Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.
Предмет исследования – материнский капитал как новая форма социальной поддержки семьи.
Методы исследования – анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос.
Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.

Содержание

Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

     Проведенные исследования свидетельствует о  существовании серьезной проблемы ухудшения репродуктивного здоровья населения из-за некачественной медицинской  помощи. Необходимо дальнейшее изучение этой проблемы, в том числе и  с помощью новых социологических  опросов, как среди населения, так и среди медицинских работников. 

     1.4 Сбережение населения  как важнейшая  функция государства 

     Главное богатство любой страны – это  люди, человеческий потенциал.

     Снижение  рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой.

     Демографический переход имеет место в трансформирующемся обществе. Катастрофическое падение  уровня жизни основной массы населения  привело к тому, что женщины  детородного возраста стали отказываться от рождения детей.

     В большинстве конституций стран мира семья и брак, который лежит в основе семьи, не обходятся без внимания.

     Статья 38 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что семья, материнство  и детство находятся под защитой  государства.

     Расчетной базой для пособий до 2001 года был минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 2004 года МРОТ был увеличен до 720 рублей. Доля семейных и материнских пособий в процентах к внутреннему валовому продукту ежегодно сокращалось. Так, в 1991 году этот показатель составил 2,1%, в 1995 году – 0,8% и достиг к 2003-2004 годам величины, равной 0,3% ВВП.

     Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет установлено с 1 января 1994 года и выплачивается за счет средств  федерального бюджета по месту работы после окончания отпуска по беременности и родам. Размер пособия не зависит от количества детей, за которыми осуществляется уход.

     Размер  пособий по рождению и уходу за ребенком, выплачиваемых из федерального бюджета, довольно незначителен. То есть государство, до последнего времени, материально не стимулировало повышение рождаемости.

     Социальная  политика в отношении семьи, согласно рекомендациям ООН «должна стать  приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций».

     Но  не стоит забывать, что любая политика может быть эффективна тогда, когда  опирается на обоснованную стратегию, определенную программу действий, не должна быть ориентирована на текущий  момент, но должна осуществляться с  определенной перспективой в будущем.

     Для принятия управленческих решений в  социальной сфере, необходимо иметь  связь с семьей, знать с какими проблемами она сталкивается в разных регионах, в чем нуждается.

     Перед государственной социальной политикой  в отношении семьи сейчас стоят три основные задачи:

     1. обеспечение необходимых условий для выполнения семьей ее функций;

     2. обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;

     3. создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

     Эти цели достигаются при условии  соблюдения некоторой системы принципов:

     1. принцип саморазвития семьи (создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их потенциала);

     2. принцип социальной защиты (относится к тем семьям, которые оказались не в состоянии справиться со своими экономическими проблемами);

     3. принцип оказания прямых социальных услуг (индивидуальная помощь семьям в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем);

     4. принцип учета постоянно меняющихся потребностей семьи и корректировки условий (создание макро условий через законы, правительственные решения).

     Государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса.

     В связи с этим необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры по их социальной поддержке в период социально-экономической трансформации общества.

     Главную роль в формировании социальной политики в отношении семьи играет законодательство. 

     1.5 Материнский капитал  как инновационная  форма социальной  поддержки семьи 

     Под словом инновация обозначается некое  нововведение, новшество.

     В наши дни со словом инновация принято  связывать новейшие разработки в  области науки и техники.

     Но  немногие знают, что в инновациях нуждается и социальная сфера.

     Почему  материнский капитал можно считать  инновацией?

     Потому  что в системе социальной защиты семьи это является новым и, что  самое главное, конструктивным направлением.

     Про достоинства и недостатки системы материнского капитала было сказано выше. Главный «плюс» - в том, что государство решилось, пусть и под давлением обстоятельств (тяжелой демографической и социально-экономической ситуации в стране), на оказание дополнительной помощи семьям с детьми, «минус» в том, что распространенность, охват населения достаточно мал – он распространяется только на семьи, которые рожают второго и последующего детей, в то время, как в поддержки нуждаются семьи, которые имеют и одного ребенка, так как в нашей стране уровень доходов молодых граждан, особенно женщин репродуктивного возраста не высок.

     Надо  сказать, что последствия закона о материнском капитале чувствуются  уже сейчас.

     Недавно, в передаче новостей, президент России привел в пример опыт одного из регионов России, где молодым семьям, уже имеющим детей, полагаются земельные участки.

     То  есть сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствую  развитию и внедрению инноваций  в систему социальной защиты семьи.

