Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.
Предмет исследования – материнский капитал как новая форма социальной поддержки семьи.
Методы исследования – анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос.
Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.

Содержание

Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

     - средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской  Федерации, выделяемых образовательным  учреждением начального, среднего  и высшего профессионального  образования на выплату стипендий  в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся по очной форме обучения;

     - средств бюджетов субъектов Российской  Федерации в виде ежемесячного  пособия на ребенка;

     - межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета, предоставляемых  в установленном порядке бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации на выплату  пособия по беременности и  родам, единовременного пособия  женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и др.;

     - субвенций, предоставляемых бюджетам  субъектов Российской Федерации  из Федерального фонда компенсаций,  образованного в составе федерального  бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

     Наиболее  важные статьи посвящены размерам пособий.

     Так, пособие по беременности и родам  устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; стипендии – женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д.

     Размер  пособия по беременности и родам  женщинам, уволенным в связи с  ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариуса, прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию, составляет всего 300 рублей.

     Продолжительность отпуска по беременности и родам  составляет семьдесят календарных  дней до родов и семьдесят после  родов.

     Такой же размер (300 рублей) имеет единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

     Единовременное  пособие при рождении ребенка  выплачивается в размере 8000 рублей. Такой же размер имеет единовременное пособие при передаче ребенка  на воспитание в семью.

     Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается  в следующих размерах: 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым; 40% среднего заработка, за который начисляются страховые  взносы, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

     Сложно  сказать, насколько соответствуют  размеры этих пособий реальной социально-экономической  ситуации и насущным потребностям молодых семей в России. Ниже будут приведены результаты блиц опроса, который был осуществлен с целью узнать мнение общественности о материнском капитале.

     Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан.

     Согласно  этому закону, получателями государственной  социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые по независящим  от них причинам имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

     Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего гражданина устанавливается  субъектом Российской Федерации  с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения.

     Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения  по месту пребывания малоимущей семьи  или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

     Социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

     Размер  государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат (социальные трансферты), так и в виде натуральной помощи.

     Как видно из вышесказанного, большие  полномочия по оказанию социальной помощи возложены на органы социальной защиты в субъектах (регионах) Российской Федерации. Вопрос о том, насколько эффективно они осуществляют социальную политику, остается открытым.

     Еще одним интересным нормативно-правовым документом является Концепция государственной  семейной политики (или Концепция  государственной политики в отношении  молодой семьи).

     Этот  рамочный документ дает определение  ряду важных понятий и конкретизирует позицию государства по отношению  к семье.

     Так, субъектами социальной политики в отношении  молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица, а объектом, естественно, является семья.

     Согласно  этому документу, молодая семья – это семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет.

     Развитие  молодой семьи – процесс становления  субъект-объектных отношений молодой  семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки.

     Институциализация молодой семьи – процесс жизнедеятельности  молодой семьи от момента ее создания до стабильного функционирования.

     Политика  в отношении семьи строится на ряде принципов:

     1. партнерского взаимодействия (обязательство государства – права и обязанности семьи);

     2. целостности и непротиворечивости (участие всех ветвей и уровней власти в разработку политики в отношении семьи);

     3. единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в Российской Федерации (единые социальные гарантии);

     4. дифференцированного подхода к различным типам семей (учет специфики каждой семьи);

     5. социальной субъектности (приоритет самостоятельности и активности семьи);

     6. социальной преемственности поколений (сохранение и поддержание взаимосвязи поколений);

     7. гуманизма.

     Основными направлениями реализации Концепции  являются пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование основ педагогической культуры у родителей, формирование механизмов поддержки молодых семей, содействие в обеспечении жильем молодых семей и др.

     В качестве ожидаемых результатов  предполагается – повышение ценности семьи и семейного образа жизни, повышение уровня рождаемости, повышения уровня благополучия молодой семьи, увеличение количества семей с усыновленными детьми и др.

     На  основании этого документа, по задумке, должны реализовываться различные  проекты и программы в поддержку молодых семей.

     Как видно из вышесказанного, до принятия закона о «материнском капитале, социальная поддержка семьи была на не высоком  уровне. Существующие законы не могли  выполнять функцию стимулирующих  рождаемость и пропагандирующих семейный образ жизни.

     Поэтому появление закона о «материнском капитале» стало вполне логичным следствием в существующей ситуации.

     Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей» был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года.

     Наиболее  важные понятия, которые определяет данный закон:

     2. дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законом;

     3. материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом;

     4. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

     Главный недостаток закона заключается в  том, что он рассчитан на второго и последующего детей, что изложено в части 1 статьи 3 данного закона – право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

     1. женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

     2. женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

     3. мужчин, являющихся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 года.

     Таким образом, материнский капитал полагается только за второго и последующего детей.

     В тоже время, за первого ребенка остаются только стандартные пособия, что можно оценить как не совсем справедливое, так как первый ребенок тоже будет нуждаться в образовании и жилье (на что можно потратить средства материнского капитала).

     Изначально, материнский капитал устанавливался в размере 250000 рублей. В данный момент он составляет около 343000 рублей.

     В этом же законе установлено, что размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и  устанавливается федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год. Пересмотр размера материнского капитала осуществляется до перечисления средств материнского капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться  средствами материнского (семейного) капитала в полной объеме либо по частям по следующим направлениям:

     1. улучшение жилищных условий;

     2. получение образования ребенком (детьми);

     3. формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального законам.

Информация о работе Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи