Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.

Содержание

I. Введение. ……………………………………………………...2

II. Основная часть.

Личность, индивид, индивидуальность…………………4
Типы и виды личности…………………………………...7
3. Развитие личности……………………………………….10
4. Три этики ………………………………………………...12
4. Свобода и ответственность……………………………....14
5. Взаимодействие личности и общества………………….15

III. Заключение. ………………………………………………...17

IV. Список используемой литературы. ……………………...18

Работа содержит 1 файл

Философия (выполнено).docx

— 44.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Философия

 

Реферат на тему «Личность и общество»

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

                                                             

                                            

Содержание

 

I. Введение. ……………………………………………………...2

 

II. Основная часть.

 

  1. Личность, индивид, индивидуальность…………………4
  2. Типы и виды личности…………………………………...7

3.   Развитие личности……………………………………….10

4.   Три этики ………………………………………………...12

   4.   Свобода и ответственность……………………………....14

5.  Взаимодействие личности и общества………………….15 

 

III. Заключение. ………………………………………………...17

 

IV. Список используемой  литературы. ……………………...18

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы  выдающихся ученых разных эпох, которые  пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть  человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так  как каждая личность представляет собой  обособленный духовный мир.  
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов. 

Канке писал, что «Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и  образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация  была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

Выяснилось, однако, что представление  об обществе как сумме индивидов  не во всех отношениях убедительно  и удовлетворительно. Каждый человек  находит общество как уже нечто  данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций.

Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое  время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.

Но и вторая концепция  оказалась с недостатками: она  не учитывала своеобразие, свободу  индивидов, их творчество. Поэтому в  наши дни стремятся соединить  достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций  общества. Имеется в виду, что  обе интерпретации должны все  время дополнять друг друга: в  постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.»

В моем реферате мы рассмотрим, во – первых, что такое личность, индивид, во – вторых, этапы становления  человека личностью, и как общество влияет на формирование личности, в  – третьих, взаимоотношение личности и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Индивид, личность, индивидуальность.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная  природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный  представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно  к его реальным антропологическим  и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так  как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных  задатков, врожденных особенностей в  развитии индивида опосредована социальными  факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное  или более общее, родовой жизни  человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств  человека, целостная система, формирующаяся  в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно- исторических и  единичных - неповторимых телесных и  духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается  индивидуализация его самого и его  отношений в различных областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий  его прогресса. 
Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная  система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. 
Личность представляет собой диалектическое единство общего социально- этического, особенного классового, национального и отдельно- индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. 
Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. 
Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры  отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. 
Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.

В зависимости от характера  общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность  оказывать большее или меньшее  влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует  человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек 
- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. 
Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

 

 

 

 

Виды и типы личности.

В учебнике Философия под  редакцией доктора философских  наук В.П. 
Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, 
подробнее которые я хочу раскрыть. 
Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.  
Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телесная 
организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на 
телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый предмет для 
познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как 
помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности 
можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и 
интеллектуального труда украшения его быта, коллекции, письма, 
рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его 
увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего 
тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, 
относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории 
общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: « каждый человек есть 
целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним». 
          Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш 
действительный успех, а знаменатель наши притязания. 
           При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет 
возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: «Приравняй твои 
притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих». 
          

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро 
нашего Я, на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, 
отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано 
или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает 
задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. 
Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается 
путем образования или подражания даже лучшим примером. 
 
Зачастую духовность не только держит личность, но и является высшим 
благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей 
жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как мыслящем 
тростнике подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях 
бытия. Более того, история дает массу примеров, когда интенсивная 
духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и 
активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, 
выживали и в условиях каторг и концлагерей. 
            Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности: 
Первый тип деятели. К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, 
воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, 
менеджеры и т.д. Для них главное активное действие, изменение мира и 
других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом 
высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. 
Потребность в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе 
цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей 
ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист 
Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало». 
         Второй тип мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не 
для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ 
мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую 
память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, 
Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о 
свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому 
судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. 
никакой пророк не принимается в своем Отечестве. 
        Третий тип люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как трещина 
мира (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели 
литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают 
самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, 
что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась 
атомная бомба, а его великий современник А, Блок слышал музыку революции 
задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что 
мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. 
          Четвертый тип гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы вчувствуются в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, 
Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей 
действительности живые примеры служения людям, независимо от их расы, 
нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и 
других признаков. 
         В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с 
определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя 
какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что 
определенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, 
ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, 
чувственный, гуманист и подвижник.

Информация о работе Личность и общество