     Одна  из претензий к создателям закона о материнском капитале заключается в том, что этот закон распространяется исключительно на матерей, в тоже время существует и такая категория как многодетные отцы-одиночки, пусть она и недостаточно распространенная.

     И это еще одно из направлений совершенствования данного закона, и еще одно направление для инноваций.

     Как показывает практика, большинство молодых  пар не могут преодолеть свою экономическую  зависимость от родителей. С появлением детей в семье, при условии, когда  существует проблема с дошкольными образовательными учреждениями для детей, молодые супруги вынуждены прибегать к помощи своих родителей. Все это мешает становлению молодой семьи, самостоятельности молодых супругов.

     Именно  поэтому сейчас усилия государства  направлены на улучшение экономического благополучия молодых семей.

     Из  опыта других стран видно, что  помощь должна быть комплексной и  включать в себя как средства материальной поддержки, закрепленные законодательно, так и помощь в воспитании детей, развитии сети дошкольных образовательных учреждений, как государственных, так и частных.

     На  наш взгляд, следующим этапом, следующим  за принятием закона о материнском  капитале, должно стать создание сети государственных и не государственных (возможно, основанных на системе государственного заказа) дошкольных образовательных учреждений для детей.

     В 90-е годы ХХ века многие дошкольные образовательные учреждения были запрошены, закрыты, стали использоваться по другому  назначении.

     Сейчас  на эту проблему снова обратили внимание.

     Инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость.

     В то же время, надо понимать, что на демографические  процессы оказывает влияние множество факторов. Сложность заключается в том, что не все факторы возможно учесть и дать им числовое выражение.

     Например, на рождаемость оказывают серьезное  влияние морально-нравственные факторы  – ценность семьи и детей, взаимоуважение супругов друг к другу.

     Именно  поэтому прогнозирование социальных процессов является достаточно сложной  проблемой, так же как и решение  выявленных проблем.

     Но  социальная политика должна быть основана на определенных научных разработках  и исследованиях.

     Прогнозирование последствий принимаемых на высоком уровне решений требует особого внимания.

     Резюмируя, надо сказать, что семья, на сегодняшний  момент представляет собой сложный  социальный институт, который включает в себя устоявшиеся системы отношений  между супругами, детьми и родителями, семьей и другими родственниками, семьей и государством и обществом.

     По  прежнему семья играет ключевую роль в жизни общества, семейный образ  жизни не только помогает непосредственному  воспроизводству населения, но и  решает экономические и хозяйственные задачи.

     Институт  семьи играет и важнейшую (а правильно  сказать определяющую) роль в социализации личности, принятии индивидом тех  норм, установок и ценностей, принятых в данном обществе. Главный субъект  воспитания человека – это семья.

     Но, на современном этапе, появляются новые формы семейных отношений.

     Сложный этический вопрос (как, впрочем, и  правовой), какую группу людей можно  назвать семьей?

     Этот  вопрос важен и в таком аспекте, – какие семьи могут претендовать на социальную поддержку государства?

     Мы  считаем, что главными критериями, по которым некую группу людей можно  считать семьей являются, во-первых, выполнение репродуктивной функции, во-вторых (менее значимый критерий), соответствие семейных взаимоотношений нормам законодательства.

     В первом случае, вполне понятно, что государство оказывает поддержку семье по причине необходимости рождения детей, в нашей стране эта проблема стоит очень остро.

     Во  втором случае, существующее законодательство должно совершенствоваться, в том  числе и те организационно-правовые вопросы, которые связаны с материнским капиталом.

     Исходя  из вышесказанного, следует сделать  несколько основных выводов:

     1. семья является важнейшим социальным образованием, с исторически сложившейся системой взаимоотношений;

     2. роль семьи в современном обществе определяется рядом выполняемых этим социальным институтом функций, в свою очередь сами функции определяются потребностями семьи;

     3. в своем историческом развитии, институты брака и семьи пришли к моногамии как наиболее эффективной форме семейно-брачных отношений;

     4. в формировании семьи и семейных ценностей во все времени и сейчас большую роль играли государство, религия, общественное мнение, отражавшие мораль и этическую составляющую семейно-брачных отношений;

     5. наряду с традиционным типом семьи, в наши дни появляется много альтернативных форм, таких как неполные семьи, сожительства, сознательно бездетные браки и др.;

     6. эти семьи являются, на ряду с малообеспеченными семьями, объектом воздействия социальной политики государства, так как существует ряд экономических, правовых и этических причин, почему они не могут оказать позитивное воспитательное воздействие на детей, или не могут иметь детей вообще;

Информация о работе Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи