Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:04, дипломная работа
Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.
Предмет исследования – материнский капитал как новая форма социальной поддержки семьи.
Методы исследования – анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос.
Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
1. моральными причинами – многие политики и общественные деятели призывали к патриархальной, традиционной модели семьи;
2. демографическими причинами – партнеры, состоящие в официальном браке больше уверенны в стабильности и крепости данного союза;
Семьям во Франции и сейчас выплачиваются пособия. Часть из них охватывает все категории семей, часть из них зависит от уровня дохода семьи или родителя-одиночки, то есть, рассчитаны на малоимущие и социально уязвимые категории семей.
Важно, что демографическая политика ориентированна и на тех людей кто хочет, но по каким-то причинам не может иметь детей.
С начала 70-х годов ХХ века наблюдалось снижение коэффициента рождаемости.
А между тем, в современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям.
На сегодняшний момент во Франции действуют следующие виды пособий:
1. пособия многодетным семьям (более двух детей в семье);
2. пособие матерям (с пятого месяца беременности до трехмесячного возраста ребенка);
3. родительское пособие (для семей с тремя и более детьми, если один из них младше трех лет);
4. пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше трех лет);
5. еще одно пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше 6 лет);
6. пособие поддержки многодетных семей (для бедных семей с тремя и более детьми);
7. пособие родителю-одиночке (до достижения ребенком трехлетнего возраста);
8. пособие на подготовку ребенка к школе (только для бедных семей) и др..
Как видно, государство во Франции оказывает ощутимую помощь семьям, особенно тем, в которых более трех детей.
Помимо этого, применяется политика ограничение доступа к абортам и контрацепции (достаточно спорная и поэтому постепенно меняющаяся в направлении большей либерализации). Также миграционная политика была до некоторого времени средством пополнения населения страны, пока мигранты не стали создавать определенные проблемы
Аборты во Франции были легализованы в 1975 году под влиянием движения феминисток. Но существуют определенные ограничения – аборт разрешен только в первом и втором триместре по заключению комиссии врачей, существует определенный период подачи заявки на аборт.
Сам способ ограничения абортов и контрацепции оказался неэффективен, так как привел к росту числа криминальных абортов и высокой смертности матерей.
В настоящее время показатели абортов во Франции составляют 27 абортов на 1000 женщин.
В целом, благодаря принимаемым мерам по поддержке семей с детьми достаточно трудная демографическая ситуация во Франции медленно выправляется.
Модель социальной поддержки семьи во Франции достаточно продуктивна, но для применения подобного опыта в нашей стране нет достаточной материальной, юридической, организационной, научно-методической базы.
Как и многие другие страны, после Второй Мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум».
Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов по-прежнему составлял 2,5Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание политиков и ученых из других стран, что было обусловлено тем, что в других странах Европы рождаемость падал до самых низких уровней.
Многие связывали последующий спад рождаемости тем, что поколения женщин, родившиеся после войны, попали в другую структуру возможностей – развитие средств контрацепции, возможности абортов позволили женщинам выбирать, когда рожать ребенка и сколько иметь детей.
Для норвежских матерей с одним ребенком по-прежнему очень характерно рожать еще одного.
Норвежское
государство благосостояния имеет
длительную традицию масштабной социальной
политики, ориентированной на семью.
Однако эта политика была вызвана
не столько стремлением к
В Норвегии всеобщее право на оплачиваемый отпуск по рождению ребенка гарантируется Национальным актом страхования, принятым в 1956 году. Чтобы получить данное пособие, мать должна работать, по крайней мере, 6 из 10 месяцев, предшествующих рождению ребенка. Женщины, не удовлетворяющие этим требованиям, получают единовременную помощь в размере (по состоянию на 2002 год) 32 138 норвежских крон (приблизительно 3900 евро). Первоначально период получения пособия составлял лишь 12 недель, и размер компенсации был невелик. Ситуация не менялась до 1977 года, когда период получения пособия был увеличен до 18 недель, при этом отцы также получили право находиться в таком отпуске почти весь его период. Одновременно период гарантированного сохранения рабочего места (такая гарантия всегда давалась в случае отпуска по уходу за ребенком) был увеличен до одного года, то есть родители могли брать дополнительный, уже неоплачиваемый отпуск, не боясь потерять работу. Еще через год размер компенсации был существенно увеличен и стал покрывать 100% заработка для большинства матерей, имевших работу перед рождением ребенка. Затем, спустя еще почти десятилетие, период отпуска был увеличен еще и с 1987 года увеличивался несколько раз, в 1993 году достигнув следующих вариантов: 52 недели с 80% компенсацией зарплаты или 42 недели с полной компенсацией. Такая схема остается и в настоящее время.
Отцы могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением трех недель перед рождением и шести недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить две недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка.
Чтобы побудить обоих родителей к участию в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов – так называемая «квота для пап».
В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. В настоящее время месячное пособие составляет 3657 норвежских крон (450 долларов). Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду.
Детские сады, субсидируемые государством, быстро распространились в 1980-1990-е годы. Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. Размер субсидии увеличивается в зависимости от количества часов пребывания детей в саду и выше для детей 0-2 лет, чем для других детей дошкольного возраста. Многие частные детские сады также получают субсидии на уровне муниципалитета.
Основной принцип финансирования детских садов заключается в том, что затраты должны быть распределены между государством, муниципалитетами и родителями. Планировалось, что государство будет покрывать 40% затрат, а оставшиеся 60% будут поделены поровну между родителями и муниципалитетами. Однако, в связи со стремительным распространением частных детских садов, средний вклад муниципалитетов оказался ниже, а родителей – выше.
На государственном уровне размер родительского вклада не регулируется.
Субъект местного самоуправления – муниципалитет – может назначать цены самостоятельно.
В половине государственных детских садов размер оплаты для родителей зависит от дохода, в частных оплата фиксированная.
Но и в государственных, и в частных детских садах предлагается скидка, если родители приводят более одного ребенка.
Наблюдаемый в скандинавских странах на протяжении 1980-1990-х годов рост рождаемости вновь вызвал интерес к вопросу о том, может ли щедрая семейная политика стимулировать рождаемость.
Надо сказать, что точка зрения, высказанная Й. Стольтенберга, премьер-министром Норвегии в 2001 году, - важным детерминантом рождаемости является «качество» общества и уверенность населения по поводу будущего.
Современные
женщины образованны, выходят на
рынок труда наравне с
Как показывает норвежский опыт, дети остаются в планах и женщин, и мужчин, если общество будет готово принять на себя значительную часть ответственности и сопряженных издержек.
Это
подразумевает под собой
Возможно, страны с низким уровнем рождаемости, где еще многое улучшить в данной области, более всего выигрывают от реализации такой политики, особенно, если одновременно им удастся создать стабильную экономику и сформировать у населения оптимистичный взгляд в будущее.
Опыт
зарубежных показывает, что государство
осуществляет социальную политику в
разных направлениях – через поддержку
сети дошкольных образовательных учреждений,
материальную помощь, юридическую защиту
семьи и материнства, не материальную
помощь
2.2
Законодательство
Российской Федерации
в отношении семьи:
от социальных
пособий к сбережению
материнского капитала
Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.
Эта
позиция обозначена в Конституции
Российской Федерации, конституция
или уставах субъектов
Семья является конституционно-правовой категорией, основанной на браке (то есть юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающем взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей).
Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» будет сказано ниже, так как он лежит в основе данного исследования.
В этом параграфе внимание будет уделено трем нормативно-правовым документам – федеральным законам «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О государственной социальной поддержке», а также Концепция государственной семейной политики.
Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на следующие категории граждан:
1. граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
2. граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;
3. граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Этот закон устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:
- пособие по беременности и родам;
-
единовременное пособие
-
единовременное пособие при
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
-
ежемесячное пособие на
-
единовременное пособие при
-
единовременное пособие
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Выплата этих пособий производится за счет:
-
средств Фонда социального
-
средств федерального бюджета,
выделяемых в установленном
Информация о работе Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи