Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:01, реферат
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения).
ВВЕДЕНИЕ
Личность
является объектом изучения ряда гуманитарных
наук, прежде всего философии, психологии
и социологии. Философию проблема
личности интересует в широком историко-
Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: «Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.
Социология,
в отличие от других наук, при
изучении личности выделяет социально-типичное.
Ключевым вопросом социологии является
выяснение, является ли каждый человек
личностью или нет? И если да, то что из
этого следует для него самого и для общества?
Социологическую теорию личности интересует
процесс формирования личности и развитие
ее потребностей в неразрывной связи с
функционированием и развитием социальных
отношений, изучение закономерной связи
личности и общества, личности и группы,
регуляция и саморегуляция социального
поведения личности. Некоторые проблемы
являются общими для социологии и социальной
психологии, поэтому граница между ними
в значительной степени условна.
1.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
В
русском языке давно
На данный момент выделяют четыре теории личности:
1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.
3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) «Ид» («оно») - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) «Эго» («Я») - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) «Суперэго» - осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно
4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.
Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.
Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.
Первый этап - человек.
Можно сказать «родился
Второй этап - индивид.
Индивид - это конкретный представитель человеческого рода.
Третий этап - индивидуальность.
Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
И, наконец, четвертый этап - личность.
Личность - это социальная сущность
человека, совокупность социальных
характеристик, которые
Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.
Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.
2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.
3. Культура общества - т.е. каждое общество дает всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.
4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный «Я – образ», который появляется в результате оценок окружающих.
5. Индивидуальный
опыт - это совокупность чувств, эмоций,
впечатлений, событий, переживаний, пережитых
личностью. Индивидуальный опыт уникален
и неповторим.
2.
ОБЩЕСТВО
В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.
Общество:
1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
2.
Круг людей, объединенных
3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
4. Человечество в целом.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.
Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.
Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.
Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.
Политическая
сфера – это область
Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».
Понятие личности выражает
Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.
Здесь можно предположить два существенных положения:
Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
-преобразование природной и
-
выход за рамки опыта,
Структура человеческой
-Цель
-Средства достижения цели
-Действия, направленные на достижение цели
-Результат.
Потребности человека:
-Биологические (самосохранение, дыхание),
-Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
-
Идеальные (в знаниях, в
3.
ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
В предыдущем пункте мы уже
затронули данный вопрос. Мне
хотелось бы более обширнее
осветить его, т.к. «личность
и индивид являются
Уже в животе у матери ребенок чувствует. Мать вступает в отношения с ним, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. У него развивается нервная система, и эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направляемого на живот матери. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, «пугается», «сердится», реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Иными словами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде.