Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Этой ночью мне не спалось. Мой мозг, как слетевшая операционная система, вместо привычных планов на завтра и дальнейших целей, выдавала сигнал за сигналом о беспокойстве. Почему же не спится-то? При ближайшем рассмотрении - оказалось моя совесть. Проснулась все-таки. Этот вид сигнала мой самый нелюбимый. Проснулась совесть – никакому компоненту организма теперь не даст уснуть, пока семестровая не будет выполнена. Она разбудила и честолюбие (только не это!) «ну и что ты теперь будешь делать? Возможность получения хорошей оценки снизилась вдвое. А ведь ты могла…». Даже промелькнувшая в голове, фраза Скарлетт О’Хары «я подумаю об этом завтра» не успокоила. Эти крупные инвесторы моей души, как совесть и честолюбие, подкупили еще один компонент организма – задницу. Встаю и берусь за дело. Подозреваю еще о подкупе пищеварительной системы, которая обычно перед работой говорит «подкрепись», а тут и не сигналит. Начнём!

Работа содержит 1 файл

Талап ДД.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Этой ночью мне не спалось. Мой  мозг, как слетевшая операционная система, вместо привычных планов на завтра и дальнейших целей, выдавала сигнал за сигналом о беспокойстве. Почему же не спится-то? При ближайшем  рассмотрении - оказалось моя совесть. Проснулась все-таки. Этот вид сигнала мой самый нелюбимый. Проснулась совесть – никакому компоненту организма теперь не даст уснуть, пока семестровая не будет выполнена. Она разбудила и честолюбие (только не это!) «ну и что ты теперь будешь делать? Возможность получения хорошей оценки снизилась вдвое. А ведь ты могла…». Даже промелькнувшая в голове, фраза Скарлетт О’Хары «я подумаю об этом завтра» не успокоила. Эти крупные инвесторы моей души, как совесть и честолюбие, подкупили еще один компонент организма – задницу. Встаю и берусь за дело. Подозреваю еще о подкупе пищеварительной системы, которая обычно перед работой говорит «подкрепись», а тут и не сигналит. Начнём!

При прочтении всех тем семестровой  мой монолог звучал так «не  то, не то, вообще не то… а вот на эту тему уже есть пару идей…» и на 24 теме высвечивается огромная лампочка над головой и большое желание взять именно «Личность и общество». Вот это название, вот это тема! Обычно в школе, при написании сочинений, я выдавливала из себя по каждому предложению, но эта тема генерирует в моей голове поток мыслей, которых нужно в срочном порядке собрать в кучу и рассортировать по полочкам. Хочу предупредить Вас, чтоб не пугались, в этой семестровой работе я изложила именно свои мысли на данную тему и теорию, подобранную под свое мышление, сформулированное за 20 лет жизни. Этот взгляд может не совпадать с Вашим мнением, что волнует. Но все-таки изложу его, а иначе смысл написания семестровой теряется.

Любое общество состоит  из людей, так же, как и любая  вещь из молекул и атомов. Люди делятся на две основные группы: серую массу и Личности (почему-то хочется писать это слово с большой буквы). У нас, у казахов, принято говорить на каждом дне рождении «қатарыңнан қалма, қатарыңнан озба, достарыңның арасында ойнап-күліп жүре бер» (дословно: не отставай от окружающих, не опережай их, ходи и дальше смеясь среди своих друзей). И думаю про себя «за что ж вы мне такое желаете?». Общаться с ними нужно (иначе есть риск стать социофобом), но не обязательно следовать их советам и жить жизнью аналогичной их жизни. Хорошие люди, конечно, но не тааак. Все-таки быть в ряду Личностей приятней, чем толпится в серой массе людей-хомячков с хомячковой жизнью. В их мире жизнь-шаблон, где ты думаешь мыслями-шаблонами и выходишь замуж строго по шаблону за такого же шаблонного парня в шаблонное время, а иначе пойдут упреки по шаблону, и придётся создавать сплошной шаблон-лайв! Вокруг меня общество, где люди упорно, пополняют ряды замотанных своей шаблонной жизнью, но и дальше живущих по накатанному сценарию без попыток вывести себя из состояния сомнительного комфорта. Пора мне уже вводить понятие «нормальные люди», так нелюбимое мной и часто употребляемое родителями на пару с учителями.

Добро пожаловать в «век толпы»! В эпоху Водолея… в XXI век! На счёт толпы, миром и вправду пытается править безликая серая масса, зомбированных СМИ людей (мы тоже на их счету, где-то под номером 6.578.901.784, потому что крутой номер в Казахстане дороже стоит. «Нормальным людям» незачем выделяться)! И тут главный вопрос. Что будет с теми, кто на них не похож, кто выше или ниже понятия «нормальный человек»?! Кто ниже нормальных людей, то есть инвалиды, отверженные, психически-больные, люди-мутанты, бомжи, смертельно-больные и т.д. вызывают либо насмешки, либо жалость (после выше перечисленного попробуем пожаловаться). Но мы их не будем касаться, так как нам с ними не по теме. А вот кто стоит выше большинства, им повезло меньше. Им достается за их гениальность, за их отличие, за то, что они лучше, умнее, быстрее красивее, талантливее или богаче других. Ну, скажите, признайтесь (хотя бы себе!), что трудно перенести то, что другой оказался лучше! И вот, исходя из этих инстинктов, мы хотим быть первыми или хотя бы в числе лидирующих и самым легким путем желательно. А таких миллионы, миллиарды! И каждый по-своему карабкается к своей цели, но вдруг «бааац!»… первое разочарование. Нам ломают крылья такие же, как и мы! Обидно?! Кстати, будет проведён социальный опрос по этому поводу. И мы с Вами узнаем мнения пятидесяти студентов о Личности. Варианты обозначать не буду, так как мнения могут не уложиться в диапазон возможных ответов.

Чувствую, что если и  дальше так продолжать, мой монолог  плавно перейдет в тавтологию. Ведь это я тут сижу, перечитываю  и балдею! А теория в социологии тоже очень важна. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Личность в системе социальных связей

 

Личность необходимо считать феноменом социальным, надбиологическим, в биологии человека она как бы не "прописана". "Личность, - утверждается в Российской социологической энциклопедии, - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения". Когда употребляется понятие "формирование личности", то имеется в виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

В повседневном и научном  языке очень часто встречаются  термины: "человек", "индивид", "личность". Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его "первокирпичик". Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной ("надприродной", социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 
Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 
1) биологические, генетически заданные предпосылки, 
2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Последнее условие является определяющим для формирования социально адаптированной личности.

Поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое  поведение как инструмент адаптации  к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь  с ролью, хотя ряд исследователей придерживается мнения, что выполняемая роль, так или иначе, влияет на личностные характеристики индивида.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую  систему, в которой можно выделить три уровня. Первый - это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или  отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе, уже рассмотренном в первом вопросе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность, как производную функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль распадается  на ролевые ожидания - то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Ролевая концепция социальных функций личности имеет свои ограничения, она должна быть верно интерпретирована. Ситуативно-ролевой подход, если видеть в нем сведение личности к простой  совокупности выполняемых ею социальных функций или, еще хуже, к ложному, разыгрываемому поведению, кажется нелепым и безнравственным. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости индивидуальных вариаций, чаще всего лишь отражение стереотипов массового сознания, за которыми, в конечном счете, стоят закономерности социальной структуры. А если отбросить все стереотипы и предвзятое мнение? Такое случится не сразу, так как людям привычней пользоваться мнением-шаблоном.

Социальная психология в известной мере оставляет эти  макросоциальные отношения "за скобками", понимая "роль" как структуру непосредственного межличностного взаимодействия. Привычные формы поведения неизбежно стандартизируются и подкрепляются системой взаимных ожиданий. От человека, который несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, "роль шутника" как бы приклеивается к нему и, так или иначе, включается в его "образ Я".

 Социальные роли  имеют большое влияние на формирование  личности человека, на его индивидуальность. Ролевая игра и вообще театрализованные формы воздействия занимают важное место в теории и практике современной психотерапии, будь то психодрама или групповой тренинг. Перефразируя названия популярных книг В. Леви, можно сказать, что психическое здоровье и "искусство быть собой" неотделимы от искусства становиться другим, играть, входить и выходить из роли, становиться на другую точку зрения и т.п. Неспособность к таким переменам говорит не столько о верности себе, сколько о монотонности бытия личности и ее психических процессов. В эксперименте С. Копеля и Г. Арковица 45 девушек - студенток подвергались небольшому электрошоку, причем одних просили изображать при этом спокойствие, а других - страх. Болевая чувствительность и порог терпимости испытуемых измерялись одновременно объективно (кожно-гальваническая реакция) и по самоотчетам. Девушки, изображавшие спокойствие, в самом деле переносили электрошок значительно легче, чем контрольная группа и особенно те, кто изображал страх. Социальная роль в значительной степени интегрирует с личностью, которая ее выполняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социализация: основные этапы

 

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. 

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.

Стадии социализации: 
1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет); 
2) подростковая 12 - 16-18 лет; 
3) взрослая после 18. 
Рубеж социализации - это рубеж полового созревания. 

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно) 
1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм; 
2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает; 
3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

Стадии социализации (Андреенкова Н.В.): 
1) первичная социализация, или социализация ребенка; 
2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная); 
3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет.

Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям: 
1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 
2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 
3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет 
целая группа людей.

Информация о работе Личность и общество