Министерство
Образования Российской Федерации
Институт
Экономики, Управления и Права
Творческая
работа на тему:
Микрофакторы
социализации
Набережные
Челны
2011г.
Оглавление
Семья
и домашний очаг 3
Социализирующие
функции семьи 4
Семейное
воспитание 7
Домашний
очаг 10
Соседство
и микросоциум 12
Соседство
и стихийная социализация 13
Соседство
и воспитание 14
Микросоциум 15
Характеристики
микросоциума 15
Микросоциум
и стихийная социализация 16
Создание
воспитательного пространства в социуме 18
Принцип
коллективности социального воспитания 21
Группы
сверстников 22
Социализирующие
функции группы сверстников 24
Группы
сверстников и воспитание 30
Воспитательные
организации и социальное воспитание 31
Функции
воспитательных организаций в процессе
социализации 32
Социальное
воспитание 33
Коллектив 36
Религиозные
организации и религиозное воспитание 39
Социализирующие
функции религиозных организаций 39
Религиозное
воспитание 41
Список
литературы 44
Семья
и домашний очаг
Семья
- это основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью; в ней вырабатываются
совокупность норм, санкций и образцов
поведения, регламентирующих взаимодействие
между супругами, родителями и детьми,
детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации
подрастающих поколений. Она являет собой
персональную среду жизни и развития детей,
подростков, юношей, качество которой
определяется рядом параметров конкретной
семьи. Это следующие параметры:
- Демографический
- структура семьи (большая, включая других
родственников, или нуклеарная, включающая
лишь родителей и детей; полная или неполная;
однодетная, мало- или многодетная).
- Социально-культурный
- образовательный уровень родителей,
их участие в жизни общества.
- Социально-экономический
- имущественные характеристики и занятость
родителей на работе.
- Технико-гигиенический
- условия проживания, опосредованность
жилища, особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно
отличается от семьи прошлых
времен не только иной экономической
функцией, но и коренным изменением
своих эмоционально-психологических
функций. Отношения детей и
родителей в течение последних
десятилетий меняются, становясь
все более эмоционально-психологическими,
т. е. определяемыми глубиной их привязанности
друг к другу, потому что для все большего
числа людей дети становятся главной ценностью
жизни. Но это, как ни парадоксально, не
упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет
ее. Тому способствует ряд причин. Во-первых,
большое количество семей однодетны и
состоят из двух поколений - родителей
и детей; бабушки и дедушки, другие родственники,
как правило, живут отдельно. В результате
родители не имеют возможности повседневно
пользоваться опытом и поддержкой предыдущего
поколения, да и применимость этого опыта
часто проблематична. Таким образом, исчезло
разнообразие, вносимое в межличностные
отношения пожилыми, сиблингами (братьями
- сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного
разделения «мужского» и «женского»
труда первый в массе семей
(кроме деревень и малых городов)
сведен к минимуму. Повысился
статус женщины в связи со
ставшей типичной ее руководящей
ролью в семье (в домашнем
хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения
супругов все более определяются
мерой и глубиной их привязанности
друг к другу, постольку резко
повышается их уровень ожиданий
по отношению друг к другу,
реализовать которые многие не
могут в силу традиций культуры
и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее
стали отношения детей и родителей. Дети
рано приобретают высокий статус в семье.
Дети нередко имеют более высокий уровень
образования, они имеют возможность проводить
большую часть свободного времени вне
семьи. Это время они наполняют занятиями,
принятыми среди сверстников, и далеко
не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения
родителями. Авторитет родительской власти
сегодня часто не срабатывает - на смену
ему должен приходить авторитет личности
родителей.
Социализирующие
функции семьи
Какую бы сторону развития
ребенка мы ни взяли, всегда
окажется, что решающую роль в
его эффективности на том или
ином возрастном этапе играет
семья. Поэтому ограничимся несколькими
аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое
и эмоциональное развитие человека.
В младенчестве и в раннем
детстве семья играет определяющую
роль, которая не может быть компенсирована
другими институтами социализации. В детском,
младшем школьном и подростковом возрастах
ее влияние остается ведущим, но перестает
быть единственным. Затем роль этой функции
уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование
психологического пола ребенка.
В первые три года жизни
это влияние определяющее, ибо
именно в семье идет необратимый
процесс половой типизации, благодаря
которому ребенок усваивает атрибуты
приписываемого ему пола: набор
личностных характеристик, особенности
эмоциональных реакций, различные
установки, вкусы, поведенческие
образцы, связанные с маскулинностью
(мужскими свойствами) или фемининностью
(женскими свойствами). Существенную роль
в этом процессе семья продолжает играть
и на последующих возрастных этапах, помогая
или мешая формированию психологического
пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую
роль в умственном развитии
ребенка (американский исследователь
Блум выявил, что различие в коэффициенте
умственного развития детей, выросших
в благополучных и неблагополучных семьях,
доходит до двадцати баллов), а также влияет
на отношение детей, подростков и юношей
к учебе и во многом определяет ее успешность.
На всех этапах социализации образовательный
уровень семьи, интересы ее членов сказываются
на интеллектуальном развитии человека,
на том, какие пласты культуры он усваивает,
на стремлении к продолжению образования
и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное
значение в овладении человеком социальными
нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих
исполнение им семейных ролей, влияние
семьи становится кардинальным. В частности,
исследования показывают, что выбор супруга
и характер общения в семье детерминированы
атмосферой и взаимоотношениями в родительской
семье. Родители, которые сами в детстве
пережили недостаток внимания или которым
не удалось успешно решить в семье свои
детские конфликты или проблемы, связанные
с половым созреванием, как правило, не
способны установить со своим ребенком
тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные
ценностные ориентации человека, проявляющиеся
в социальных и межэтнических отношений,
а также определяющих его стиль жизни,
сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую
роль в процессе социального
развития человека в связи
с тем, что ее одобрение,
поддержка, безразличие или осуждение
сказываются на притязаниях человека,
помогают ему или мешают искать
выходы в сложных ситуациях,
адаптироваться к изменившимся
обстоятельствам его жизни, устоять
в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосфера семьи
определяют и то, насколько она
становится средой саморазвития
и ареной самореализации ее
членов, возможные аспекты и способы
того и другого. Современные
семьи весьма разнообразны, и
от этого зависит то, каким
содержанием наполняется в них
социализация, каковы ее результаты.
Так, социализация в большой
группе семей имеет явно антисоциальные
характер и результаты. По некоторым
данным, до 25% семей в нашей стране
вообще не в состоянии позитивно
социализировать детей, а до 15%
- формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает
наследственной дегенерацией, которая
проявляется не только в психических
заболеваниях или дебильности,
но и в полной эмоциональной
выхолощенности, иначе в эмоциональной
тупости, приводящей к социальной дезадаптации.
Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака
пьяницы рыбака и проститутки образовалась
семья Джюков.1 К 30-м гг. XX в. среди
более чем двух тысяч их потомков насчитывалось
55% бродяг, воров, проституток и слабоумных.
Статистика подобных семей в России отсутствует,
но их наличие и рост их числа - эмпирический
факт. И наконец, сегодня распространилось
стремление сбывать детей с рук. В редких
случаях - родственникам, чаще - на попечение
государства, порой детей просто выгоняют
из дому, много случаев убийства нежелательного
младенца. Все это проявления дезорганизации
семьи, отражающей негативные процессы
в обществе и государстве.
Итак, в любой семье человек
проходит стихийную социализацию,
характер и результаты которой
определяются ее объективными
характеристиками (составом, уровнем
образования, социальным статусом,
материальными условиями и пр.),
ценностными установками (просоциальными,
асоциальными, антисоциальными), стилем
жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания
в семье как относительно социально
контролируемой социализации, то
его в состоянии осуществлять
относительно небольшой процент
российских семей (по различным
данным разброс очень велик
- от 20 до 60%).
Семейное
воспитание
Семейное воспитание - более или
менее осознаваемые усилия по
взращиванию ребенка, предпринимаемые
старшими членами семьи, которые
направлены на то, чтобы младшие
члены семьи соответствовали
имеющимся у старших представлениям
о том, каким должен быть
и стать ребенок, подросток,
юноша.
Содержание, характер и результаты
семейного воспитания зависят
от ряда характеристик семьи,
в первую очередь от тех
личностных ресурсов, которые в
ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной
стороны, определяются составом
семьи (наличие обоих родителей
или одного из них, сиблингов
-братьев и(или) сестер, близких родственников,
включенных в семейную жизнь, - бабушек,
дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой
(и главным образом) - такими характеристиками
старших членов семьи, как состояние здоровья,
характер, уровень и вид образования, индивидуальные
увлечения, вкусы, ценностные ориентации,
социальные установки, уровень притязаний
и пр.