Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:04, дипломная работа
Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.
Предмет исследования – материнский капитал как новая форма социальной поддержки семьи.
Методы исследования – анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос.
Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
7. Россия уже в течение длительного периода находится в зоне демографической катастрофы;
8. по ряду причин, не только материальных, снижаются репродуктивные установки, большое распространение имеют малодетные семьи;
9. главное богатство любой страны – это люди, человеческий потенциал;
10. катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей;
11. социальная политика в отношении семьи, согласно рекомендациям ООН «должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций»;
12. государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса;
13. сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствую развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи;
14. инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость;
15. факторы,
влияющие на рождаемость и брачность можно
разделить на три основные группы: социально-экономические,
правовые, морально-нравственные.
Глава II. Социальная
политика государства
как инструмент социальной
поддержки семьи
2.1
Опыт зарубежных
стран по социальной
политике
Соединенные Штаты Америки – страна с либеральной моделью демократии.
Это означает, что ответственность за благополучие гражданина – социальное, экономическое, медицинское, психологическое – лежит на нем самом.
Государство в такой ситуации берет на себя ответственность за оказание помощи наиболее уязвимым, неблагополучным категориям населения.
Система социальной защиты в США не имеет единой системы, а регулируется множеством программ социальной помощи, осуществляемых в масштабах страны, отдельных штатов, общин, муниципальных образований.
При этом, существуют определенные условия (как впрочем, и везде) при которых семья может претендовать на получение социальной помощи. Это, во-первых, доход семьи ниже прожиточного минимума, и, во-вторых, безработица одного из родителей. В качестве критерия для определения нуждаемости выступают показатели черты бедности, которые определяются и публикуются Бюро переписи США ежегодно, для различных категорий населения.
В целом, все программы социальной поддержки семей похожи и включают определенные формы поддержки. Вот приблизительный их состав:
1. программы поддержки доходов – временная помощь нуждающимся семьям, налоговые льготы;
2.
продовольственная помощь –
3.
медицинская помощь –
4.
жилищная помощь –
5.
образовательные услуги –
6.
социальные услуги –
Но, как показывает практика, несмотря на то, что нуждающиеся семьи могут быть включены сразу в несколько социальных программ, это не гарантирует им выход из своего тяжелого положения.
Большинство программ социальной политики в США появились в периоды до и после Второй Мировой войны. В первом случае, это было обусловлено Великой депрессией, во втором – военными невзгодами, потерями среди населения. По ведомственной принадлежности программы были как федеральные, так и в совместном ведении федеральных органов и административных органов в штатах.
В 1960-1970-х годах был отмечен всплеск активности в сфере социальной защиты. Все больше семей стали получателями социальной помощи со стороны государства. Но проблема бедности в трущобах больших городов, мегаполисов, оставалась по-прежнему существенной и сложной. Общественность требовала пересмотра взглядов на социальную защиту в стране.
Существенные перемены произошли в 1990-х годах.
Социальные программы были переданы в компетенцию властей штатов, из федерального бюджета на социальные программы стали выделяться так называемые «блоковые гранты», которые власти штатов должны распределять по своему усмотрению. Многие восприняли и воспринимают эти меры как сокращение финансирования социальной защиты, перенесение полномочий за социальную политику на местные власти, ужесточение условий для получения социальной помощи.
Особый пик негодования общественности пришелся на 2005 год, когда администрации президента Буша удалось принять закон «О сокращении государственного дефицита», что было продиктовано финансовыми затруднениями, связанными с войной в Ираке, требующей все больших затрат, замедленными темпами экономического роста. Ряд положений этого закона ограничивал траты на социальные программы.
Одной из наиболее значимых социальных программ, была программа Помощи семьям с детьми на иждивении (ПСД). Которая была введена в 1935 году как средство преодоления последствий Великой депрессии и завершилась в 1996 году.
К 1990 году эта программа была распространена на семьи безработных и расширила спектр оказываемых услуг. Все штаты были обязаны ввести специальные программы по профессиональной подготовке и трудоустройства получателей социальной помощи по этой программе.
Право на ПСД имели:
1. неполные семьи, где нет отца или матери;
2. полные семьи, где отец безработный (пособие получают мать, отец и все живущие в семье дети);
3. полные семьи, где отец нетрудоспособен;
4. семьи, где нет собственных детей, но живут дети родственников – в таком случае пособие получают только дети.
Затем программу ПСД заменила программа Временная помощь нуждающимся семьям (ВПНС). Она охватывала те же категории населения, только теперь помощь получала вся семья, а не отдельные ее члены.
Главным условием предоставления ВПНС является семейный доход ниже установленного уровня. Также в программу попадают дети, оставшиеся без попечения родителей и живущие в семье других родственников.
С 1996 года продолжительность получения пособий ограничивалась 5 годами, а также условием получения ВПНС стала трудовая деятельность. То есть в течение двух лет со дня включения в программу один из родителей должен устроится на работу или на профессиональное обучение.
Введение ВПНС привело к сокращению числа получателей и размера пособий.
По данным последнего отчета программы ВПНС, представленного Конгрессу США, в 2002 году государство потратило на программу 25,4 миллиарда долларов, в том числе из федерального бюджета 14,6 миллиардов долларов.
Реформа социальной помощи не привела к улучшению положения бедных семей с детьми, что вызвало резкую критику со стороны общественности.
Также, практически все получатели ВПНС включаются в программы продовольственной помощи.
Оказание
поддержки в форме
Более половины получателей продовольственных талонов – семьи с детьми.
Большую роль в продовольственной помощи играют школьные завтраки и обеды, которые нуждающиеся получают бесплатно или со скидкой.
Программой специального дополнительного питания для беременных женщин и имеющих маленьких детей охвачено 7,9 миллионов человек, а федеральные расходы составили 3,6 миллиардов долларов.
Значительная часть американских семей с детьми не может обеспечить себя жильем. Таким образом, проблемы семей в России и США похожи.
Несмотря
на большое количество программ социальной
помощи, их результативность невысока.
Эти программы
В
последнее время в США
Либеральная модель социальной политики подвергается критике, за свою неэффективность и ограниченность. По сути, широкий круг семей отрезан от получения социальной помощи, помощью обеспечиваются только наиболее нуждающиеся, да и эта помощь не гарантирует возможность вырваться из нищеты.
Правительства большинства развитых стран уже давно осознали проблему депопуляции и необходимость ее решения государство.
Тут встает ряд вопросов, таких как:
1) может ли государство влиять на рождаемость?
2) если может, то как?
3) делается ли это в интересах граждан своей страны?
Во Франции на эти вопросы отвечали положительно.
Это
обусловлено и тем, что после
Второй Мировой войны вопросы, связанные
с семейной политикой стояли в
общем контексте проблем
Во Франции, как и в других странах мира, существовало три основных подхода к решению проблем семьи и рождаемости:
1. ограничение доступа к средствам контрацепции и абортам;
2. экономическое поощрение семей к рождению детей – декретные отпуска, различные пособия и др.;
3. пропаганда семейных ценностей.
В последнем случае, примечательно, что даже правительство Виши (1940-1945 годы) настаивало на роли женщины как домохозяйки; при приеме на работу предпочтение отдавалось мужчинам, которые имели семью и детей. Таким образом, они должны были финансово обеспечивать семью, в то время как женщина выполняла функции по воспитанию детей.
Экономические меры поддержки рождаемости всегда были во Франции основными.
Уже в 1932 году был принят закон, который обязывал работодателей делать ежемесячные взносы в специальный фонд, созданный для поддержки многодетных семей.
В
1938 году такие пособия стали
Французское государство всегда поощряло официальные браки.
Это обусловлено двумя группами причин:
Информация о работе Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи