Микрофакторы социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, творческая работа

Описание работы

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Содержание

Семья и домашний очаг 3
Социализирующие функции семьи 4
Семейное воспитание 7
Домашний очаг 10
Соседство и микросоциум 12
Соседство и стихийная социализация 13
Соседство и воспитание 14
Микросоциум 15
Характеристики микросоциума 15
Микросоциум и стихийная социализация 16
Создание воспитательного пространства в социуме 18
Принцип коллективности социального воспитания 21
Группы сверстников 22
Социализирующие функции группы сверстников 24
Группы сверстников и воспитание 30
Воспитательные организации и социальное воспитание 31
Функции воспитательных организаций в процессе социализации 32
Социальное воспитание 33
Коллектив 36
Религиозные организации и религиозное воспитание 39
Социализирующие функции религиозных организаций 39
Религиозное воспитание 41
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Соц. педагогика 2511 ДУ Сюльдина В.И..docx

— 82.49 Кб (Скачать)

  Министерство  Образования Российской Федерации

  Институт  Экономики, Управления и Права 
 
 
 
 
 
 

  Творческая  работа на тему:

  Микрофакторы  социализации 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил  студент гр. 2511 ДУ Сюльдина В. И. 
               

Набережные  Челны

2011г. 

Оглавление

Семья и домашний очаг 3

Социализирующие функции семьи 4

Семейное воспитание 7

Домашний очаг 10

Соседство и микросоциум 12

Соседство и стихийная социализация 13

Соседство и воспитание 14

Микросоциум 15

Характеристики микросоциума 15

Микросоциум и стихийная социализация 16

Создание воспитательного пространства в социуме 18

Принцип коллективности социального воспитания 21

Группы сверстников 22

Социализирующие функции группы сверстников 24

Группы сверстников и воспитание 30

Воспитательные организации и социальное воспитание 31

Функции воспитательных организаций в процессе социализации 32

Социальное воспитание 33

Коллектив 36

Религиозные организации и религиозное воспитание 39

Социализирующие функции религиозных организаций 39

Религиозное воспитание 41

Список литературы 44 
 

 

Семья и домашний очаг

 

     Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

       Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

    1. Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
    2. Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
    3. Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
    4. Технико-гигиенический - условия проживания, опосредованность жилища, особенности образа жизни.

      Современная семья весьма существенно  отличается от семьи прошлых  времен не только иной экономической  функцией, но и коренным изменением  своих эмоционально-психологических  функций. Отношения детей и  родителей в течение последних  десятилетий меняются, становясь  все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, потому что для все большего числа людей дети становятся главной ценностью жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому способствует ряд причин. Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

       Во-вторых, при сохранении традиционного  разделения «мужского» и «женского»  труда первый в массе семей  (кроме деревень и малых городов)  сведен к минимуму. Повысился  статус женщины в связи со  ставшей типичной ее руководящей  ролью в семье (в домашнем  хозяйстве) и внедомашней занятостью.

       В-третьих, поскольку отношения  супругов все более определяются  мерой и глубиной их привязанности  друг к другу, постольку резко  повышается их уровень ожиданий  по отношению друг к другу,  реализовать которые многие не  могут в силу традиций культуры  и своих индивидуальных особенностей.

       В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции семьи

 

       Какую бы сторону развития  ребенка мы ни взяли, всегда  окажется, что решающую роль в  его эффективности на том или  ином возрастном этапе играет  семья. Поэтому ограничимся несколькими  аспектами.

       Во-первых, семья обеспечивает физическое  и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем  детстве семья играет определяющую  роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

       Во-вторых, семья влияет на формирование  психологического пола ребенка.  В первые три года жизни  это влияние определяющее, ибо  именно в семье идет необратимый  процесс половой типизации, благодаря  которому ребенок усваивает атрибуты  приписываемого ему пола: набор  личностных характеристик, особенности  эмоциональных реакций, различные  установки, вкусы, поведенческие  образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

       В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии  ребенка (американский исследователь  Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

       В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

       В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

       В-шестых, семья играет большую  роль в процессе социального  развития человека в связи  с тем, что ее одобрение,  поддержка, безразличие или осуждение  сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать  выходы в сложных ситуациях,  адаптироваться к изменившимся  обстоятельствам его жизни, устоять  в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи  определяют и то, насколько она  становится средой саморазвития  и ареной самореализации ее  членов, возможные аспекты и способы  того и другого. Современные  семьи весьма разнообразны, и  от этого зависит то, каким  содержанием наполняется в них  социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой  группе семей имеет явно антисоциальные  характер и результаты. По некоторым  данным, до 25% семей в нашей стране  вообще не в состоянии позитивно  социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

       Часть таких семей обладает  наследственной дегенерацией, которая  проявляется не только в психических  заболеваниях или дебильности,  но и в полной эмоциональной  выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков.1 К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

       Итак, в любой семье человек  проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой  определяются ее объективными  характеристиками (составом, уровнем  образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

       Что же касается воспитания  в семье как относительно социально  контролируемой социализации, то  его в состоянии осуществлять  относительно небольшой процент  российских семей (по различным  данным разброс очень велик  - от 20 до 60%).

Семейное  воспитание

 

       Семейное воспитание - более или  менее осознаваемые усилия по  взращиванию ребенка, предпринимаемые  старшими членами семьи, которые  направлены на то, чтобы младшие  члены семьи соответствовали  имеющимся у старших представлениям  о том, каким должен быть  и стать ребенок, подросток,  юноша.

       Содержание, характер и результаты  семейного воспитания зависят  от ряда характеристик семьи,  в первую очередь от тех  личностных ресурсов, которые в  ней имеются.

       Личностные ресурсы, с одной  стороны, определяются составом  семьи (наличие обоих родителей  или одного из них, сиблингов -братьев и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Информация о работе Микрофакторы социализации