскую помощь проблемным, неполным
семьям, заботу о детях из подобных семей;
- профилактику
и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;
- выявление
старших, дурно влияющих на младших, адресную
работу с ними;
- профилактику
и коррекцию противоправного и саморазрушительного
поведения;
- социально-психологическую
реабилитацию социально ущербных жителей,
а также отбывших наказание.
Эффективность воспитания и позитивность
социализации в целом отчасти
зависят от того, удастся или
нет создать воспитательное пространство,
и от того, сколь эффективно
оно функционирует и развивается.
Созданное и эффективно функционирующее
воспитательное пространство в
большей или меньшей степени
интегрирует в себе четыре
выделенные выше составные части
социализации.
В рамках воспитательного пространства
дети, подростки, юноши взаимодействуют
с микрофакторами стихийной социализации
(семьей, соседями, группами сверстников,
микросоциумом). Но характер, процесс и
результаты этого взаимодействия в той
или иной мере определяются и корректируются
педагогическим влиянием.
В рамках воспитательного пространства
во взаимодействии детей, подростков,
юношей с общественными, государственными,
религиозными и частными организациями
частично происходит относительно
направляемая социализация. Но указанное
взаимодействие из чисто функционально-ролевого
может стать более или менее
эмоционально-межличностным, направленным
на решение проблем развития
конкретных групп и отдельных
личностей.
В рамках воспитательного пространства
происходит самоизменение его субъектов.
Но вектор, содержание и эффективность
самоизменения конкретных людей становятся
объектами педагогического влияния.
И наконец, воспитательное пространство
по определению является одной
из сфер относительно социально
контролируемой социализации - воспитания.
Причем воспитание в данном
случае приобретает специфический
характер интеграции институциональных
и личностных ресурсов в целях
эффективной позитивной социализации
детей, подростков, юношей.
Создание воспитательного пространства
микросоциума становится реальным, а его
функционирование и развитие эффективным
и долговременным только в том случае,
если большая часть жителей, в том числе
дети, подростки и юноши, оказываются его
субъектами, т. е. у них возникают стремление
и возможность реализовать в нем свои
субъективные потребности, интересы, личностные
ресурсы (И. В. Кулешова и Л. И. Новикова).
Принцип
коллективности социального
воспитания
Характеристика микрофакторов социализации
показывает, что социализация детей, подростков,
юношей происходит в большой мере в их
взаимодействии с группами сверстников
и старших (будь то семья, соседство или
микросоциум, различные организации).
Социальное воспитание как часть
относительно социально контролируемой
социализации, с одной стороны,
происходит в группах -коллективах,
а с другой - объективно погружает детей,
подростков, юношей в поток коллективной
жизни (другое дело, что качество этой
жизни может быть весьма различным).