Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Тема личности, отношений личности и общества относится к наиболее увлекательным и актуальным проблемам в социологии. Личность происходит от слова личина — маска. Индивидуум всегда и везде играет некую роль. В этих ролях мы познаем самих себя. Исполнение роли становится нашей второй природой и интегральной частью личности.

Содержание

Введение3
Личность в системе социальных связей4
Социализация: Основные этапы8
Личность и общество13
Заключение16
Список литературы17

Работа содержит 1 файл

Личность и общество.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение3

Личность в системе социальных связей4

Социализация: Основные этапы8

Личность и общество13

Заключение16

Список литературы17

 

 

 

Введение

 

Тема личности, отношений личности и общества относится к наиболее увлекательным и актуальным проблемам в социологии. Личность происходит от слова личина — маска. Индивидуум всегда и везде играет некую роль. В этих ролях  мы познаем  самих себя. Исполнение роли становится нашей второй природой и интегральной частью личности.

Личность постоянно связана с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные взаимоотношения. Личность — существо социальное. Это положение позволяет отметить и выделить надприродную сущность человека. Личность — это плод развития индивида, полное выражение социальных свойств человека. «Человеком рождаются, а личностью становятся» Какими личностями становятся те или другие люди — это находится в зависимости от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

Все социальные процессы — экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющие собою те или иные личности. Возникают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических выводах и их значении для жизни и развитии человечества.

 

 

 

 

 

 

 

Личность в системе социальных связей

 

Опосредованной звеном между целью  общества и личности выступает социальная система. На основании того, как индивид становится элементом социальной организации, интегрируется в общество, определяется способность социальной организации влиять на личность (социализировать ее), а также ее способность поддаваться влиянию других людей.

Социальный статус и  социальная роль личности

Выяснение места и роли личности в социальной системе возможно через  раскрытие понятия "социальный статус".

Социальный статус личности - это  ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью  к определенной социальной группе или  сообществу, совокупность ее социальных ролей и качество и степень их выполнения.

Он охватывает обобщающую характеристику положения индивида в обществе: профессию, квалификацию, образование, характер выполняемой  работы, должность, материальное положение, наличие власти, партийную и профсоюзную  принадлежность, деловые отношения, принадлежность к демографическим  или этнических групп (национальность, религиозность, возраст, семейное положение , родственные связи. Социальные статусы делятся на присвоены или полученные независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст и т.п.). Среди статусов отличают интегральный и вспомогательные. Иногда их взаимодействие может приводить внутриличностные конфликты.

Социальная роль - типичное поведение  человека, связанная с ее социальным статусом, не вызывает негативной реакции  социальной среды.

Человек в общественной жизни, как правило, выполняет несколько социальных ролей, которые образуют, по терминологии Р. Мертона, "ролевой набор". Социальные роли могут закрепляться формально (через посредство закона или иного правового акта или иметь неформальный характер (моральные нормы поведения в определенном обществе.

О социальной роли говорится тогда, когда при длительной социального взаимодействия регулярно воспроизводятся определенные стереотипы поведения. То есть роль является отдельным аспектом целостного поведения. Конкретные индивиды выступают во многих ролях. Противоречия между отдельными социальными ролями порождают ролевые конфликты, как внутри-, так и межличностные. Они часто выступают как борьба мотивов деятельности, что свидетельствует не только о существовании иерархии социальных статусов, но и об иерархии социальных ролей. Свободный выбор лицом первоочередности реализации определенных мотивов является относительным, поскольку человек находится под давлением социальных функций, статусов и ролей, благодаря чему становится частью общества, социальной сообщества. Совокупность социальных ролей личности отражает социальные отношения в обществе.

Ролевые теории личности. Их авторы Д. Мид, Р. Мертон и другие признают зависимость социальной роли человека как существа социального ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение между представлениями о социальной роли той или иной личности и реальной поведением является основой социальных конфликтов, имеющих межличностный характер. Вследствие выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собой, может возникнуть внутренний конфликт личности. Его следствием, как правило, является стресс. Именно в выявлении предконфликтной и передстресових ситуаций или оснований для этого, а также в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей и заключается роль социологии.

