Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:17, реферат
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
I. Введение. ……………………………………………………...2
II. Основная часть.
Личность, индивид, индивидуальность…………………4
Типы и виды личности…………………………………...7
3. Развитие личности……………………………………….10
4. Три этики ………………………………………………...12
4. Свобода и ответственность……………………………....14
5. Взаимодействие личности и общества………………….15
III. Заключение. ………………………………………………...17
IV. Список используемой литературы. ……………………...18
Философия
Реферат на тему «Личность и общество»
Содержание
I. Введение. ……………………………………………………...2
II. Основная часть.
3. Развитие личности……………………………………….10
4. Три этики ………………………………………………..
4. Свобода и ответственность……………………………....
5. Взаимодействие личности
и общества………………….15
III. Заключение. ………………………………………………...17
IV. Список используемой литературы. ……………………...18
ВВЕДЕНИЕ.
Проблемы личности, личности
и общества всегда затрагивали умы
выдающихся ученых разных эпох, которые
пытались определить место личности
в человеческом обществе и рассмотреть
человеческую личность, как обособленную
индивидуальность вне общества, так
как каждая личность представляет собой
обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов
всегда сопоставлялись интересы личности
и общества. Общество представляет собой
единый и огромный механизм, состоящий
из крошечных элементов - человеческих
личностей. И чем дальше развивалось общество,
тем все актуальнее становилась проблема
личности и общества, которая все чаще
затрагивается на страницах книг и журналов.
Канке писал, что «Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.
Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).
Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций.
Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.
Но и вторая концепция
оказалась с недостатками: она
не учитывала своеобразие, свободу
индивидов, их творчество. Поэтому в
наши дни стремятся соединить
достоинства
В моем реферате мы рассмотрим, во – первых, что такое личность, индивид, во – вторых, этапы становления человека личностью, и как общество влияет на формирование личности, в – третьих, взаимоотношение личности и общества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Индивид, личность, индивидуальность.
Личность - это человеческий
индивид в аспекте его
Важная роль природных
задатков, врожденных особенностей в
развитии индивида опосредована социальными
факторами. Способ существования индивидуальной
жизни есть проявление более особенное
или более общее, родовой жизни
человека. Индивидуальность - это единство
уникальных и универсальных свойств
человека, целостная система, формирующаяся
в процессе динамического взаимодействия
его качеств, общих, типичных - общечеловеческих,
природных и социальных признаков,
особенных - конкретно- исторических и
единичных - неповторимых телесных и
духовно-этических
Развитие индивидуальности
играет важную роль в истории человечества
как одно из необходимых условий
его прогресса.
Индивидуализация и совершенствование
личности неразрывно связаны с преобразованием
общества, с ликвидацией отчуждения, с
борьбой против индивидуализма и созданием
условий сотрудничества и взаимопомощи
в обществе. Хотя природная основа личности,
ее биологические особенности определяются
факторами развития, ее сущностным основанием
являются не ее природные качества, а качества
социально-значимые - взгляды, способности,
потребности, интересы, моральные убеждения.
Личность - это динамическая,
относительно устойчивая целостная
система интеллектуально-
Личность представляет собой диалектическое
единство общего социально- этического,
особенного классового, национального
и отдельно- индивидуального. В конкретно-исторических
обстоятельствах личность выступает как
целостность, которая задана определенной
социальной системой.
Личность - это действительность индивида,
как социального феномена и субъекта,
реализующего себя в различных видах социального
общения.
Социальные качества личности проявляются
в ее действиях, поступках, отношениях
между людьми. По этим поступкам можно
в известной степени судить о внутреннем
мире человека, его духовных и нравственных
качествах как положительных, так и отрицательных.
Познание структуры личности
возможно как в общеисторическом
плане, так и в плане исследований
тех или иных аспектов этой структуры
отдельными науками - биологией, психологией,
социологией, педагогикой.
Определяющее воздействие социальных
и природных факторов на формирование
и развитие личности происходит через
ее субъективность. Внутреннее содержание
личности, ее субъективный мир - это не
результат механического внедрения, в
ее сознание многообразных внешних воздействий,
а итог той внутренней работы самой личности,
в процессе которой внешнее, пройдя через
субъективность личности, перерабатывается,
осваивается и применяется в практической
деятельности.
В зависимости от характера
общественных отношений, уровня знаний
и силы воли индивид обретает возможность
оказывать большее или меньшее
влияние на факторы его развития.
Понятие “личность” характеризует
человека как активного субъекта социальных
отношений. В то же время человек
- это не только субъект, но и объект деятельности,
совокупность функций, которые он выполняет
в силу сложившегося разделения труда,
принадлежность к тому или иному классу
или социальной группе с их идеологией
и психологией.
Одним из важнейших качеств, стержнем
личности является характер мировоззрения
личности, которое в значительной мере
предопределяет направленность и особенность
всех социально-значимых ее решений и
проступков. Социальная структура личности
формируется в производственной деятельности
и во внепроизводственных отношениях.
Степень развития личности прямо зависит
от богатства реальных общественных отношений,
в которые она включена. Эта закономерность
лежит в основе разработок типологии личности.
Виды и типы личности.
В учебнике Философия под
редакцией доктора философских
наук В.П.
Кохановского выделяются три вида личности
и четыре типа личности,
подробнее которые я хочу раскрыть.
Итак, выделяют физическую, социальную
и духовную личности.
Физическая личность или физическое Я
- это тело, или, телесная
организация человека, самый устойчивый
компонент личности, основанный на
телесных свойствах и самоощущениях. Тело
не только первый предмет для
познания, но и обязательный компонент
личностного мира человека, как
помогающее, так и мешающее в процессах
общения. К физической личности
можно также отнести одежду, домашний
очаг, произведения ручного и
интеллектуального труда украшения его
быта, коллекции, письма,
рукописи. По данным элементам можно много
сказать о человека, о его
увлечениях. Сразу распознать творческую
личность. Защита себя, своего
тела, своей идентичности, равно как и
своего ближайшего окружения,
относится к числу древнейших личностных
качеств человека и в истории
общества, и в истории индивида. Как сказал
Г. Гейне: « каждый человек есть
целый мир, рождающийся и умирающий вместе
с ним».
Социальная
личность складывается в общении с людьми,
начиная с первичных форм общения матери
с ребенком. По сути дела она предстает
как система социальных ролей человека,
в разных группах, мнением которым он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии,
общественной деятельности, дружбе, любви,
соперничестве и т.д. формируют социальную
структуру личности. Психологи отмечают,
что довольство или недовольство собой
всецело определяется дробью, в которой
числитель выражает наш
действительный успех, а знаменатель наши
притязания.
При
увеличении числителя и уменьшении знаменателя,
дробь будет
возрастать. По этому поводу Т. Карлейль
говорил: «Приравняй твои
притязания к нулю и целый мир будет у
ног твоих».
И, наконец, духовная личность
составляет тот невидимый стержень,
ядро
нашего Я, на котором все и держится. Это
внутренние духовные состояния,
отражающие стремление к определенным
духовным ценностям и идеалам. Рано
или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные
моменты жизни начинает
задумываться над смыслом своего существования
и духовного развития.
Духовность человека не является чем-то
внешним, она не приобретается
путем образования или подражания даже
лучшим примером.
Зачастую духовность не только держит
личность, но и является высшим
благом, верховной целостностью, во имя
которой иногда жертвуют своей
жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля
о человеке, как мыслящем
тростнике подчеркивается сила духа, даже
при самых суровых условиях
бытия. Более того, история дает массу
примеров, когда интенсивная
духовная жизнь была залогом не только
физического выживания, но и
активного долголетия. Люди, сохраняющие
свой духовный мир, как правило,
выживали и в условиях каторг и концлагерей.
Также,
выделяют несколько крупных социальных
типов личности:
Первый тип деятели. К ним относятся: рыболовы,
охотники, ремесленники,
воины, земледельцы, рабочие, инженеры,
геологи, медики, педагоги,
менеджеры и т.д. Для них главное активное
действие, изменение мира и
других людей, а также самого себя. Они
живут работой, находя в этом
высшее удовлетворение, даже если её плоды
и не столь заметны.
Потребность в таких личностях была всегда
- эти люди активны, знают себе
цену, обладают чувством собственного
достоинства, осознают меру своей
ответственности за себя, за свою семью,
за свой народ. Ещё Евангелист
Лука приводил слова Христа: «Жатвы много,
а делателей мало».
Второй тип
мыслители. Эти люди, по словам Пифагора,
приходят в мир не
для того чтобы соревноваться и торговать,
а смотреть и размышлять. Образ
мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя
традиции рода и его историческую
память, всегда пользовался огромным авторитетом.
Будда и Заратустра,
Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций
и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались
либо посланцами богов, либо обожествлялись
сами. Размышления о мире, о его происхождении,
о человеке, о личности, о
свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то
мере, мужества. Поэтому
судьбы многих выдающихся мыслителей
прошлого и настоящего трагичны, т.к.
никакой пророк не принимается в своем
Отечестве.
Третий тип люди
чувств и эмоций, которые остро чувствуют,
как трещина
мира (Г. Гейне) проходит через их сердца.
Прежде всего, это деятели
литературы и искусства, гениальные прозрения
которых зачастую опережают
самые смелые научные прогнозы и прорицания
мудрецов. Известно, например,
что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал
стихи, где упоминалась
атомная бомба, а его великий современник
А, Блок слышал музыку революции
задолго до её начала. Таких примеров немало
и они говорят о том, что
мощь интуиции великих поэтов и художников
граничит с чудом.
Четвертый
тип гуманисты и подвижники, отличающиеся
обостренным чувством ощущения душевного
состояния другого человека, как бы вчувствуются
в него, облегчая душевное и телесное страдание.
Их сила в вере в свое предназначение,
в любви к людям и всему живому, в активном
деянии. Они сделали делом своей жизни
милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон,
Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их
последователей в истории и нашей
действительности живые примеры служения
людям, независимо от их расы,
нации, возраста, пола, состояния, происхождения,
вероисповедания и
других признаков.
В современном
обществе встречаются все четыре типа
личности либо с
определенной ярко выраженной характеристикой,
либо включая в себя
какую-то частичку от других типов личности.
Нельзя утверждать, что
определенный человек не относится ни
к одному из типов, это неправильно,
ведь, возможно в каждом человеке есть
деятель, мыслитель, эмоциональный,
чувственный, гуманист и подвижник.