Теории социальной установки рассматривают личность как результат действия установок, влияний, давления. Аккумуляция человеком в течение жизни различных установок приводит к тому, что он привыкает быть личностью; у нее складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.

Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. В ней находят дальнейшее развитие исходные положения теории социальной установки. Базовым в ней есть понятие "диспозиции личности".

Диспозиция  личности - склонность человека к определенному  восприятию условий деятельности и  определенного поведения в этих условиях.

Диспозиции  делятся на высшие, среднего типа и ниже. Высшие диспозиции регулируют общую поведение личности, определяют ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (склонность личности к конкретному типу поведения в конкретных ситуациях, в конкретном предметном и социальной среде) . Диспозиции среднего типа дифференцируют восприятия и реакции личности на различные группы и совокупность объектов и явлений социальной действительности. Ниже диспозиции - это склонность к определенному поведению в конкретных сферах деятельности, направленность действий и поступков в типичных ситуациях.

 

Структурно диспозиции содержат три  компонента: когнитивный (осознание  личностью объекта установки  на абстрактно-теоретическом уровне. Аффективный (эмоциональная оценка объекта); коннативные, поведенческий (воля и стремление к действию, направленная на объект переддия.

Теории референтной группы. По мнению их сторонников, сверхширокие социальные образования неспособны обеспечить комфортное самочувствие и существования личности, поэтому референтные группы больше соответствуют ее стремлениям, интересам и потребностям, поскольку она сама выбирает их, принадлежит им по собственной воле.

Референтная группа - социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение, к которой принадлежал в прошлом, предстоит в конкретное время, стремится принадлежать в будущем.

Референтными группами могут быть различные социальные сообщества: семья, класс, религиозные общины, производственные кооперативы, политические партии и т.д.

В регуляции жизнедеятельности  личности важную роль играют нормы (правило, образец) как средства социальной регуляции  и контроля деятельности субъектов. Они непосредственно влияют на процессы мышления и характер действий личности, определяют содержание установок, диспозиций, влияющие на процесс социализации личности.

На различных  проблемах развития личности сосредоточиваются  концепции системного подхода, управления, теории "человеческих отношений" и др. Однако фрагментарность ее методологии не позволяет раскрывать всю полноту механизмов жизнедеятельности  личности.

Еще одно направление связано с  изучением феномена активности личности, т.е. с анализом личности как субъекта собственной жизнедеятельности, жизнедеятельности  социальных групп и общества в  целом. Видное место в нем занимает исследование жизненной позиции  личности. Например, Ж. Пиаже и Р. Мертон, анализируя социальную адаптацию  личности, пришли к выводу, что это  двусторонний процесс, результат встречной активности субъекта и социальной среды. Включаясь в общественную жизнь, личность сохраняет свободу выбора социальных ролей, социальных общностей, ценностей, форм и видов деятельности. Уровень свободы социальной активности человека зависит от типа общества, каждый из которых по-разному ограничивает свободу выбора. Но даже при тоталитарных, авторитарных режимов человек пытается проявлять активность в реализации цели.

 

Социализация: основные этапы

 

Термин "социализация" не имеет однозначного толкования. Если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первое стороной социализации является усвоение социального опыта –  это характеристика того, как среда  воздействует на человека; вторая сторона  характеризует момент воздействия  человека на  среду с помощью  деятельности.

Социализация есть процесс становления  личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением  все новых и новых видов  деятельности. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между  ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать  продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Возникает  и второй процесс – центрирование  вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему  всех остальных деятельностей. Третий процесс – это освоение личностью  в ходе реализации деятельности новых  ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение –  рассматривается в контексте  социализации также со стороны его  расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение  неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах  осуществляется умножение связей общения  и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Особенно детально с этой точки зрения исследованы  некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст.

Третья сфера социализации –  развитие самосознания личности. В  самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания – вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Как известно, особое значение для  развития личности имеет период раннего  детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий  хронологически с периодом раннего  детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том  же теоретическом ключе экспериментальные  работы, исследующие социализацию в  период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы  социальной психологии делают сегодня  особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и  юности можно считать общепринятым.

Информация о работе Личность и общество